Вы здесь

Выпускник гимназии и без пяти минут студент объясняет, почему физикой невозможно не увлечься


Физика традиционно считается одной из самых сложных школьных дисциплин. Даже у человека, который уже давно окончил школу, воспоминания о ней нередко вызывают мысли типа «Слава Богу, что все это закончилось». Но совсем другого мнения придерживается выпускник жодинской гимназии № 1 Ярослав ЯКУБОВСКИЙ.


На международном конкурсе научно-технических работ школьников «Ученые будущего» Ярослав Якубовский завоевал диплом второй степени.

— Из всех предметов в школе на первом месте для меня стоит физика. Математика, химия и другие дисциплины — только инструменты, а физика находится над ними всеми, она объединяет знания из многих наук для какой-то важной цели. Это очень жизненный предмет, который объясняет, что и почему вокруг нас происходит, — рассуждает парень. — Ну как может не захватить наука о том, как устроен мир? Может быть, не всем нужно знать, как происходит ядерная реакция, но ведь есть элементарные законы этой науки, без знания которых проблематично жить. Все, что нас окружает, — это физика. И вся техника, которой мы пользуемся, была создана физиками. Мало кто вникает, как она работает, однако все охотно пользуются благами цивилизации. Как говорят мои родители, «просто не учи физику в школе, и вся твоя жизнь будет наполнена чудесами и волшебством».

Кстати, физику в гимназии Ярославу преподавала его мать — Элла Николаевна Якубовская. Его отец Александр Владимирович Якубовский — тоже учитель физики в одной из жодинских школ.

— И мой брат окончил факультет радиофизики БГУ. Как вы понимаете, выбора у меня не было, — шутит парень. — Физика окружала меня с самого детства, и я с нетерпением ждал, когда в школьной программе наконец появится этот предмет. А в восьмом классе увлекся исследовательской работой и начал осваивать новое для меня поле деятельности — научно-исследовательские конференции и конкурсы. И уже первая попытка оказалась удачной. На научно-инженерном конкурсе для учащихся Belarus Scіence and Engіneerіng Faіr со своим домашним кондиционером сразу получил диплом второй степени. Я предложил две модели из подручных средств: в ход пошли бутылка со льдом, кулеры от компьютерного процессора и даже пропеллер из CD-дисков. Сегодня те приспособления выглядят странно, но для подростка это было просто «вау»!

На следующий год Ярослав вновь участвовал в конкурсе Belarus Scіence and Engіneerіng Faіr и вновь получил диплом второй степени со своей работой «Изучение скользящего разряда по поверхности жидкости». А затем электричество просто взяло его в плен.

— На сегодняшний день это его любимый раздел физики, а нелюбимый — молекулярная физика. Потому что там преимущественно теория, а я люблю практику — то, что можно потрогать, проверить, поставить эксперимент, — объясняет парень.

Международное признание

Для юного исследователя наиболее близка стендовая защита докладов. Стенд — инструмент, который нужно хорошо продумать.

Воздействие скользящего разряда по поверхности жидкости он изучает уже несколько лет, дополняя свою исследовательскую работу все новыми экспериментами. Десятиклассником выступал с этой темой на ХХІІІ республиканском конкурсе работ исследовательского характера, где его усилия были отмечены дипломом третьей степени. Мечтой было попасть на международный конкурс научно-технических работ школьников «Ученые будущего», который проходит в Москве в рамках Всероссийского фестиваля науки. Сам фестиваль — это просто грандиозное событие, которое нужно хоть однажды посетить. А заявок на конкурс приходит более тысячи, из них отбирают для участия в финале только сто. Поэтому приглашение в финальную часть международного соревнования, которое пришло Ярославу в сентябре прошлого года, уже можно было считать победой. В секции, где была представлена работа белорусского гимназиста по исследованию скользящего разряда, участвовали со своими исследовательскими работами и китайцы, и иранцы, и сербы. Но Ярослав не растерялся и завоевал в российской столице диплом второй степени. Признается, что для него это был отличный опыт соревнования и знакомства с такими же, как и он, одержимыми людьми.

