Вы здесь

Дело на триллионы евро. Чем примечателен июльский саммит ЕС?


Первый после долгого перерыва по причине пандемии коронавируса «оффлайновый» саммит Евросоюза, состоявшийся в Брюсселе, точно вошел в историю. По крайней мере, так его охарактеризовал президент Франции Эммануэль Макрон. Совещание в верхах началось в пятницу утром, продолжалось в субботу, рабочее воскресенье длилось до утра понедельника, а потом переговоры возобновились в тот же день вечером. Всего тридцать минут не хватило лидерам европейских стран, чтобы побить рекорд саммита-2000 в Ницце. Тогда обсуждался принципиальный вопрос — об изменении законодательства ЕС накануне приема в Евросоюз 10 новых стран-членов. Фактически старая Европа решала, нужна ли ей Европа новая, посткоммунистическая. Брюссельский саммит в июле 2020-го по своему порядку не выглядел так же судьбоносно, но на самом деле перемены, которые он обещает ЕС, могут в долгосрочной перспективе стать такими же впечатляющими. О чем же договорились президенты и премьеры?


Бережливая пятерка

Организаторы июльского чрезвычайного саммита Евросоюза сделали все для того, чтобы защитить здоровье глав государств и правительств 27 стран, которые слетелись в Брюссель. Строгий регламент ношения масок (на пленарных заседаниях и тем более во время индивидуального общения в перерывах на кофе-брейк), запрет рукопожатий, сокращение делегаций почти втрое, непрерывная дезинфекция помещений дворца «Европа». Каждому из участников, несмотря на высокий статус, глава Евросовета Шарль Мишель приказал соблюдать социальную дистанцию в 1,5 метра. Кондиционеры как потенциальные разносчики инфекции в центральном зале «Европы» на время пленарных выступлений были отключены. В зал, который рассчитан на 330 человек, разрешили вход только 31 участнику.

«Это момент истины для Европы. Мы переживаем беспрецедентный кризис здравоохранения, а также экономический и социальный кризис, они требуют гораздо большей солидарности и амбиций», — отозвался о саммите президент Франции Эммануэль Макрон, отправляясь в Брюссель. «Дело не только в финансовых объемах или финансовых позициях. Мы готовим экономический и социальный ответ всем нашим европейским гражданам», — заявил, в свою очередь, премьер Италии Джузеппе Конте.

Еще до начала саммита было понятно, что он будет непростым. В Евросоюзе сложились несколько противоборствующих лоббистских групп, и каждая борется за свои идеи. Различные подходы и интересы 27 государств ЕС в том, что касается финансовых предложений по антикризисному восстановлению, разделили участников встречи на «север», «юг» и «восток». Главным несогласным оказался премьер-министр Нидерландов Марк Рютте. На него даже жаловался глава правительства Венгрии Виктор Орбан. «Я не люблю искать виновного, но этот голландец — настоящий ответственный за хаос», — цитировало агентство Reuters венгерского премьера. Об упорстве Рютте в отстаивании своей позиции сообщал на своей странице в Facebook и Джузеппе Конте. Еще в минувшую субботу он заявил, что страны должны прийти к соглашению в воскресенье, поскольку затягивание переговоров никому не выгодно. Но ведь и воскресные попытки договориться не увенчались успехом.

«Мы начинаем третий день переговоров, и он, наверное, будет решающим», — говорила в воскресенье канцлер Германии Ангела Меркель. Но в ночь на понедельник страсти еще больше накалились. Европейские СМИ сообщали, что президент Франции Эммануэль Макрон так вышел из себя, что даже ударил кулаком по столу. Причина все та же-нежелание Нидерландов, Швеции, Дании и Австрии подписывать план восстановления европейской экономики. Более того, к группе этих стран, которая была названа «сберегательной четверкой» (они категорически выступали против денежных «подарков» и требовали урезать предложенный пакет помощи почти вдвое), присоединилась еще одна — Финляндия. Таким образом позиция несогласных в ходе переговоров даже укрепилась, а шансы утвердить смету антикризисных расходов понизились. Дело в том, что документы на саммите ЕС считаются утвержденными не простым большинством голосов и не двумя третями, а лишь при условии единогласного одобрения.

