21 октября, среда

Вы здесь

Сергей Ковальчик: Режиссер — профессия марафонца, где нужно рассчитывать дистанцию


Национальный академический драматический театр имени Максима Горького 19 сентября открывает новый сезон. Накануне этого на встрече с коллективом Сергей Ковальчик (художественный руководитель и режиссер театра) сказал, что для актера главная трибуна — это сцена, на которой он может и должен нести людям идеалы мира, гуманизма и добра. Мы встретились с Творцом, чтобы поговорить о состоянии театрального искусства, диалог с публикой и влияние времени на творчество и личность.


— Новый сезон вы открываете постановкой «Пане Коханку», которая у вас идет уже десять лет. Меняется ли со временем восприятие этого спектакля вами и аудиторией?

— У спектакля «Пане Коханку» — удачная творческая судьба. Его посмотрели во многих странах. И это та постановка, на мой взгляд, которая позволяет понять нашу страну. Поэтому «Пане Коханку» для нас является таким гастрольным прокатным спектаклем, с которым не стыдно выйти на любую площадку и рассказать о нас, белорусах. Он пользуется спросом у зрителей и вызывает резонанс, куда бы мы ни приехали. Помню, в рамках «Больших гастролей» мы показывали его, кажется, в Челябинске, и во время первого акта публика вела себя очень сдержанно. Я в перерыве поинтересовался, почему так, и оказалось, что они не ожидали такой постановки от белорусов, ведь там же целая история. Этот спектакль ломает стереотипное представление о нас и нашей стране, открывает все с нового ракурса.

— В планах театра на нынешний сезон много интересных постановок, включая и «Граф Монте-Кристо». Приоткройте тайну, как собираетесь расставлять акценты?

— Это будет рок-опера. Сюжет же известен: человек несправедливо осужден по доносу и отбывает наказание. И потом судьба дает ему в руки меч возмездия. Он может отомстить своим врагам. И вот здесь очень важно почувствовать и не перейти границу между борьбой со злом и им самим. Ведь в такой борьбе человек может легко перейти на другую сторону и очернить свою душу. Смотрите, Граф Монте-Кристо тратит все свои богатства на месть, а в конце задумывается, правильно ли он сделал? Потому что в итоге погиб ребенок! И парадокс в том, что в конце герой прощает Данглару, а тот остается таким же, какой был. Безусловно, в этом произведении главной является тема справедливости. И именно ее мы вместе с Игорем скрипкой и Тимуром Калиновским стремимся провести и воплотить в музыкальную драматургию. Я долго думал, почему «Граф Монте-Кристо» такой популярный? И пришел к выводу, что нет в мире человека, который бы не столкнулся по жизни с несправедливостью и не желал возмездия. Поэтому, возможно, люди, которым не удалось отомстить своим обидчикам, надеются, что у Монте-Кристо получится, ведь добро должно побеждать зло.

— Если смотреть на вашу творческую биографию, то складывается впечатление, что вы в любом деле человек успешный. Причиной тому-ваша удача или стремление всегда во всем разбираться досконально, углубляясь в детали?

— Если есть парус, то он ищет ветра. И если находить его, то корабль плывет. У паруса есть внутреннее стремление искать ветер и, как правило, он его находит. Также и режиссер непрестанно находится в поиске. Ему нужна тема, которая будет его окрылять и вдохновлять. И здесь еще присутствует важный момент — режиссер должен тонко чувствовать время. У каждого периода всегда есть темы, которые звучат. Если взять пьесы Шекспира, то в них он фактически описал целый жизненный цикл. Взрослел его герой, страна переживала разные времена. Однако неслучайно автор заканчивает «Бурей», произведением про всепрощение... Режиссер должен внимательно слушать и предлагать зрителям то, что будет интересно и актуально. И тут удача, удача — вещи вторичные, я на них не обращаю внимания. Единственное, о чем мне приходится думать, — это об интересе зрителя. Если люди не идут в театр, театру сложно выжить.

— На ваш взгляд, почему сегодня люди чаще идут на комедию или не идут в театр вообще? Театр — это искусство для избранных?

— Здесь как и с любым другим искусством. Например, кино — для избранных или массовое? Много людей ходит на развлекательные фильмы, а два десятка собираются, чтобы посмотреть элитарное кино. Поэтому, по моему мнению, современный театр должен учитывать все интересы аудитории и давать полный спектр постановок, которые бы удовлетворили разнообразный вкус публики.

