Вы здесь

Открываем Беларусь. «Версаль» в Жиличах


Отыскать свои корни — одна из важнейших человеческих потребностей. Сегодня мало кто знает даже о прадедах-прабабушках, не говоря уже о тех предках, которые жили раньше. Отсюда — интерес к историческим памятникам, старинным усадьбам и дворцам. Если найти сведения о судьбе собственных предков сложно, а иногда невозможно, то можно узнать, как жили на нашей земле те люди, о которых известно историкам.

На проселке у ворот с надписью «Внимание! Строительный объект» — машины с минскими номерами. За воротами — величественный фасад дворца в строительных лесах. Этим летом многие белорусы «открывают для себя Беларусь». В усадьбу Булгаков в Жиличах (Кировский район Могилевщины) туристы приезжают за сотни километров.


Кто такие Булгаки?

Местечко Жиличи известно с XV века. Оно принадлежало князьям Трабским, Ходкевичам, Сапегам. В XVII веке здесь была возведена крепость: ее земляные валы в 3-4 человеческих роста частично сохранились до наших времен. В XIX веке крепость потеряла свое значение. И как раз в это время Игнатий Булгак приобрел Жиличи у Франтишка Сапеги.

— Франтишек Сапега был известным авантюристом и постоянно нуждался в деньгах, — рассказывает директор учреждения культуры «Жиличский исторический комплекс-музей» Владислав Кулакевич. — Булгаки одолжили ему крупную сумму, и в счет займа он, наверное, отдал им эти земли.

Жиличский дворец в наши дни.

Новые владельцы на месте старой крепости решили построить дворец. Дворец в полном смысле этого слова. Чтобы пустить соседям пыль в глаза, чтобы каждый при взгляде на него понял: владельцы — богатый и знатный род.

Древний род Булгаков ведет свою историю с XV века, но на их долю не выпало ни ярких побед, ни громких свершений. Да и особого богатства (разбогател род только в начале XIX века). И это, вероятно, беспокоило заносчивых владельцев Жилич.

София Булгак, старшая дочь первого владельца дворца в Жиличах.

— Не стоит думать, что сто или даже двести лет назад люди были другими, — говорит Владислав Кулакевич. — В девятнадцатом веке думали и чувствовали так же, как в двадцать первом. И так же каждому хотелось казаться лучше, чем он есть на самом деле, — таково свойство человеческой природы.

— А как разбогател род Булгаков?

— Точно неизвестно. Но возможно, что не обошлось без коррупции. Первый владелец Жилич, начавший строительство дворца, был предводителем дворянства — маршалком. Это была выборная должность, так сказать, «общественная нагрузка». Но его брат был подкоморием — чиновником, который распоряжался землями. У представителей рода была возможность дешево покупать землю. К концу XIX века 60 тысяч гектаров было скуплено семьей Булгаков. И земля стала для рода источником богатства. Игнатий, как сейчас сказали бы, занимался бизнесом: у него были спиртзаводы, сахарные заводы, крахмальные заводы, мельницы, лесопилки. А прибыль вкладывалась во дворец.

Вторая жена Игнатия Булгака Тереза.

Дворец строился почти сто лет — с 1823 года до 1910-го. Разумеется, работы не велись непрерывно: как только появлялись свободные деньги, Булгаки возобновляли строительство. Сначала была возведена центральная часть дворца (на это понадобилось около 10 лет), потом-боковые крылья, в одном из которых была оранжерея, и в конце концов широкий внутренний двор замкнула часть с въездной аркой-воротами. Анфилады парадных залов, комнаты для многочисленной челяди, домовой костел, статуи, бесценные коллекции искусства, конюшни с чистокровными лошадьми — для Булгаков дворец был показателем статуса.

Иосиф-Витольд Булгак, сын Игнатия и Изабеллы.

— Если окинуть взглядом дворец полностью, можно заметить, что его части разнообразны. Их проектировали и строили разные архитекторы. Но это были мастера своего дела, и в целом ансамбль выглядит органично. Центральную часть проектировал знаменитый Кароль Подчашинский. Завершил работу над дворцом, скорее всего, Станислав Шабуневский.

Поспорим о вкусах

Богатые усадьбы XIX века строились в абсолютно разных стилях, подчиняясь только вкусам заказчика. Дворец в Косово — неоготика, усадьба в Красном берегу — смесь готики и модерна, а Булгаки пожелали возвести резиденцию в стиле классицизма, или ампира.

Эдгар Булгак.

— Классицизм достаточно прост в исполнении и при этом выглядит строго и красиво. Истоки стиля — в античности, в позапрошлом веке его любили помещики по всей Восточной Европе. Административные здания в сталинские времена строили в этом же стиле: так называемый «сталинский ампир» — отзвук моды XIX века. Ампир требует точных математических пропорций. В Жиличском дворце они не выдерживаются — это скорее вариация на тему классицизма. Но все вместе выглядит очень досконально.