Страны-доноры из «сберегательной пятерки» выступили против планов Брюсселя выделить наиболее пострадавшим от пандемии странам 500 миллиардов евро из общего пакета объемом 750 миллиардов на основе безвозмездной субсидии. Они требовали строгого контроля над тем, как государства-реципиенты помощи будут ее использовать. Премьер-министр Нидерландов настаивал даже на праве вето по национальным программам восстановления экономики.

Этому категорически возражали особо пострадавшие от коронакризиса Италия и Испания. «Такое вето недопустимо как с юридической, так и с политической точки зрения», — отреагировал глава правительства Италии Джузеппе Конте. Премьер-министр Швеции Стефан Левен ранее заявлял, что для соглашения по главному евродокументу необходимо многое изменить. «Мы по-прежнему достаточно далеки друг от друга», — замечал шведский премьер, имея в виду отнюдь не антиковидную дистанцию. Решающим днем стал понедельник, 20 июля.

«Зеленое» восстановление

После переговорного марафона, длившегося почти 90 часов, главы государств и правительств 27 стран ЕС достигли соглашения по бюджету сообщества на 2021–2027 годы объемом 1 триллион 74,3 миллиарда евро и фонде восстановления экономики после пандемии коронавируса в размере 750 миллиардов. Таким образом, в течение семи последующих лет Евросоюз получит суммарные фонды в 1,824 триллиона евро, что почти вдвое превышает бюджет периода 2014–2020 годов.

Как заявил на пресс-конференции Шарль Мишель, впервые в истории Евросоюза многолетний бюджет сообщества привязан к климатическим задачам. «Достигнутое соглашение — это намного больше, чем деньги. Это рабочие места, здоровье и благополучие европейцев», — добавил он. Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен отметила, что «восстановление ЕС будет «зеленым». «Бюджет покроет „зеленую сделку“. Мы инвестируем в будущее Евросоюза. У Европы сейчас есть шанс выйти из кризиса сильнее», — отметила она.

750-миллиардный внебюджетный фонд восстановления экономики получил название «ЕС нового поколения». Эти средства Еврокомиссия предполагает привлечь в виде кредитов, получение которых должно быть полностью завершено к концу 2026 года. Сроки погашения всей суммы рассчитаны на период до 31 декабря 2058-го. Обязательное условие при освоении средств из этого фонда — не менее 30 % от всех предоставленных каждой из стран сообщества субсидий и кредитов должны идти на «позитивные климатические проекты». Они направлены на внедрение «зеленых» технологий, альтернативной энергетики, энергосбережения — всего, что будет способствовать выполнению задачи Еврокомиссии по строительству до 2050 года в ЕС экономики с нулевыми углеродными выбросами.

Из этих денег между странами ЕС 390 миллиардов евро могут быть распределены в виде грантов (безвозмездная помощь), 360 миллиардов — в виде льготных кредитов. Проекты для финансирования в рамках этого фонда должны утверждаться Еврокомиссией и Советом ЕС. Деньги, выделяемые в виде грантов, должны быть полностью распределены до 2023-го. Самый большой их объем получит Италия — почти 209 миллиардов евро (81 миллиард в виде грантов и почти 128 миллиардов — льготных займов).

Для возврата огромного долга в 750 миллиардов евро ЕС намерен ввести «инновационные налоги», в частности, налог на непереработанный пластик, цифровые транзакции, особый режим таможенных пошлин на товары из стран «с более низкими климатическими стандартами, чем в Евросоюзе». Это неизбежно приведет к росту цен практически на все импортные позиции — фактически 90 % потребительских товаров на полках европейских магазинов. Вопрос в том, удастся ли использовать взятые в кредит деньги так, чтобы они принесли больше прибыли, чем будет стоить этот долг.

