Вы здесь

Какие инвестиции делают периферию привлекательной для собственного дела


В белорусско-российском приграничье все больше граждан понимают, что у нас можно хорошо зарабатывать. И не надо никуда ехать — на родине есть возможность не только устроиться на рабочее место со сравнительно высокой оплатой, но и возбудить свое дело. И можно это сделать без займов и кредитов, соответственно, долгов. Стать предпринимателем возможно независимо от возраста и образования. И ради этого нужно немного: желание, немного интуиции и терпения — да, пожалуй, и все, чтобы ежемесячно получать достойные суммы денег.


Татьяна Гиловейня, парикмахер из Лиозно.

Шпаргалка для «чайников»

В Лиозненском районе тем, кто хочет работать на себя — грех жаловаться на местную власть. Каждый, кто пожелает, может, даже не выходя за дверь жилья, начать обучаться азам бизнеса.

Так, в районной газете «Сцяг перамогі» существует проект «Свое дело: советы для „чайников“ и не только». В редакции констатируют, что молодежь, люди среднего, да и некоторые личности предпенсионного возраста и рады бы стать предпринимателями, но их останавливает отсутствие понимания, чем хотели бы заняться. Журналисты говорят, что элементарное незнание, с чего начать, как оформлять документацию, налоговые нюансы не способствуют увеличению количества деловых людей. Поэтому газета решила выступить площадкой для своеобразной школы бизнеса и приглашать к себе специалистов в различных сферах...

Здесь уже разместили информацию о том, как получить деньги из бюджета для открытия своего дела, начать бизнес без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, найти свою нишу на рынке услуг и так далее. В рамках проекта проводятся тематические семинары, где подсказывают, что делать, если, как говорится, «пришла проверка», о роли малого бизнеса в экономике района.

Безусловно, лучшая реклама бизнеса — исповедь тех, кто им начал заниматься или вообще имеет хороший опыт. Очень вдохновляют слова Сергея козыря, старейшины деревни Ордеж, который в середине 1990-х решил заняться фермерством. Он чрезвычайно интересно рассказал о первых неудачах, в неурожайные годы и, наоборот, о том, как развивал хозяйство, о том, что как окупается...

В отделе экономики райисполкома сообщили — на Лиозненщине семь крестьянско-фермерских хозяйств.

Рад каждому

Малый бизнес Лиозненского района, кроме этого, представлен около 140 индивидуальными предпринимателями, приблизительно 40 организациями частной формы собственности. Предпринимательство ведется в пяти отраслях экономики: в торговле, производстве, услугах, транспорте, строительстве.

В райисполкоме напомнили, что в условиях рыночной экономики развитие малого предпринимательства — основа создания конкурентной среды. Понятно, что оно служит и расширению экспортного потенциала, инвестиционной деятельности, повышению мобильности и эффективности производства. И, конечно, все это обеспечивает стабильность в развитии любого региона.

Заместитель председателя райисполкома по социальным вопросам Ирина Дервоед сообщила, что для желающих работать на себя в райисполкоме двери открыты на всех уровнях руководства, достаточно лишь проявить интерес. Тогда проконсультируют по разным вопросам, подскажут, чем лучше заняться, какая ниша может стать той самой «золотой жилой». Обязательно дадут конкретные советы, где взять стартовый капитал, приобрести технику и инструменты, помогут найти помещения.

Самозанятость у жителей района становится все популярнее. В управлении по труду, занятости и социальной защите Лиозненского районного исполнительного комитета сообщили, что в прошлом году зарегистрировали 65 ремесленников, трех владельцев объектов сельского туризма и 64 плательщиков единого налога.

Искусство делать красоту

Татьяна Гиловейня как раз и платит единый налог, так как делает прически. Работает на первом этаже здания, где раньше находилось районное потребительское общество.

В частности, в городском поселке с населением около 6,7 тысячи человек вместе с государственной — аж семь парикмахерских. И как они борются за клиентов? Моя собеседница говорит, что, например, к ней любят приходить женщины с детьми. Разумеется, малышам трудно долго сидеть на месте. Но Татьяна, как настоящая волшебница, находит подход к самой капризной девочке или мальчишке.

Да и к очень «звездным» взрослым найдет подход. Она — мастер-универсал. Кстати, на мою шутку насчет того, что может и барбер, сказала, что, конечно, парикмахеры не очень любят «возиться с бородой», потому что времени нужно много, да и все-таки, ощущается дефицит соответствующих инструментов. Но мужчины знают, к кому прийти — и это она умеет.

Татьяна рассказывает о своем деле, как поэт, возвышенными словами. Ну, например: «Эта профессия вдохновляет и развивает». Парикмахер с юмором говорит, что у нее есть даже муза — муж! Кстати, он тоже творческий человек — художник по образованию. Его изделия из металла — скамейку и цветок — можно увидеть в парикмахерской.

Кстати, обучалась Татьяна искусству парикмахера в Витебском индустриально-педагогическом колледже. Ездила туда ежедневно на учебу, находясь при этом в декретном отпуске, из Лиозно — это примерно сорок километров. А первые уроки она получила в начале 1990-х, когда училась в Витебске на швею-вышивальщицу. Тогда бывшая мастер причесок пригласила ее в кружок.

До того как начать зарабатывать самостоятельно, поработала в одном из лиозненских салонов красоты. И в российскую Рудню, до которой примерно пятнадцать километров, ездила. Там очень ценили ее вежливость, серьезность в плане освоения профессии и желание стать мастером с большой буквы. В свою очередь женщина очень благодарна тем, кто к ней приходил, верил в то, что она сможет их сделать более привлекательными.

Но Татьяна решила, что быть сама себе хозяйкой на работе — лучше.

Что касается налогов, каждый месяц платит чуть больше двадцати рублей. Хочешь работать только по вызовам, дома у клиентов — пожалуйста. Кроме воскресенья, Татьяна постоянно в салоне. Конечно, по зарплате сказывается сезонность: в теплое время года женщины чаще приходят, чтобы навести красоту. Близость областного центра влияет также, ведь некоторые принципиально хотят сделать прическу в городе, мол, так престижнее. Но, когда сравнивают соотношение цены и качества, нередко один раз, обратившись к Тане, больше не тратят деньги и время, чтобы доехать в Витебск.

Безусловно, человеческий фактор в бизнесе — очень важно. Если ты к каждому относишься, как к ожидаемому гостю, будут стоять и в очереди за услугой.

P.S. В глубинке бизнеса предлагаются преференции. И этим пользуются все больше те, кто оказывает услуги. Здесь богатый выбор объектов недвижимости, трудолюбивые люди, которые с легкостью смогут изменить сферу деятельности, близость к России — «бонусы», которые делают инвестиции в периферию привлекательными​.

Александр ПУКШАНСКИЙ

Фото автора

Название в газете: Бонусы ініцыятыўным

Выбор редакции

Спорт

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

Интервью с олимпийским чемпионом по фехтованию.

Здоровье

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Несколько советов от врача-инфекциониста.