Вы здесь

Федор Булкин: Нет запретных тем, есть плохие шутки


С каждым годом искусство стендап-комедии становится все более популярным. Зрителям нравится, что юмористы, выступающие наедине с залом, раскрывают свою истинную личность, делятся с аудиторией переживаниями, эмоциями. Но сразу ли социум был готов к таким шуткам, которые очень отличаются от более привычного для многих юмора Клуба веселых и находчивых? Об этом «Чырвонка. Чырвоная змена» спросила Федора Булкина — неоднократного участника телешоу «Рассмеши комика», «Comedy батл» и других. Человека, который один из первых начинал заниматься стендапом в нашей стране, и который сейчас является успешным стендап-комиком и ведущим мероприятий. Кстати, читатели молодежного приложения уже знакомы с Федором: о том, как начиналась его карьера и в каких конкурсах участвовал молодой человек, можно прочитать в «Чырвонке. Чырвонай змене» от 18 октября 2018 года.


Федор окончил факультет маркетинга, менеджмента и предпринимательства БНТУ в 2012 году, но не работает по специальности с 2015 года. Молодой человек в определенный момент понял, что не успевает совмещать работу и карьеру комика. Несмотря на то, что в самом начале собеседнику и его команде приходилось выступать за «позавтракать», любимое дело оказалось в приоритете. Прошло пять лет, и теперь, разумеется, комику оплачивают и райдер, и гонорар. Федор свою сегодняшнюю стендап-карьеру характеризует таким образом:

— Свой уровень зарплаты в стендапе я называю «поддержанием формы»: с выступлений хватает на коммуналку, на «поесть» и на заправки машины. Все остальное — купить телефон, одежду, сходить на свидание с девушкой — за деньги от проведения свадеб, корпоративов и других мероприятий. Я называю последнее бонусом от стендапа: люди видят мое выступление и зовут проводить их праздник, так как хотят, чтобы он прошел смешно и весело.

Молодой человек считает, что перемены в отношении зрителей к комикам связаны с активным развитием искусства стендап-комедии:

— У нас такой процесс происходит очень быстро потому, что это новый и интересный для стран СНГ жанр. Если в Америке и Великобритании он существует уже около семидесяти лет, то у нас первые стендапы начали показывать по телевидению только в 2013 году.

Очень часто можно услышать, что американский юмор — вещь весьма специфическая. Но в чем именно отличие славянского юмора от западного? Федор дает комментарий с профессиональной точки зрения:

— Мне кажется, что «наш» юмор более сильный, так как он строится на прямой шутке, конкретном смешном предложении. Без всяких ходов, которые часто используют на Западе, вроде каламбуров, сломов (комик говорит об одном, но все понимают, что речь идет о другом). У нас — чистая реприза (короткая текстовая шутка), а у них — сарказм, ирония. Из-за этого, по моему мнению, русскоязычный юмор и является более сильным.

Однако, чтобы добиться успеха, обязательно нужно интересоваться всеми мировыми практиками. Федор, в первую очередь, смотрел западный стендап, читал соответствующую литературу, но никогда не ориентировался на кого-то конкретного, искал себя. У него нет кумиров, но есть комики, творчество которых молодой человек очень уважает и советует читателям «Чырвонкі. Чырвонай змены» тоже с ней познакомиться. Вне конкуренции Эдди Мерфи и Джордж Карлин. Далее-Билл Берр, Джим Джеффирс и Джо Роган.

Федор входит в организацию «Stand-Up Міпѕк», с которой он и коллеги выступают на разных площадках нашей столицы. Также существует программа «Stand-Up Regіon», в рамках которой комики выступают в Смолевичах, Жодино, Борисове и других региональных городах. Регулярно артисты из «Stand-Up Міnѕк» путешествуют в Москву и выступают в «StandUp Store Moscow» — лучшем стендап-клубе на территории стран СНГ. Кроме того, Федор выступал в Латвии и Литве. А на вопрос, меняется ли программа стендапа в зависимости от того, в какой стране или городе планируется концерт, Федор отвечает:

— Содержание выступления от этого не зависит, нужно просто убрать локальные шутки, которые конкретная аудитория не оценит. Понятно, что в регионах не стоит говорить с юмором о метро. Вместо этого стараюсь добавить актуальные для этой местности шутки. Приехать в Латвию и не пошутить про шпроты нельзя же! Локального юмора не так много. Но есть вещи, которые везде одинаковые: дружба, любовь, семейные отношения... Шутим в основном об этом. Но самые горячие шутки получаются именно на актуальные темы!