Редко бывают спектакли, в которых все сходится идеально, ведь тогда это шедевр. Но ведь в том и привлекательность театра, что он постоянно движется и совершенствуется. Ведь ты же спрашиваешь себя: почему не получилось, почему нет резонанса? А причина может быть просто в том, что не совпали спектакль, место и время, где его показывают.

— Вы уже не первый год выезжаете с гастролями в Россию. Что дают вашей труппе эти поездки и как вас принимает новая публика?

— Большие гастроли окрыляют труппу, ведь они расширяют наши творческие горизонты. Театр имеет три составляющие — производство, показ спектаклей, Фестивальная и гастрольная деятельность. Если хоть одна из этих составляющих отсутствует, то работа театра неполноценна. Сначала мы живем созданием нового спектакля. Потом нам хочется показать его на фестивалях профессиональному жюри, чтобы получить качественную оценку своей работы. И, безусловно, мы хотим подарить его новой публике, чтобы она также оценила нашу работу. Конечно, в городе, где нас знают, любят и поддерживают, нам хорошо. Но не менее важно завоевать нового зрителя. Гастроли — всегда экзамен для актера. Так мы можем видеть, насколько мы интересны другим людям и странам.

— Если говорить о ваших спектаклях для детей, в каком направлении планируете двигаться здесь?

— Мы хотели сделать постановку сказки Пушкина «О царе Салтане» и выпустить ее к Новому году, но теперь все перенеслось. Думаю, вернемся к своей идее в следующем году. Будем продолжать работу с детской аудиторией, ведь только так можно воспитать публику, которая вернется во взрослом возрасте. Очень важно первое соприкосновение ребенка с театром, чтобы не получилось разочарования. Поэтому мы стремимся спектакли для детей делать на этом же достойном уровне, ведь малыши приходят в театр за чудом, за впечатлениями.

— А как родителям действовать, чтобы привить ребенку любовь к театральному искусству?

— Знаете, я как-то прочитал, что в императорской семье поход в театр был обязательным четыре раза в неделю. Смотрели оперу, балет, драму, комедию. Это делалось для духовного обогащения. Ведь театр — это искусство, встреча с красивым делает душу благородной. И если родители заботятся о том, чтобы малыш развивался духовно, то для него такие действия должны стать жизненной программой. К сожалению, сегодня материальное на первом плане — как заработать, как достичь успеха. Но рынок без искусства приведет к вымиранию человеческой души. Можно не соглашаться с театром, спорить с тем, что он показывает, но если после спектакля вы пришли и начали перечитывать произведение, по которому он поставлен, то вы уже обогатились...

Люди ходят в кафе, на стадионы, а почему бы тоже не приходить в театр? Пусть несколько раз в год. Можно прийти на спектакль с детьми, а потом пойти за мороженым, поговорить об увиденном, о жизни вообще.

— Как раз на фоне потребительского отношения к жизни, может, и теряется то, что предлагает театр...

— Это меняет всю психологию зрителя. Ведь человек привык, что куда бы он ни пришел — ему предлагают сразу большой выбор чего угодно. Ему не нужно прилагать усилия, чтобы найти что-то привлекательное. Рынок делает зрителя внутренним лентяем. А задача театра — как раз выбить публику из этого состояния равновесия. Чтобы у людей возникла жажда искать истину вместе с нами.

— Вы с отцом — люди одной профессии. Обращаетесь ли к нему за советом, либо слушаете только себя?

— Я считаю, что режиссер должен слушать всех, но окончательное решение принимать лично. Но, безусловно, к отцу я обращаюсь за советами. В молодости, было, советовался по каким-то вопросам даже в процессе подготовки спектакля, ведь опыт приходит только со временем. Я запомнил, как папа мне как-то сказал: «Сергей, режиссер — это профессия марафонца, поэтому рассчитывай дистанцию».

Елена ДРАПКО

Фото из архива театра

Выбор редакции

Экономика

Цифровая экосистема платформенной экономики

Цифровая экосистема платформенной экономики

 Именно в платформенной среде будут формироваться цепочки создания стоимости.

Общество

Председатель МТРК «Мир»: Мы нравимся людям, потому что делаем понятный продукт с понятным позиционированием

Председатель МТРК «Мир»: Мы нравимся людям, потому что делаем понятный продукт с понятным позиционированием

«За все время, что МТРК «Мир» ведет свою деятельность, мы невероятно выросли».

Общество

Нейрохирург о том, как избежать инсульта, избавиться от стресса и почему мы болеем раком

Нейрохирург о том, как избежать инсульта, избавиться от стресса и почему мы болеем раком

«В Беларуси пациент не всегда прислушивается к врачу, даже если требуется серьезное лечение».