28 октября, среда

Вы здесь

Школа будущего: без «физиков» и «лириков»


Почему для представителей поколения Alfa важно обеспечить альтернативу?

«Первая вещь, которую нужно помнить: в мире сейчас конфуз, замешательство от множества, слишком большого множества опций. Как же мне выбрать правильно, когда вокруг так много всего, но все каждый день меняется? Мир предлагает нам много возможностей, но это мир, в котором все стало очень неустойчивым, нестабильным. Мы интересуемся у самых разных людей в разных странах мира: чего вы хотите? Люди не знают! Потому что долгое время мы жили, отталкиваясь от того, чего ждут от нас родители, родственники, общество. И жизнь ординарного, обычного человека была предрешена — местом его рождения, семьей, окружением. А сейчас нет никаких иерархий, нет границ, нет ничего невозможного, но обратная сторона такого богатства перспектив — полная растерянность: я такой молодой, я не знаю, чего хочу, Кто я... О гарантиях сегодня вообще надо забыть, их нет, надо быть готовыми постоянно меняться и переучиваться», — такого мнения придерживаются профессора Национального университета Сингапура Кристал Лим-Лэнге и Грег Лим-Лэнге — признанные международные эксперты в области образования, авторы бестселлера Deep Human.

Какой же должна быть современная школа, чтобы соответствовать потребностям времени? Какие навыки актуальны для учащихся? Чем должен наполняться образовательный контент? Почему очень важна возможность выбора? Обо всем этом шла речь во время 3-й конференции по альтернативному образованию.


Дети — другие!

— Если оглянуться вокруг, то мы живем в очень интересное время, не имеющее аналогов в истории. Наша эпоха определяется следующими понятиями: это неопределенность, нестабильность (никакие долгосрочные прогнозы составлять невозможно), переизбыток информационных потоков, цифровизация, автоматизация, глобализация, урбанизация и старение населения, — рассуждает соучредитель и директор средней школы LuCh, консультант Ассоциации «Образование для будущего», методист проекта «Учитель для Беларуси», специалист по архитектуре и построению образовательных систем Евгений ЛУФЕРЧИК. — И дети, которые сегодня обучаются в школе, - они очень разные. Когда я в 2008 году впервые вошел в аудиторию как учитель (а работал тогда в пятых-шестых классах), то первые месяцы выходил из школы с постоянными вопросами: «Кто эти дети? Почему они настолько отличаются от меня? Что ими движет? Какая у них мотивация?» И этот был первый мой профессиональный инсайд - дети теперь другие! На тот момент еще не была сформулирована теория поколений, я это понял, скорее, интуитивно.

В сегодняшней школе сейчас обучаются два поколения, которые существенно отличаются между собой. Поколение Z — это ученики 5-11 классов, которые жили в достаточно стабильных экономических условиях. Они очень терпимо относятся к большим информационным потокам, у них достаточно хорошо развито критическое мышление. И они задают очень много вопросов в адрес той информации, которая транслируется в их сторону. Они никому не верят на слово...

Поколение Alfa — это дети, рожденные приблизительно после 2010 года (с первых по пятые классы). Они привыкли к выбору, для них альтернатива — это основа восприятия мира.

Когда родятся последние представители этого поколения (примерно в 2025-м), их будет уже почти два миллиарда. Что нам ожидать от них? Можно высказывать только общие предположения, однако уже сейчас понятно, что влияние технологий на их жизнь будет колоссальным. Они будут расти, взаимодействуя с искусственным интеллектом, роботами и «умными» игрушками. Большое значение в их формировании будут играть социальные сети. Если для поколения Z социальные сети — это инструмент, для Alfa — образ жизни. И современные алгоритмы для каждого их представителя формируют свою информационную ленту. Анализируя лайки и дизлайки, алгоритмы подстраивают под них виртуальную среду. И «альфа»-детям непонятно, как может быть по-другому. Почему они должны учиться, как все? Почему у всех — одинаковый набор предметов, одинаковая модель обучения? Поколение Alfa является самым материально обеспеченным, технологически подкованным и образованным на сегодняшний день.