Так, однажды давал концерт в литовском городе Висагинас. Там до некоторого времени находилась атомная электростанция, но при вхождении страны в Евросоюз ее работу прекратили. Из-за этого много людей лишились рабочих мест, и населенный пункт стал неудобным для жизни. Сейчас там однокомнатную квартиру можно приобрести всего за пять тысяч долларов! Меня это очень впечатлило, и я пошутил: «Хэй, девушка, у меня есть пять тысяч „зеленых“, выбирай любое жилье, которое тебе нравится, все куплю!»

Стендаперы в своих выступлениях имеют возможности поднимать злободневные темы, с юмором освещать современные тенденции вроде феминизма или ЛГБТ-тему. Но есть ли табу, какие-то темы, на которые шутить запрещено? Федор считает, что таких нет. Единственное, о чем не стал бы шутить молодой человек, — это о чем-то отвратительном.

— Нет запретных тем, есть плохие шутки. А чтобы шутка не была плохой, она не должна никого оскорблять.

После выхода фильма «Джокер», а также многочисленных интервью с известными русскоязычными стендоперами, у зрителей сложилось впечатление, что комики в жизни очень серьезные, глубоко мыслящие, порой депрессивные... Федор подтверждает, что чаще всего так оно и есть, но именно о себе говорит, что он не депрессивный человек.

— Конечно, стендап — это боль. Ты шутишь о том, что у тебя болит, чтобы сразиться с этой проблемой. Ты берешь свою боль, работаешь над ней, а потом разделяешь ее со зрителями. И артисту, и аудитории становится легче. Мы с коллегами часто шутим, что это особая психотерапия.

Комик даже признался, что бывает действительно зол на сцене, особенно когда выступает с новым материалом впервые.

Федор открыт ко всем предложениям, ведь для успеха артисту обязательно нужны эфиры:

— Пока их нет на телевидении и в интернете, зрители не будут покупать билеты на твои концерты. К сожалению, аудитории обязательно нужно, чтобы кто-то с экрана сказал: «Да, он действительно смешной!» И только тогда на тебя обратят внимание. А составить личное мнение многие почему-то ленятся... Насчет интересных проектов: круто было бы выступить в «Вечернем Урганте» или написать монолог для стендапа на ТНТ... Также я с удовольствием попробовал бы себя на «Прожарке», уникальном российском комедийном шоу, в котором разрешается высмеивать, иногда в очень грубой форме, известных личностей, которые ради этого на него и приходят.

Сейчас Федор занимается развитием своего личного проекта под названием «Stand-Up Ronіn». У него есть свой ютуб-канал, куда собеседник выкладывает записи своих концертов, набирает просмотры в интернете и расширяет аудиторию.

По мнению комика, стендап удобен тем, что артист выступает один. Сам пишет шутки, сам редактирует их, ориентируясь на отзывы зала... Все это очень отличается от КВН, где обязательно нужна команда. Бывало, что в одиночку рассмешить зал не получалось даже у бывалых веселых и находчивых.

— Дело в том, что когда ты выступаешь с командой, например, в восемь человек, неудачу вы делите на всех. А если ты один всю эту тишину «поел», то один за все и отвечаешь.

Несмотря на то, что стендап — это еще не очень привычный способ проведения досуга для белорусского слушателя, он действительно заслуживает внимания, так как очень искренне и прозрачно отражает все сферы жизни, которые беспокоят каждого человека. Во время концерта вы обязательно посмеетесь над чем-то, что вас затрагивает, и вам действительно станет легче. Поэтому никогда не надо ждать, пока из телевизора кто-то скажет заветную фразу про смешного комика. Нужно самому составить свое личное мнение о творчестве этих интересных ораторов — стендап-комиков!

Полина ПРОКОПЕНЯ, студентка ІІ курса факультета журналистики БГУ

Фото из архива собеседника

Выбор редакции

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.

Общество

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».

Экономика

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.