Вы здесь

«Продам iPhone 11 в отличном состоянии». Под видом продавцов телефонов, мебели и других товаров вас могут обмануть мошенники


Этим летом в интернете снова активизировались мошенники, которые воруют деньги с карточек белорусов. И делают это через популярные сайты по продаже и покупке товаров вроде «Куфара». Чуть не стала одной из таких жертв и я — что делать, такая вот дура.


В аферу меня втянула дочь — нашла на «Куфаре» частное объявление о продаже iPhone 11 (не нового, но мечта-мечта), написала продавцу и оставила мой номер телефона. Через какое-то время объявление исчезло, а мне на «Вайбер» пришло сообщение: «Здравствуйте, Елена, вы мне писали насчет iPhone 11. Во сколько сможете подъехать ко мне?» Не до конца веря в свое счастье (ведь такие айфоны по приемлемой цене — всего 1500 рублей — забирают очень быстро), отвечаю, что в любое время. Девушка-продавец сообщает, что она находится в Молодечно. Поскольку я в отпуске и на машине, то готова поехать и в Молодечно. Час в дороге — разве препятствие на пути к мечте?

Продавец уточняет, из Минска ли я поеду, и предлагает сделать по-другому: «У меня телефон сейчас с собой, потому что утром должна была встретиться с человеком, а он не пришел. Работаю на складе транспортной компании. Могла бы сама курьера со скидкой оплатить к вам. Вам бы его в Минск привезли, плюс вы бы проверить его могли при курьере. Как вам такой вариант? Через два-два с половиной часа его вам уже привезут. Заодно и деньги на бензине сэкономите». Никакие подозрения на тот момент у меня еще не зародились, соглашаюсь и на такой вариант.

Продавец записывает мне звуковое послание: «И смотрите, забыла вам сказать. Я предлагаю так провести сделку. Я работаю на складе в компании СДЭК (действительно такая компания существует, занимается экспресс-доставкой грузов. — «Зв.»). Предлагаю вам произвести оплату через их сайт, через расчетный счет. Когда мне придет трек-код, вы вносите деньги просто на их сайт, и они лежат до получения и проверки вами телефона. Это сделано для того чтобы... ну, вдруг у вас там какой-то мужчина по голове курьеру даст и убежит с телефоном. Такие случаи бывали. Чтобы этого не произошло, предлагаю сделать таким образом». На месте «вдруг у вас там какой-то мужчина по голове курьеру даст» дочке стало смешно, а я поняла, что имею дело со странноватым человеком.

На всякий случай спрашиваю: а как забрать свои деньги, если вдруг курьер не доедет? Приходит очередное звуковое сообщение: «Смотрите, я объясню, как работает эта система. Я в этой компании работаю уже на протяжении трех лет и постоянно отправляю посылки в другие страны, когда люди просят или еще что-то. В этом случае используется чаще всего накладная плата. Курьер в любом случае доедет. Вы дали мне свои данные, я оформила заявку на сайте в электронном формате. Когда посылку отсортируют на складе и она будет в машине у курьера, мне придет на почту электронный трек-номер. Я посылаю его вам. Вы сверяете все данные. Если все правильно, кладете деньги в резерв на их сайт. Деньги лежат до получения и проверки там. Когда курьер передает вам телефон, появляются две кнопки: одна — да, меня все устроило, а вторая — нет, вернуть товар продавцу и вернуть деньги. Когда курьер приезжает, у вас есть 15 минут на проверку, все осматриваете, если вас все устраивает, вы нажимаете одну кнопку. Если что-то не понравилось, мы договариваемся на сниженной цене или нажимаете кнопку «нет» и вам возвращают деньги».

Система сразу кажется мне сомнительной, и я говорю, что не уверена, что на карточке у меня достаточно денег. Продавец отвечает — что готова скинуть цену до 1400 рублей — сразу 100 рублей! Казалось бы, я окончательно должна заглотить наживку, но у меня, наоборот, все сомнения исчезают. Пишу, что система для меня слишком сложная и рисковать не хочу. Меня убеждают, что ничего сложного нет, через пять минут должен прийти трек-код. «Все, что от вас требуется, — внести деньги и подтвердить сделку, когда приедет курьер».

Действительно через несколько минут она присылает интернет-ссылку на страницу, считаю, что фишинговую (такие страницы копируют интерфейс и маскируются под сайт реальной компании, их используют интернет-аферисты для получения сведений, например, таких как логин, пароль и данные банковских карточек). Она с логотипом СДЭК, и якобы мне отправлена посылка: указаны мои фамилия, адрес и телефон, номер заказа. Мне нужно ввести данные карты и оплатить. Разумеется, я не собираюсь. Но девушка продолжает давить мне на совесть: «Последние цифры телефонного номера правильные?», «Если что-то не понимаете, напишите им в поддержку через трек-номер, вам объяснят», «Жду ответа от вас», «Телефон уже едет к вам», «уже минут 10-15», «Так вы мне ответите?» — десяток сообщений в течение считанных минут.