Им понадобятся интерактивные персонализированные программы и методы обучения. Судя по мировым трендам, большой процент детей перейдет на онлайн-обучение. У них еще раньше, чем у «зуммеров», будут формироваться четкие посылы, к чему нужно стремиться: это наука и технологии. Поколение Alfa займется работой, которая еще не существует.

Конструктор из знаний

— Белорусская система образования должна была бы адаптироваться и предложить не только различные образовательные модели внутри школы, но и различные модели внутри одного поколения, — считает Евгений Луферчик. — Сегодня мало кто справляется с реформированием школы. Даже финны пытаются адаптировать свою ранее успешную образовательную модель, которую они развивали в течение последних пятнадцати лет, под изменения, произошедшие в поколениях.

Ни для кого не секрет, что школы и университеты готовят специалистов, знания и навыки которых уже не актуальны. В России проводили исследование, оно показало, что из молодых людей, окончивших вуз в 2018-2019 годах, не более 31 процента устраиваются по той специальности, которую они получали.

Траектория формального образования (школа —университет — работа — успех) уже не работает. Есть мнение, что в университетах будет в перспективе востребована именно гуманитарная составляющая, а все, что считалось профессиональными курсами, молодежь будет получать не через университет. Связи обучения с физическим пребыванием в образовательном учреждении практически не будет. Профессиональные знания будут получаться на практике, с погружением в реальный контекст темы, которая изучается: это может быть решением проблем местного сообщества, создание стартапа в новом городе и так далее.

В последнее время растет доступность и популярность образовательных онлайн-ресурсов и курсов, где готовят более компетентных специалистов, чем в вузах. Также образование становится «конструктором» из знаний, которые человек может пересобрать самостоятельно. В ближайшем будущем люди начнут просвещать себя сами, реально осознавая, какие именно знания им нужны. Образование станет непрерывным процессом.

— Возможно, в каком-то недалеком будущем мы будем воспринимать университет исключительно как степень для личностного развития и формирования концептуального взгляда на мир, а не как место для получения профессии, особенно с учетом того, что за жизнь нам придется сменить пять—восемь профессий, — говорит Евгений Луферчик. — Это ставит очень много вопросов перед школой: например, какие навыки она должна формировать? На мой взгляд, школы должны транслировать детям мысль, что те могут быть успешны не только в рамках какой-то одной профессии. А мы с вами привыкли разделять всех на «физиков» и «лириков». Хотя современные исследования показывают, что это исключительно социальный феномен и нет никакой склонности мозга к той или иной отрасли знаний. А вот от лица учителя, от того, какой установился контакт между педагогом и учеником, напрямую зависит, заинтересует ли ученика предмет, который тот преподает.

Вторая составляющая этого выбора — семейное окружение. Дети никогда не выбирают то, что они не видят вокруг себя. И когда в семье культивируется мысль, что ты у нас — математик, в голове ребенка формируется убеждение, что математика — это мое, а все остальное — не мое. Разделение на «физиков» и «лириков» является лженаучным. Наоборот, нужно внушать ребенку мысль, что оно может быть кем угодно: философом, поэтом, математиком, конструктором и так далее.

Курс — на индивидуализацию

И все-таки, что нужно сделать, чтобы обучать ради будущего? Прежде всего, отказаться от обязательного запоминания информации и фактов — машины справляются с этим лучше, и мы уже не сложим им конкуренцию. Зато очень важны стратегии адаптации, умение увидеть возможность, изобретательность, предприимчивость, способность контролировать свои эмоции, эмпатию. Их нельзя преподавать как стандартные предметы, а скорее нужно создавать среду, которая будет подталкивать человека к развитию «мягких» навыков (soft skіlls) и более сложных компетенций.