Плюсы и минусы

Президент Франции отметил, что лидеры ЕС впервые в истории договорились размещать общие долговые обязательства Евросоюза. Таким образом, деньги в долг возьмет весь ЕС, а не отдельные его страны, как было раньше. На практике это означает, что общий заем члены Союза будут возвращать по тому же принципу, по которому строится бюджет сообщества, — страна платит в зависимости от того, какой удельный вес имеет ее экономика в общеевропейской и какой покупательной способностью обладает ее население.

Решение о формировании общего займа может иметь как позитивные, так и разрушительные последствия для всего европейского проекта. Среди позитивных факторов — достижение соглашения, которое позволит в ближайшие годы оживить экономику миллиардами заемных средств, приобретение Евросоюзом имиджа «социального проекта», который справедливо перераспределяет ресурсы между богатыми и бедными странами, и новый шаг к повышению степени интеграции сообщества, получению принципиально новых полномочий Брюсселем и ослаблению позиций национальных правительств. Однако привлечение в экономику 750 миллиардов дешевых государственных денег не гарантирует ни ее эффективности, ни ее полноценного восстановления, в то время как долговое бремя для всех без исключения стран ЕС значительно возрастет, а он и так уже у целого их ряда превышает 100 % ВВП.

Вся идея этого плана заключается в том, чтобы мощным финансовым потоком подтолкнуть экономику к восстановлению и росту, а затем без особого напряжения отдать налоги. Однако практика как бизнеса, так и госуправления (упомянем недавнюю историю мирового финансового кризиса, после которого в Европе настал очень тяжелый кризис суверенной задолженности) свидетельствует, что подобная комбинация срабатывает далеко не всегда. Очень серьезным «неизвестным» в этом уравнении остается возможная вторая волна пандемии. Даже без ее учета Еврокомиссия прогнозирует, что в 2020 году спад ВВП сообщества составит 8,3 процента.

Июльский саммит ярко показал, что фрагментация Евросоюза глубока и что национальные интересы часто преобладают, отметил gazeta.ru руководитель отдела макроанализа Saxo Bank Кристофер Дембик. «Это соглашение, вероятно, будет иметь глубокие долгосрочные последствия для функционирования ЕС, усилит раскол между его Севером и Югом и даже, возможно, подтолкнет Нидерланды к выходу из ЕС. Доверие между государствами — членами, основанное на добросовестном сотрудничестве, подорвано», — считает эксперт Saxo Bank.

Интересна реакция на историческое событие непосредственно граждан европейских стран после возвращения их лидеров. Например, стало известно, что тринадцать человек подали жалобу канцлеру юстиции Финляндии на действия премьер-министра страны Саны Марин во время саммита ЕС, сообщила государственная телерадиовещательная компания YLE. Авторы большинства обращений считают, что премьер страны действовала вопреки позиции Конституционного комитета парламента, когда одобрила взятие новых кредитов в рамках пакета мер по восстановлению экономики ЕС.

Захар БУРАК

Выбор редакции

Общество

Генеральный директор РУП «Белпочта» Светлана Юркевич: Мы будем развивать прежде всего почтоматы

Генеральный директор РУП «Белпочта» Светлана Юркевич: Мы будем развивать прежде всего почтоматы

На протяжении многих десятилетий почта ассоциировалась с традиционным набором услуг — письмами, посылками, газетами, пенсиями... Но современные технологии все больше входят в наш быт.

Общество

Как и чем живет бывшая «помидорная столица» Беларуси?

Как и чем живет бывшая «помидорная столица» Беларуси?

Чтобы почувствовать, чем organic food отличается от привычных для современного горожанина продуктов, достаточно отведать помидоры в Савичах и сравнить их с томатами из гипермаркета.

Общество

Туровский крест впервые будет представлен 26 сентября

Туровский крест впервые будет представлен 26 сентября

На праздник Вознесения Креста Господня, во время вечерней службы в Минском кафедральном соборе.

Политика

Андрей Бугров: Стараемся более плотно и предметно работать с избирателями

Андрей Бугров: Стараемся более плотно и предметно работать с избирателями

Разговор с председателем Минского городского Совета.