Эммануил Булгак, последний владелец Жиличского дворца.

Интерьеры усадеб того времени также не подчинялись дизайнерским стилям — только вкусам владельцев. Это называется «исторический эклектизм». Например, кессонные потолки, из ценных пород дерева, с лепниной, выглядят богато и эстетично, и их можно встретить в старинных усадьбах с самыми разными интерьерами и в нашей стране, и в России, и в Польше.

В 1970-е годы (тогда во дворце Булгаков располагался сельскохозяйственный техникум), лепнину окрасили той краской, которая была в наличии. Сегодня, во время реставрации, та краска снимается, лепнина догипсовывается и окрашивается в оригинальные цвета: коралловый, золотой, небесно-голубой, мятно-зеленый.

Под потолком парадных залов застыли в полете грифоны, драконы, лошади и колесницы. Здесь можно увидеть сюжеты античной, библейской, восточной и славянской мифологии. В разные годы строительством и интерьерами дворца занимались совершенно разные люди, хотя все они принадлежали к роду Булгаков. По лепнине на стенах и потолке можно судить об их характере и эстетических взглядах. Разумеется, здесь работали прекрасные дизайнеры — например, известный художник и скульптор Тадеуш Ростворовский. Но дизайнер — всего лишь исполнитель, а «музыку заказывает» тот, кто платит. Кое-где лепнина крупная и грубоватая — из серии «возьмешь в руки — имеешь вещь». В других залах — тонкая, неброская, аристократическая. Возможно, к отделке некоторых из них приложили руку первая и вторая жены Игнатия Булгака. Обе были изысканными аристократками — вероятно, их род и собрал крупную коллекцию искусства, хранившуюся во дворце и пополнявшуюся потомками.

Лепнина и кессонные потолки сейчас реставируются.

В советские годы потолки окрасили той краской, которая была в наличии.

У первого владельца дворца от двух жен было девять детей. Дворец в конце концов унаследовал младший сын Эдгар. Он учился на агрария в Рижском политехникуме, потом был студентом в Штутгарте (Германия). Вел на своих землях передовое хозяйство. У Эдгара были питомник, где выращивались персики, абрикосы и даже ананасы, метеорологическая станция и 200 гектаров фруктовых садов. Один из представителей рода, Ян Булгак, был в числе пионеров художественной фотографии (именно по его фотографиям восстанавливаются сегодня интерьеры дворца). А последний владелец родовой резиденции, Эммануил Булгак, был теологом, университетским преподавателем, автором ряда работ по религиоведению. С началом Первой мировой войны он вывез из резиденции в Жиличах все драгоценности в город Орел — там у Булгаков тоже была недвижимость.

— Изначально здесь была большая библиотека — 6 тысяч томов рукописных и старопечатных книг. Коллекция семейных портретов и живописных полотен, в том числе кисти Иоанна Дамеля, Яна Ксаверия Каневского, итальянских мастеров. Ценна коллекция скульптуры. Бронза, мрамор, фарфор. 18 слуцких поясов. Коллекция средневекового оружия и античного искусства, — перечисляет собеседник.

К сожалению, большая часть этих сокровищ сейчас утрачена. Семь полотен из коллекции дворца хранятся в Орловском музее изобразительных искусств. Остальное бесследно исчезло.

Привидений здесь нет

Какой же дворец без исторических анекдотов и романтических историй? В «Жиличском Версале» есть зал с маскаронами в виде лица женщины.

— По одной из версий, это изображение первой жены Игнатия Булгака, Изабеллы, — объясняет Владислав Кулакевич. — Она умерла в 1831 году, когда здесь свирепствовала эпидемия холеры. Считается, что безутешный вдовец приказал скульптору вылепить лицо возлюбленной. Впрочем, печаль не помешала Игнатию Булгаку вскоре жениться на младшей сестре первой жены, Терезе.

Есть и другая версия происхождения «женской маски». Согласно легенде, младший сын Игнатия, Эдгар, был влюблен в местную крестьянскую красавицу. Она отвечала ему взаимностью. Но жениться на крестьянке Эдгар не мог. Это означало бы стать изгоем среди местных помещиков, а для Булгаков, очевидно, статус был одним из важнейших приоритетов. Легенда гласит, что Эдгар отослал возлюбленную в одно из своих далеких имений, чтобы никогда больше ее не видеть. Правда это или нет — неизвестно, но Эдгар Булгак никогда не был женат и у него не было детей.

Кстати, именно с этой фигурой связан один исторический анекдот. Племянник и наследник Эдгара Эммануил много путешествовал и собрал богатую коллекцию античного искусства. В одном из путешествий он купил старинный мраморный саркофаг и подарил его пожилому Эдгару как предмет искусства. Дядя же расценил подарок как оскорбление: «Племянничек хочет в гроб меня положить!» Произошла ссора. В итоге Жиличский дворец Эммануилу дядя не завещал, а продал.

