Вы здесь

Почему клеточную терапию называют «терапией отчаяния» и по каким причинам стволовые клетки нежелательно применять для омоложения


Для лечения каких заболеваний используют стволовые клетки в нашей стране

Клеточные технологии, или так называемое лечение стволовыми клетками, применяются в белорусской медицине относительно недавно. Около десятилетия назад началось его испытание, и всего несколько лет методику используют для лечения пациентов. Основные направления, где прижилась клеточная терапия, — неврология и травматология, а также онкология. Всего около тысячи больных прошло клеточную терапию в нашей стране. Специалисты рассказали, каких результатов достигли, почему такое лечение называют «терапией отчаяния» и по каким причинам стволовые клетки нежелательно применять для омоложения.


В онкологии, иммунологии и стоматологии

Клеточная терапия рекомендована для лечения около 70 заболеваний. В Беларуси ее опробовали для трех десятков болезней.

— В организме каждого человека есть небольшой запас стволовых клеток, но с возрастом он становится все меньше и меньше. У новорожденного соотношение стволовых клеток и остальных составляет 1:300, А у меня уже где — то 1:300 000, — рассказывает заведующий отделом клеточных биотехнологий РНПЦ трансфузиологии и медицинских биотехнологий, главный внештатный специалист Министерства здравоохранения по клеточным технологиям, доктор медицинских наук, профессор Михаил Потапнев. — И когда мы заболели, а потом поправились, это работают наши внутренние стволовые клетки. Применяя полученные в лаборатории клетки, мы помогаем организму восстановиться. Но клеточная терапия эффективна там, где не помогает длительный прием препаратов. Поэтому ее называем терапией резерва, или «терапией отчаяния». Здесь врачам приходится взвешивать, кому применять такое лечение, а кому нет.

Различные заболевания требуют разной дозы стволовых клеток, а потому и количество инъекций везде различно, как и методы их введения. Курсы лечения желательно через какое-то время повторять.

Клеточная терапия дополняет стандартные методы лечения, если брать ту же онкологию. И по сравнению с химиотерапией переносится неплохо. У пациента берут кровь, выращивают стволовые клетки в лабораторных условиях и вводят их больному.

Одним из лидеров в применении стволовых клеток стал Институт биофизики и клеточной инженерии НАН Беларуси. Здесь занимаются разработкой, испытаниями, производством и хранением стволовых клеток. Они используются как для медучреждений, так и для собственного применения. В институте функционирует отделение клеточной терапии, где ведется амбулаторный прием. С начала прошлого года здесь пролечено 200 пациентов, из них 110 — на платной основе.

— Около 65 % пациентов — с онкозаболеваниями. Причем большая их часть — с раком поджелудочной железы, — рассказывает директор Института биофизики и клеточной биоинженерии НАН Беларуси, кандидат медицинских наук, доцент Андрей Гончаров. — Большинству из них такое лечение помогает продлить жизнь на несколько месяцев. Это неплохое достижение. Рак поджелудочной железы — тяжелое онкологическое заболевание, где изначально прогноз очень плохой. У нас есть пациенты с выраженной 4-й стадией, живущие несколько лет.

Используются стволовые клетки и для лечения заболеваний, в основе которых лежит излишний иммунный ответ. Они угнетают его, а вместе с ним и воспаление.

— На базе НПЦ хирургии и трансплантологии проходит клиническое испытание использования наших стволовых клеток для лечения системной красной волчанки — тяжелой болезни, которая за несколько лет приводит к инвалидности. Это клетки от нескольких доноров, и они обладают высокой противовоспалительной иммуномоделирующей активностью. Результаты пока очень неплохие. Мы заметили замедление прогрессирования болезни, — отмечает Андрей Гончаров.

По словам руководителя института, активно используются стволовые клетки и в стоматологии. Причем применяются как недифференцированные, так и дифференцированные клетки, которые становятся основой не только мягких тканей, но и костей. В частности, в рамках научного проекта такое лечение применялось при рецессии (уменьшении объема) десны. С помощью стволовых клеток удается достичь увеличения объема десны, и этого эффекта хватает на 1-2 года. Второй научный проект направлен на восстановление костной ткани.

Кроме этого, Институт биофизики проводит клинические испытания по лечению стволовыми клетками болезней глаз, ожогов, бесплодия, недержания мочи у мужчин после простатектомии. Работают здесь над био- и 3D-печатью, в частности печатью искусственной кожи. Всего институт совместно с заинтересованными проводит 26 клинических испытаний. Уже зарегистрировано четыре биомедицинских клеточных продукта, три используются без регистрации (для собственных нужд).

— Мы много работаем в направлении иммунологии. С начала прошлого года у нас создана новая лаборатория иммунологии. Со следующего года будет еще одна под рабочим названием молекулярной иммунологии. Их основная задача — лечение аутоиммунных заболеваний, — поделился планами Андрей Гончаров.

При инсультах и тромбозах

Еще одно научное учреждение, которое активно использует стволовые клетки, — Институт физиологии НАН Беларуси. При нем создан центр мозга, который занимается изучением различных способов его восстановления при травмах, повреждениях, инсультах.

— Традиционные методы лечения, применяемые при инсультах и тромбозах, не всегда эффективны. А количество пациентов с такими проблемами растет, причем они «молодеют», — говорит ученый секретарь Института физиологии НАН Беларуси, кандидат биологических наук Маргарита Досина.

Она отмечает, что традиционно стволовые клетки вводят в системный кровоток — артериально или венозно. Но этот метод имеет существенный недостаток: клетки разгруппировываются по всему организму, достигая головного мозга в малом количестве — всего 1–3 %. Еще один способ введения — в зону повреждения — тоже имеет существенный недостаток. Он требует дополнительного хирургического вмешательства — трепанации черепа, что не всегда подходит пациенту.

В Институте физиологии разработали новый способ введения стволовых клеток. Если травма в передней части мозга, то они вводятся через слизистую носа, откуда остается преодолеть незначительное расстояние до места повреждения. Если травма в задней части, то клетки вводят в тройчатый нерв.

— Этот способ показал свою эффективность. Через 24 часа они достигают цели и локализуются в зоне травмы. Это наименее травматичный способ для пациента, — делится Маргарита Досина. — С 2016 года мы ведем совместные исследования с РНПЦ неврологии и нейрохирургии. Более чем 50 пациентам были успешно введены стволовые клетки.

С этого года Институт физиологии совместно с РНПЦ травматологии и ортопедии начал изучение применения стволовых клеток при повреждении спинного мозга. Когда метод покажет свою эффективность, со следующего года его опробуют в клинике.

Использовались методы клеточной терапии и при лечении COVІD-19. Как отметил Михаил Потапнев, смертельных случаев от коронавируса после применения такого метода не было, но он не является панацеей.

А вот применение биомедицинского клеточного продукта для омоложения организма ученые и медики называют сомнительным замыслом с существенными финансовыми затратами. В Швейцарии курс омоложения стоит 15–16 тысяч евро. При этом эффект неочевиден и его хватает на 1–2 года. К тому же пока до конца не изучены последствия этого метода, именно с ним некоторые связывают большие проблемы со здоровьем, в частности онкозаболевания у некоторых российских звезд.

— Использование стволовых клеток для омоложения — это, по сути, псевдонаука. Мы ей не занимаемся, — подчеркнул Андрей Гончаров.

Елена КРАВЕЦ

Название в газете: «Тэрапія адчаю» ці будучыня медыцыны?

Выбор редакции

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.

Общество

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».

Экономика

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.