Личностно ориентированный подход должен не только декларироваться, а реализовываться на практике. Учебные программы и их содержание должны адаптироваться под интересы, запросы, способности и возможности каждого ребенка. У всех — разная скорость обучения и разные способности, но это не должно становиться препятствием для образовательного процесса. Ситуации, когда весь класс ориентируется на самого слабого ученика, должны измениться индивидуальными программами обучения.

В белорусской школе пока что действуют единый для всех перечень учебных предметов, типовой учебный план, единые программы и учебные пособия. И даже учителя, у которого хотели бы учиться, дети выбирать не могут.

Какой же должна быть индивидуализация?

— В зависимости от интересов семьи и ребенка школа предлагает различный формат обучения. Посещать образовательное учреждение совсем необязательно. Обучение может быть заочным, дистанционным или смешанным, — объясняет мировые тренды Евгений Луферчик. — В условиях переизбытка информации нужно сформулировать то, без чего выпускнику нельзя обойтись. Выпускник белорусской школы изучает 18 предметов. Это очень и очень много! Какие школьные дисциплины и на каком этапе изучать, от чего можно отказаться и что укрупнить — все это вопросы для национальной дискуссии.

Кроме государственного минимума, школьник будет выбирать для себя дополнительно определенные направления и предметы. Еще один уровень индивидуализации-модульность и разноуровневость программ, когда, например, нет единого курса математики для всех шестиклассников, он разбит на внутренние модули, очень логические, которые можно изучать на разных уровнях. Кому-то достаточно и первого уровня математики, а кому-то требуется более глубокий уровень.

Переизбыток школьного образования должен иметь в виду не объем знаний, которые просто невозможно впихнуть в голову школьника, а широту возможностей, из которых ребенок будет выбирать то, что ему интересно. Школа может предлагать и 25 дисциплин, но не для того, чтобы все подряд их изучали, а чтобы обеспечить учащимся возможность выбора.

В новом учебном году в системе образования открывается средняя частная школа LuCh, взявшая на вооружение синтез мирового опыта и наилучших национальных традиций в обучении и развитии подростков. По словам Евгения Луферчика, новое учебное заведение имеет ряд особенностей. Среди них возможность выбора индивидуальных треков и траекторий обучения (модулей курсов, направлений), выбор учебных предметов в рамках академической программы каждое полугодие, выбор уровня, на котором будет изучаться тот или иной предмет (его можно менять в течение учебного года), обучение через практику и эксперимент, синтез классических предметов и современных междисциплинарных знаний, применение формирующего оценивания прогресса ребенка по нескольким критериям образовательного результата, рациональное использование dіgіtal-инструментов. Основные классические предметы-это математика (пять часов в неделю), русский язык, интегрированный с русской литературой (четыре часа), белорусский язык, интегрированный с белорусской литературой (четыре часа), и английский язык (пять часов). Из новых междисциплинарных предметов — история цивилизации (три часа в неделю) и естествознание/наука (два часа). Для выбора предлагаются предметы Art, Ѕсіепѕе, физическая география, логика, технологии, мейкерство, Инжиниринг, биология, химия, физика, программирование, дисциплины по языкам. На рефлексию и развитие социальных навыков soft skіlls также предусмотрены два часа.

— На наш взгляд, очень актуальной является установка на развитие навыков самообучения, — подчеркивает Евгений Луферчик. — Поддержать ребенка, а не убить в нем желание к саморазвитию, — вот что на самом деле для школы важно. Тем более что быть средним выпускником, средним студентом и средним специалистом становится экономически невыгодно.

Надежда НИКОЛАЕВА

Фото из открытых источников

Выбор редакции

Общество

Дороги Беларуси оценят в звездах. ​Система помощи водителю, «искусственное зрение» и нулевые выбросы СО2

Дороги Беларуси оценят в звездах. ​Система помощи водителю, «искусственное зрение» и нулевые выбросы СО2

Независимый институт аудиторов дорожной безопасности будет создан в Беларуси.

Культура

Призраки белорусских стен. Балы в разрушенном замке

Призраки белорусских стен. Балы в разрушенном замке

Бона Сфорца не была в Белом Ковеле, но танцует там в виде призрака.