Украшение одного из парадных залов. Фото Яна Булгака.

Анфилада. Фото Яна Булгака.

Бальный зал. Фото Яна Булгака.

Банкетный зал.

— В светской хронике писали, что стоимость дворца была больше миллиона рублей. На самом деле, согласно финансовой документации, дядя продал племяннику это имение за 300 тысяч рублей, — рассказывает директор музея. — Но и эта сумма в те времена была астрономической.

Старинные дворцы в народном сознании связаны с мистикой и чудовищными историями.

Вид с балкона дворца. 1910 год.

— Я совершенно не согласен, что «страшные сказки» необходимы, — говорит Владислав Кулакевич. — Такие «байки» в устах экскурсоводов — чаще всего свидетельство того, что на историческом объекте не проводилась серьезная научная работа. Гораздо интереснее рассказывать туристам правду, а не сказки. Кстати, о Жиличском дворце тоже есть байка, будто в одну из колонн замурована трехлетняя девочка.

Есть такой распространенный сюжет — фундаментная жертва, поясняет собеседник. В раннем средневековье люди не умели хорошо строить, инженерия и математика в «темные века» были забыты, европейцам нужно было открывать их заново. Здания падали, люди связывали это с гневом Божьим и пытались задобрить богов жертвой. Обычно замуровывали в основание курицу или ягненка, а иногда и человека.

Из дворцовой мебели до наших времен сохранился только столик, но она была примерно вот такой.

— Но это касается только раннего средневековья. Булгаки же строить свою резиденцию начали в XIX веке. К тому же никакая кровавая жертва не допустима для христианина, а Булгаки были ревностными католиками. Тем более что первым зодчим дворца был Кароль Подчашинский, сын придворного архитектора Радзивиллов, профессор Виленского университета. Он спроектировал и построил множество зданий, стоящих до наших дней. Допустить мысль о «фундаментной жертве» в связи с этим человеком столь же дико, как предположить о подобном в наши дни. Такие легенды не только неразумны, но и вредны, потому что люди иногда не очень хорошо знают историю и будут думать, что на нашей земле всего 150–170 лет назад жили варвары, которые детей в стены замуровывали. На самом деле, повторюсь, люди XIX века ничем от нас в плане морали, желаний и устремлений не отличались.

Чтобы убедиться в этом, достаточно почитать письма, которые писала Тереза Булгак своему мужу Игнатию в его «командировки». Она упрекала мужа в том, что он слишком много работает, а она сидит дома одна, и на ней — дети и домашнее хозяйство. Знакомо?

Судьба дворца

Дворец в Жиличах серьезно не пострадал ни в годы Первой мировой войны, ни в Великую Отечественную — немцы только разобрали оранжерею на подсыпку дорог и вывезли, отступая, изысканную старинную мебель. В советские годы в стенах дворца был сельхозтехникум, и вот тогда памятник понес самые крупные потери. Сначала со стен домового костела были сбиты все ангелы. Впоследствии пострадали паркетные полы, каждый из которых была произведением искусства. Они не были рассчитаны на толпы студентов. Потом «в расход пошли» печи и камины. Дело в том, что дворец в Жиличах не был приспособлен к тому, чтобы парадные залы использовались зимой. В холодный сезон в верхних залах поддерживалась температура 14–15 градусов, достаточная, чтобы не портились мебель и предметы искусства. Но студентам было холодно, во дворец провели паровое отопление, а обложенные драгоценными изразцами печи и камины попросту демонтировали (сейчас их восстанавливают по старинным фотографиям). А потом дошла очередь и до потолков. В 1960-е в некоторых аудиториях начала протекать крыша, во время ремонта кессонные потолки сняли, а вернуть обратно не смогли.

Интерьер домового костела Булгаков. Начало ХХ века.

Жиличи. Рисунок Наполеона Орды.

Оранжерея. Фото Яна Булгака.

— С другой стороны, если бы дворец не отдали под техникум, здание дошло бы до наших дней в гораздо более печальном состоянии, — отмечает директор музея. — Любая постройка без людей умирает. Если историческое здание эксплуатировалось, реконструировать его проще, чем заброшенные постройки.

Сейчас работы ведутся в центральной части дворца — здесь будут музей и библиотека. Планируется, что в конце концов дворец снова станет таким, каким он был в 1910 году. В том числе, как надеется руководство музея, будет восстановлен и французский парк вокруг дворца — с аллеями, беседками, скульптурами и выросшим от мелиорации озером. Сейчас появилась уверенность, что дело пойдет быстрее, — реставрационные работы во дворце в Жиличах упомянуты в распоряжении Президента, подписанном в начале июля.

Столовая

Камин в парадных комнатах дворца.

Фото 1939 года.

Александра Анцелевич, фото автора

Название в газете: «Версаль» у Жылiчах

Выбор редакции