Вы здесь

Что символизирует уникальный гобелен с изображением Матери-Беларуси, и кто воплощен в образе фронтовой медсестры


В Гродно во время празднования Дня Независимости представлен гобелен, который выткали специально к 75-летию Великой Победы. Работа велась в течение пяти месяцев, и в итоге получилось довольно большое полотно размером 1,5 на 2 метра. Осуществила этот проект творческая группа в составе художника Евгения Шунейко и ткачих Елены Шунейко и Юлии Бородиной.


Первое, что бросается в глаза, — это яркие краски. Они особенно сверкают по контуру полотна. Это элементы белорусского орнамента, птицы, васильки, папоротники. Конечно, привлекает внимание центральный образ — матери-Беларуси. Она держит на руках маленького мальчика, который готов выпустить в полет птицу. Постепенно взор переходит на другие фрагменты, которых немало. Композиционно гобелен разделен на три части. Первая составлена из двух фрагментов, на одном из которых — воины-освободители, на втором — партизаны. Это те, кто добывал победу в годы Великой Отечественной войны. Вторая часть символизирует современную жизнь, здесь присутствуют представители самых разных профессий. На третьей можно найти отличительные объекты всех областных центров и города Минска.

— Яркие краски — это такая задумка, — рассказывает ткачиха Елена Шунейко. — Правда, на картоне они были не такие яркие, но мы так подобрали нитки, чтобы было красиво. Чтобы чувствовалась радость, что мы выдержали, победили, отстроили нашу страну и пойдем дальше в будущее.

Как сообщили авторы, ранее в ткацких изображениях вряд ли были сварщики либо айтишники. А на этом полотне они есть. И, конечно, земледельцы, строители, ученые и деятели культуры. Неожиданно, можно сказать, в последний момент, художник добавил образ военной медсестры.

— Евгений Шунейко приехал с готовым эскизом, мы разговорились. И я рассказала, что моя прабабушка, Мария Федоровна Бородина, ветеран войны, была медицинской сестрой. Так появилась на полотне медицинская военная медсестра, хотя на самом эскизе ее не было. А на полотне уже есть. Для меня это было очень символично. Я сама ткала эту часть с образом своей бабушки, — с волнением сообщила молодая ткачиха Юлия Бородина. — Это мое первое полотно, и когда меня пригласили участвовать в пректе, я с радостью согласилась.

А вот для Евгения Шунейко и его сестры Елены ткачество — дело семейное, причем не одного поколения. Их отец, Феликс Шунейко, в 50-е годы прошлого века был известный мастер на Гродненщине. Он не только сам ткал, но и искал по деревням ткачих, чтобы популяризировать это ремесло. Кстати, в современном гобелене значительная часть нитей, которые некогда красил Феликс Шунейко. А еще он усовершенствовал ткацкий станок под вертикальные гобелены. На традиционном станке основа кладется горизонтально, так ткут покрывала либо тротуары или полотенца. Для гобеленов удобнее вертикальное ткачество, ведь сразу видно, как ложится узор.

Сюжет Гродненского гобелена предложил Евгений Шунейко, который также умеет хорошо ткать, а сейчас является профессором кафедры истории и теории искусства Белорусской академии искусств. А его сестра со своей ученицей воплотили проект в жизнь. Правда, раньше большие гобелены ткали в шесть рук, гродненки работали в четыре руки и свое произведение в технике переборного ткачества выполнили за 151 день. Говорят, что это чрезвычайно рекордный срок.

— Наш гобелен назвали «Истории живая нить». Ведь история — это фундамент сознания человека. Мы благодарны людям, которые добывали победу. А мы должны эту независимость сохранить. Сохранить традиции, культуру, чтобы мир знал, что живут такие трудолюбивые белорусы, доброжелательные, любящие свой край, свой язык, свои корни. Именно это мы старались передать через полотно, — озвучивает свое видение произведения опытная ткачиха.

Елена занимается ткачеством более 40 лет, и это не первый ее большой гобелен. Один из них — «Весна в Принеманье» — украшает фойе областного методического центра. Мастерица переосмысливает местные традиции и создает свои оригинальные сюжеты и композиции, где можно увидеть и памятники архитектуры, и сюжеты на духовную тему, и пейзажи. Техника уникальных гобеленов Елены Шунейко в традиции двойного и переборного одностороннего ткачества является элементом нематериального культурного наследия и внесена в список историко-культурных ценностей Беларуси. И это далеко не единственный такой пример.

Как рассказала директор Гродненского областного методического центра народного творчества Елена Муреня, в список носителей нематериального культурного наследия внесено белоузористое ткачество Понемонья, которое воссоздали и хранят в Лидском районе. Традиционные ткацкие техники многокрасочных покрывал и ковров развивают в агрогородке Погородно Волковысского района. Двойные или гродненские ковры распространяют мастера из деревни Гудевичи Мостовского района. В списке наследия также простое двухнитовое ткачество Волковысского района-в такой технике создавали универсальный вид ткани, из которой когда-то шили одежду, ткали полотенца, половики и покрывала.

Что касается нового гобелена «Истории живая нить» , он будет путешествовать по Беларуси и выставляться в музеях или других культурных учреждениях.

Маргарита УШКЕВИЧ

Фото автора

Название в газете: «Перамаглi, адбудавалi нашу краiну i крочым далей у будучыню...»

Выбор редакции

Экономика

Как защищаться от риелторов, которые не хотят работать по закону

Как защищаться от риелторов, которые не хотят работать по закону

Лицензия агентства «Готовые решения» упразднена, «Империи недвижимости» — приостановлена, а «Твоей столице» выписано предписание.

Общество

«Я искал вас всю жизнь». История любви фронтовой медсестры

«Я искал вас всю жизнь». История любви фронтовой медсестры

В свои восемьдесят она была вполне элегантной женщиной.

Общество

Как биотехнологии улучшают качество жизни и здоровья человека?

Как биотехнологии улучшают качество жизни и здоровья человека?

По прогнозам специалистов, не менее 20 процентов от объема товаров в XXI веке будет за биотехнологиями.

Общество

Собираем гардероб школьника вместе со стилистом

Собираем гардероб школьника вместе со стилистом

Поиски и приобретение «школьной формы», как по старой привычке говорят мамы и папы, — та еще головоломка!