Ну а что ответить? Кажется, я уже дала понять, что оплачивать не буду. Я захожу на настоящий сайт компании СДЭК, ввожу номер заказа, который мне прислали. Заказ не найден, предсказуемо пишет мне сайт. Скрин этой страницы отправляю моей настойчивой собеседнице. Она объясняет, что он еще не активен, так как я не перечислила деньги. Уверена, что он никогда и не будет активен, даже если бы и перечислила.

Первое, кстати, что увидела на официальном сайте СДЭК, — объявление «Внимание, мошенники!» А в нем — как раз почти мой случай. «Уважаемые клиенты, будьте внимательны и осторожны. Мошенники, используя компанию СДЭК, втираются в доверие к покупателям товаров. Под видом продавцов телефонов, мебели и прочего на разных торговых площадках находят покупателей. В подтверждение якобы осуществленной отправки товара мошенники присылают фото накладной компании СДЭК, на которой присутствует только штрих-код, но нет номера накладной. Такие накладные — это подделка. На оригинальной накладной компании СДЭК всегда есть номер отправки для отслеживания накладной на сайте. Будьте бдительны!» Отправляю ссылку на это сообщение: если не отцепятся, то хоть интересно, чем объяснят.

«И что там написано? Вы сами прочитали? Там написано про накладную без номера. У меня пока никакой накладной даже нет!» — сообщениями кричит на меня продавец. Меня снова просят перейти на ссылку, оплатить и прислать фото. Ведь телефон, на минуточку, ко мне уже едет. Понимаю, что просто так от меня не отцепятся, поэтому уже просто до конца продолжаю выполнять навязанную мне роль не совсем умной женщины и задаю свои наивные вопросы. Почему нельзя заплатить курьеру наличными деньгами? На сайте, между прочим, написано, что такая возможность есть. Отвечают, что заказ сделан с помощью интернета, поэтому и такой вид оплаты. «И курьер может деньги привезти через два-три дня. А мне завтра кредит заплатить нужно последний за квартиру. Ипотеку закрыть». Интересуюсь: неужели в Беларуси есть ипотека? «В Беларуси нет, в России есть» (на самом деле в Беларуси тоже есть, но помним, что я не слишком опытная женщина). «А, так вы из России работаете?» — спрашиваю. — «Нет,я не работаю из России « У меня молодой человек из России. Купил квартиру в ипотеку, остался последний платеж. Я родом из Беларуси, но буду отсюда переезжать, переведусь с этого филиала СДЭК в Россию».

От этой жалостливой истории про парня и ипотеку, через которых приходится продавать последний iPhone, мое недоверие должно окончательно растаять. Но я продолжаю и уже не скрываю, что подозреваю мошенничество. Говорю, что присланная мне страница СДЭК для оплаты фишинговая, и спрашиваю, могу ли я сходить в офис СДЭК и уточнить это. Мне отвечают, что уже поздно и все офисы компании закрыты. Далее у меня еще десятки вопросов, на которые мне терпеливо отвечают: еще и еще объясняют о трек-номере, который обязательно активизируется, и я смогу отследить свою посылку, и про службу поддержки, в которую с этой страницы можно написать и где ждут моих вопросов, и про то, что курьер обязательно доедет, несмотря на то что обещанные 2,5 часа давно прошли. Даже после моих слов, что все это мошенничество, меня убеждают, что нет. Многочасовая переписка обрывается в восемь часов вечера, только после моего последнего наглого сообщения о том, что я проконсультировалась в милиции, и мне посоветовали ничего не оплачивать, так как даже если оплачу, телефон вряд ли получу.

Как рассказывают представители «Куфара», в основном мошенники используют стандартные схемы, опробованные в России. Нередко они сами находятся в России и работают оттуда. Обмануть могут как тех, кто продает товар, так и тех, кто приобретает. Используют доверчивость и открытость белорусов: могут рассказать, что попали в сложную жизненную ситуацию и продают вещь, потому что нужно оплатить лечение близкому, спасти бизнес или оплатить кредит.

Одна из таких схем — для тех, кто приобретает товар, когда мошенник говорит, что готов отправить товар почтой. Он направляет жертве ссылку на поддельную страницу трекинга посылки или скан поддельного документа об оплате. Когда жертва уверяется, что товар отправлен, мошенник высылает ссылку на фишинговый сайт для проведения оплаты.

Похожая схема — когда злоумышленник также отказывается от личной встречи (говорит, что живет в другом городе) и предлагает воспользоваться услугой холдирования средств (резервирования их на определенный срок). Предоплата замораживается на карточке покупателя, и средства списываются только после того, как он получит товар. Понятно, что ссылка, на которую предлагает пройти продавец-мошенник, чтобы ввести данные карточки, ведет на фишинговый сайт и данные будут украдены.

Елена КРАВЕЦ

Прэв'ю: akket.com

Выбор редакции

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.

Общество

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».

Экономика

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.