Вы здесь

Медицинский судебный эксперт об особенностях профессии, резонансных делах и исследованиях на генном уровне


Несколько лет назад Могилев всколыхнула новость о жестоком убийстве предпринимателя. Пропавшего мужчину искали родные, милиция и даже экстрасенсы. При первичном осмотре дома, где он жил, ничего подозрительного не нашли, но когда на место происшествия выехали специалисты управления Госкомитета судебных экспертиз по Могилевской области, картина прояснилась. Было найдено несколько капель крови, которые, по сути, указали на криминальный след происшествия. Подозреваемые в конце концов признались, что убили предпринимателя и зацементировали его в пол гаража.


Убийцу выдал... носок

Мария Драница, заместитель начальника управления лабораторных исследований вещественных доказательств биологического характера УГКСЭ по Могилевской области, может рассказать много историй о том, как раскрывались громкие уголовные дела. Какой бы хитрый и осторожный ни был преступник, все равно найдется мелочь, которая его обязательно выдаст, — волосы, следы пота или слюны, любой другой клеточный материал, на основе которого можно будет идентифицировать его и привлечь к ответственности.

Не менее резонансное было преступление в Глуске, когда пропали 30-летняя женщина и ее трехмесячная дочь. Об этом милиции сообщил сожитель потерпевшей, который лично участвовал в поисках, а потом выяснилось, что именно он и был убийцей.

— Наш эксперт нашел по месту жительства мужчины носок со следами крови, по которой было установлено, что кровь принадлежит именно пропавшей женщине, — рассказывает Мария Андреевна. — Потом обвиняемый сам показал, где закопал своих жертв.

Труднее приходится, когда клеточный материал, собранный на месте преступления, не с чем идентифицировать. Но это не значит, что правонарушитель может спать спокойно.

— Генетические характеристики найденного материала мы помещаем в базу АИС «ДНК», и рано или поздно преступник обязательно там «засветится», — говорит собеседница. — Например, недавно раскрыта кража, которая была совершена несколько лет назад в Осиповичском районе. Мужчину задержали, и выяснилось его причастность к нераскрытому делу.

На экспертизу прямо из роддома

Платные экспертизы по заявлениям от населения или по судебным постановлениям — еще одно направление работы государственных судебных экспертов УГКСЭ по Могилевской области. Основной вопрос — выяснение отцовства. В среднем к экспертам поступает примерно пять-шесть таких материалов в неделю. Бывает, что к экспертам обращаются сразу же из роддома, когда на ребенка даже еще нет свидетельства о рождении. Мужчина готов признать свое отцовство, но немного сомневается. Тогда специалисты проводят экспертизу. В этом случае все обходится без судебных тяжб. Труднее бывает понять тех родителей, которые устанавливают свою причастность к рождению уже достаточно взрослых детей: непонятно, что движет человеком, которого ребенок лет восемь или десять называл отцом.

Обо всем расскажут гены

Если в случае с установлением отцовства проблем с клеточным материалом не бывает, то в уголовных делах он добывается очень сложно. Специалист ДКСЭ должен найти его на месте происшествия, а потом снять путем соскреба, вырезания, смыва. В лабораторных условиях «взламываются» клеточные оболочки, чтобы получить доступ к ДНК. При помощи ПЦР количество копий ДНК, необходимых специалисту для исследования, искусственно увеличивается, затем все это помещается в специальный анализатор. Программа дает возможность анализировать информацию и расшифровывать генотип.

 

Кстати, что касается установления отцовства, то там анализ проводится немного иначе. Известно, что генотип ребенка формируется с хромосом матери и отца. Если специалисты не находят там хромосом отца, отцовство исключается.

Главное — абстрагироваться

В голове всплывают истории одна другой страшнее, жестокость злодеев не поддается никакому пониманию. Можно себе представить, что приходится переживать тем людям, которым это все необходимо исследовать. Судебные эксперты ГКСЭ как раз и находятся на той самой «передовой», помогают следователям формировать доказательную базу.

— Всегда страшно, когда вникаешь в обстоятельства какого-либо преступления, — говорит Мария Драница. — Мы стараемся абстрагироваться и не думать, что стоит за теми объектами, которые мы исследуем, чтобы сохранить себя еще и для семьи, и для друзей.

Неллли ЗИГУЛЯ

Фото из архива УГКСЭ по Могилевской области

Название в газете: Прачытаць па кроплi крывi

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.

Энергетика

Беларусь в лидерах по энергоэффективности

Беларусь в лидерах по энергоэффективности

А среди стран ЕАЭС — на первом месте.

Молодежь

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Финалистка проекта «Академия талантов» на ОНТ — о творчестве и жизни.

Общество

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.