Вы здесь

В Минске открылась выставка современного искусства. Или не совсем современного?


Триеннале в очередной раз собрало произведения, прошедшие отбор конкурса «Национальная премия в области изобразительного искусства», — организаторы связали выставку с юбилеем авангардного сообщества УНОВИС, но шаг этот показался довольно недальновидным. Все же сто лет назад внависовцы во главе с Казимиром Малевичем создавали революционное искусство, а нынешнее Триеннале на этом фоне выглядит анахроничным сбором случайных работ.


Выставка открылась 22 июля во Дворце искусства — история конкурса ведется с 2012 года, когда его главной целью называлось представление современного белорусского искусства во всем его многообразии. Впрочем, задачи поменялись: сейчас, говорят, премия прежде всего возрождает и развивает традиции и достижения — наверное, поэтому в зале дворца рядом со, скажем, соответствующим времени арт-объектом «Белый шум» Татьяны Маклецовой и Светланы Баранковской, который также обыгрывает традицию, но делает это надлежащими методами, висит похожая на большое полотно русского реализма картина Николая Опиока «Всеслав Чародей».

Национальная направленность становится лейтмотивом экспозиции, а обращение к белорусскому прошлому-казалось бы, по определению красивое, хотя и беззубое направление, к тому же оно каким-то образом объединяет участников. Тем не менее критерий современности — по качеству, а не времени создания-стоило бы, если уж «назвались груздем», сохранить также, а он тут явно отходит на второй план. Значит, либо белорусское современное искусство такое скучное, либо организация выставки не позволяет сделать экспозицию настоящим обзором актуальных авторов.

В этом случае лучше иметь в виду механизм составления экспозиции: Триеннале все же формируется из заявок, а из них отборочная комиссия по определенным критериям выдвигает будущих участников, что смогут побороться за победу и в конце концов получить денежную премию, диплом лауреата и специальный приз. Итак, неизвестно, на каком этапе названный лейтмотив начал выстраиваться: возможно, наши художники повально пишут Сапег, но скорее всего комиссия сделала своим ориентиром конкретную тему, которая в этом случае явно теснит модерновость.

В этом году на конкурс было подано 358 заявок, а из них были отобраны 92 работы. Во время работы выставки как завершающего этапа «Национальной премии» — она будет открыта до 7 августа — специальное жюри определит победителей в десяти номинациях — «Живопись», «Графика», «Скульптура», «Дизайн», «Актуальное искусство», «Художественная фотография», «Монументальное и монументально-декоративное искусство», «Декоративно-прикладное искусство», «Искусствоведение и критика», «Творческий дебют». Председателем жюри стал представитель Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы Валерий Жук, а в его состав вошли, например, председатель Союза дизайнеров Дмитрий Сурский, сотрудник музея-мастерской Заира Азгура Владимир Парфенок, Светлана Строгина из музея Бялыницкого-Бирули в Могилеве, директор Центра современных искусств Сергей Криштапович и директор Национального художественного музея Владимир Прокопцов, Надежда Усова опять же из художественного музея, искусствовед Наталья Шарангович, профессора Валерий Славук и Владимир Слободчиков — большинство членов жюри несомненно с заслугами, а вот свободного обращения с понятием contemporary им не припишешь.

Не так давно на этой же площадке, как раз в неблагоприятное время пустых залов через коронавирус, прошла выставка «Пути немецкого искусства с 1949 года до сегодняшнего дня» — сравнение напрашивается само собой: даже эта экспозиция выглядит более прогрессивной за сбор отборочной комиссии конкурса.

Тем не менее выставлены произведения — хотя и в большинстве скучающие, но все еще знаки белорусской современности, среди которых эстетическим спасателям служит графика, представлены изобретательные работы вроде «Спадчыны» Дарьи Семчук, что берет за основу домотканое платье с вышивкой и показывает закрученный на ней трехчастный проект; красиво на фоне более традиционных форм смотрятся некоторые арт-объекты.

Залы дворца знают и более актуальные и удачные, также в смысле разнообразия, экспозиции типа Осеннего салона: на Триеннале постоянный посетитель отечественных выставочных пространств почувствует подвох, мол, современное белорусское искусство на самом деле более современное, я видел. Тогда становится интересно, насколько жюри сумеет выделить среди участников тех, кто не только профессионально наносит мазки на полотна, но и двигает арт-пространство вперед.

Триеннале и конкурс «Национальная премия в области изобразительного искусства» организованы Министерством культуры, Минским городским и областными исполнительными комитетами и Национальным историческим музеем.

София ПОЛЯНСКАЯ

Название в газете: Няновае новае

Выбор редакции

Спорт

Андрей Лиховицкий: Ответственность, сосредоточенность и любовь

Андрей Лиховицкий: Ответственность, сосредоточенность и любовь

Андрей Лиховицкий — пример того, что географические границы спорта не помеха. Почему?

Культура

Говорят, что Анна Радзивилл превращается каждую ночь в сову

Говорят, что Анна Радзивилл превращается каждую ночь в сову

Давайте же начнем наши мистические путешествия по замкам и усадьбам.