Впоследствии в семье Якубовских решили взять паузу, чтобы сосредоточиться в выпускном классе на подготовке к централизованному тестированию, но ближе к новому году выпускник и его научный руководитель, в роли которого всегда выступала мать, соскучились и стали искать тему для участия в XXІV республиканском конкурсе. В результате работа Ярослава «Определение структуры по дифракционному рисунку» завоевала там диплом второй степени. Юный исследователь просвечивал птичье перо и по дифракционному рисунку, который получал в ходе эксперимента, смог рассказать, что в нем содержится.

Но и на этом достижении жодинский гимназист не остановился. На прошедшей в конце весны международной научной конференции школьников «ХХХ Сахаровские чтения» в Санкт-Петербурге он вновь получил за изучение скользящего разряда по поверхности жидкости диплом второй степени. Правда, из-за пандемии формат конференции пришлось в этом году изменить, поэтому увидеть белые ночи парню и его матери пока так и не довелось, хотя они очень на то рассчитывали. Конкурсантам, кроме тезисов, нужно было снять и прислать жюри видеоролик — презентацию своей работы: кратко пересказать ее суть и полученные результаты.

— Впервые картинку распределения разряда искры по поверхности твердого диэлектрика наблюдал Георг Кристоф Лихтенберг в 1777 году, но выяснилось, что разряд может скользить не только по твердым, но и по жидким диэлектрикам, — объясняет суть своего исследования Ярослав. — Поэтому целью моей работы стало изучение зависимостей незавершенного скользящего разряда по поверхности жидкости и поставлены следующие задачи: провести анализ сведений о технологиях создания скользящего разряда, создать установку для изучения поверхностного разряда в жидкости, получить зависимости характеристик разряда от различных факторов, изучить его поведение в сильном магнитном поле и определить возможность использования разряда для очищения воды от нефтепродуктов. Последний пункт, на мой взгляд, может представлять практический интерес. Это не просто наука ради науки.

— А как ты вообще находишь темы для своих исследовательских работ? — поинтересовались мы у молодого человека.

Гимназию Ярослав закончил с золотой медалью и средним баллом аттестата 9,7.

— Это наш совместный поиск. Я ищу, и мать ищет. Мы советуемся, изучаем темы, которые уже были на предыдущих конференциях, чтобы не повторяться. Хочу заметить, что в научных конференциях в школьные годы участвовал и мой старший брат. За пять-шесть лет, прошедших с тех пор, было представлено очень много тем, поэтому найти что-то свежее и новое все проблематичнее. Изучаем открытия в сфере науки, актуальные направления и отталкиваемся от этих поисков.

А не приходилось ли слышать упреки вроде того, что за всеми твоими исследованиями стоит твоя мать? Все-таки учительским детям постоянно нужно что-то доказывать? — снова спрашиваем мы.

— Ну, во-первых, никто ребенку такого открыто не скажет, — не обижается на наш вопрос Ярослав. — А во-вторых, очень просто установить, кто на самом деле делал исследовательскую работу, — по уровню ее понимания. Члены жюри задают тебе конкретные вопросы, и если ты просто заучил подготовленный текст, не знаешь нюансы проекта, не можешь точно описать ход исследования и объяснить его результаты, это очень быстро выясняется. Когда моя работа в девятом классе касалась раздела, который изучался в школе только в десятом классе, я очень хорошо готовился по теории. Чтобы ни у кого не возникло сомнений!

Умение себя презентовать

Юный исследователь признается, что для него ближайшая стендовая защита докладов, которая дает возможность общения не только с членами жюри, но и с большим количеством других докладчиков, преподавателями и студентами вузов, представителями бизнеса.

— Есть молодежное и научное жюри. К тебе может подойти один член жюри или сразу несколько. Ты должен рассказать ему кратко суть своей работы, используя стендовую презентацию, — объясняет парень. — Стенд — это твой инструмент, поэтому его нужно хорошо продумать. Моя задача — рассказать самое ценное, чтобы заинтересовать и зацепить. Например, если к тебе подходит не физик, а химик, ты делаешь упор на ту часть исследования, которая может быть интересна именно ему. В Москве я общался с преподавателями МГУ и Московского физико-технического института. А с научным руководителем одной из исследовательских работ у нас получилась очень интересная дискуссия: в моем исследовании был один нерешенный вопрос с барьерным разрядом, и мы вместе с ним искали способы его решения. Он предложил интересную идею, и, если будет соответствующее оборудование, ее можно будет проверить.

Еще три года назад я даже не мог подумать, что смогу так спокойно выступать и излагать свои мысли. Хорошо поставленный язык, умение точно и лаконично отвечать на вопросы, правильно себя презентовать — очень ценные умения. Даже если ты выступаешь с докладом, то все равно тебе отводится максимум 10 минут и за регламентом очень пристально следят. Если не вписался в отведенные рамки — это твоя проблема, тебя все равно останавливают и начинают задавать вопросы.

Полезное хобби

Этот столик для кофе был сделан парнем для своего любимого научного руководителя.

Гимназию Ярослав окончил с золотой медалью и средним баллом аттестата 9,7. «Девятки» у него по русскому и белорусскому языкам, химии, биологии и мировой истории. Зато на централизованном тестировании по русскому языку он набрал 96 баллов, а по белорусскому языку — 82. В семье даже шутили, что, может быть, он ошибся со своим профессиональным будущим. Признается, что к ЦТ по русскому языку готовился с репетитором, а белорусский язык, математику и физику сдавал без привлечения внешней помощи. Готовиться по математике помогала школьная учительница Тамара Дмитриевна Середа в рамках дополнительных занятий. По физике много решал тестов за предыдущие годы и тренировался на интернет-ресурсах educon.by и web-physіcs.ru. В итоге у него 94 балла на ЦТ по математике и 96 баллов — на ЦТ по физике. Хотя, как признается выпускник, содержание ЦТ по физике стало для него и одноклассников неожиданностью:

— Если задания по русскому языку и математике на ЦТ почти не отличались от содержания репетиционных тестов, то на физике создатели тестов сделали сюрприз — из них исчезли темы, которые были на всех трех раундах репетиционного тестирования, и вообще тесты оказались более сложными, чем репетиционные, ничего общего с «репетицией» экзамена они не имели. Все выходили из тестирования растерянными, потому что рассчитывали немного на другое.

Имея в сумме 383 балла, можно замахнуться на самые престижные у молодежи специальности, но Ярослав давно для себя решил, что хочет обучаться на факультете радиофизики в БГУ, как и старший брат. Хотя многие его одноклассники из физико-математического профиля собираются идти в программирование.

— ІТ-сфера очень стремительно развивается, и я думаю, что найти в ней для себя место не составит проблемы. Всегда будут нужны люди, которые пишут коды. А я хочу заниматься «железом», создавать физические объекты, для которых они пишутся, — рассуждает Ярослав. — Мне нравится работать на только головой, но и руками. С большой охотой посещал в школе уроки трудового обучения. Помогал отцу с ремонтом.

Кстати, именно благодаря учителю трудового обучения Василию Николаевичу Захарову гимназист увлекся резьбой по дереву. Его мать с гордостью демонстрирует авторские работы сына: шкатулку, хлебницу, вешалку для полотенец и стол для питья кофе.

— Резьба — очень кропотливая работа, но это хобби помогает развивать и мелкую моторику, и пространственное мышление, — говорит она. — Я вижу, что у моего сына инженерный тип мышления, поэтому надеюсь, что он о своем выборе факультета и специальности никогда не пожалеет. В любом случае давить на детей в нашей семье не принято, да это и бессмысленно…

Есть у Ярослава еще одно хобби — баскетбол. Он три года посещал секцию и выступал за школьную команду. А тренером был все тот же Василий Николаевич Захаров.

— Он уникальный педагог, — говорит Ярослав. — Василий Николаевич учил и моего старшего брата. Тот тоже занимался у него баскетболом. Он всегда приветствует инициативу у учеников, не будет сильно вмешиваться, но в тоже время обязательно поддержит и подскажет, если это нужно.

Имея сумму в 383 балла, можно замахнуться на самые престижные у молодежи специальности.

Во время учебы в БГУ парень надеется также играть в баскетбол. Будет ли он дальше заниматься наукой и исследовательской работой, пока ответить не берется.

— С инженерной сферой предстоит познакомиться поближе, — говорит он. — Рассматриваю различные варианты: работу в конструкторских бюро, робототехинку... Но, наверное, несерьезно сегодня загадывать, что будет через четыре года, ведь все вокруг нас так стремительно меняется. Нужно попробовать себя в разных ролях. Но считаю, что только если работа тебе нравится, в этой сфере можно самореализоваться и чего-то добиться.

Надежда НИКОЛАЕВА

Фото из архива героя

Название в газете: Трапіць у палон да фізікі

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.