Вы здесь

Дарья Матросова: Счастлива ежедневно заниматься фотографией


Она неоднократная победительница и призер престижных международных фотоконкурсов International Photography Awards в Лос-Анджелесе и MIFA в Москве, Prix de la Photography-2019 в Париже. Ее работы можно увидеть на центральной станции метро в Барселоне, европейских выставках, многочисленных обложках мирового лоска. В этом году Дарья Матросова признана «Лучшим профессиональным европейским фотографом-2020» по итогам конкурса Федерации европейских фотографов среди более двух тысяч профессиональных снимков из 29 стран. К тому же, героиня — первая женщина, удостоенная такого звания.


— Дарья, какая из работ для вас самая значимая?

— Серия графических фотографий «Акценты и формы», которая и была отмечена как лучшая в конкурсе Федерации. У нее много мировых престижных наград, и те, кто не знаком с моим творчеством и впервые заходят на мой сайт, всегда отмечают их. Думаю, привлекает простота и утонченность форм. Их съемка прошла еще в 2017 году, и уже во время подготовки я поняла, что будет «вау»-эффект. Но так бывает не всегда, и фотографам-новичкам нужно знать о том, что в любой момент кадр может получиться совсем не такой, как задумывался вначале. Если говорить о вышеназванном конкурсе, то сначала я победила в своей номинации, а затем и среди всех. Церемония награждения должна была пройти в Риме, однако из-за коронавируса состоялась в онлайн-режиме.

— Думали ли вы в детстве, что будете тесно связаны с фотографией?

— Вся моя жизнь так или иначе связана с искусством. С малых лет мама учила рисовать, мне это очень нравилось. Когда пришел момент определяться с профессией, для меня было понятно, почему отдам приоритет. Поступила в Витебский государственный университет имени П. М. Машерова на художественно-графический факультет и даже не догадывалась, что буду заниматься фотографией. Разумеется, я была среди творческих молодых людей, поэтому захотелось попробовать что-то новое для себя. На третьем курсе купила очень дорогую камеру и... получила большой стресс, так как не знала, что с ней делать. Как и многие, снимала все, что видела: улицы, лица, даже отработала на нескольких свадьбах, после чего появилась уверенность: это точно «не мое». Все изменила первая художественная фотосессия, которую организовала, будучи на пятом курсе. Пришло понимание: в моих работах должно быть нечто большее, чем удачно пойманное мгновение. С тех пор всегда совмещаю живопись с фотографией, получаются концептуальные и экспериментальные снимки. Считаю, что именно это и привлекает к моим работам, их создание — это целое искусство.

— И все-таки, важно ли иметь дорогую камеру на начальном этапе развития в фотографии?

— Неоднозначный вопрос. С одной стороны, если это станет мотивацией для дальнейшего развития, как было у меня, то стоит. А если вы не уверены в своих силах и своем желании самосовершенствоваться, лучше не нужно. Зачем покупать такую вещь, которую поставишь на полку, и она будет покрываться пылью?

— Как выглядит процесс создания ваших фото?

— Сначала появляется идея, их у меня очень много, все записаны в блокноте. Некоторые требуют бюджета, некоторые — определенной локации. После идет подготовка к заветному «клику» камеры. За каждым снимком стоит работа многих профессионалов: визажистов, костюмеров, моделей. В среднем грим длится от двух до шести часов. Сами находим и подбираем аксессуары, шьем одежду. Затем идет самая несложная часть работы — съемка часа на два, последний этап — ретушь, который занимает около пяти часов. Кстати, фотошопом пользуюсь только для того, чтобы убрать маленькие неровности.

— Вы — опытная участница и победительница различных конкурсов. Что работает на успех лучше всего?

— Налаженный контакт с нужными людьми, полезные знакомства. Я всегда открыта для предложений, часто такие поступают от художников, которые хотят соединить фотографию с искусством, — в этом точно есть перспектива. Считаю, что не нужно стесняться рассказывать о себе: если хочу поработать с определенным брендом, пишу им сама. Также важно быть активным везде: на деловых встречах, в соцсетях. Следует следить за профессионалами мирового уровня, самому стремиться к новым высотам. Сегодня фотографирование доступно каждому. Однако, имея только талант, можно так и остаться в тени других. Чтобы выделиться из огромного количества и заявить о себе на большую аудиторию, учитесь подмечать что-то интересное, берите уникальной подачей, отдавайте внимание и личным качествам, и профессиональным навыкам.

— Отличается ли зарубежный рынок фотографии от отечественного?

— У нас более востребованы коммерческие снимки вроде историй любви, свадеб и так далее. В Европе, например, наоборот, индивидуальные фотосессии не очень пользуются популярностью, им больше по нраву художественные работы, выходящие за рамки обычного. Также там пользуются популярностью выставки в галереях.

— Творческие люди делятся на две категории: одни считают, что вдохновляться и где-то даже копировать работы известных мастеров — это нормально, так как такой подход помогает определиться со своим стилем. А есть те, кто не принимает указанной позиции, мол, из-за этого не развивается фантазия, творческое мышление. Что думаете вы?

— Во всем нужен баланс. Например, в некоторых моих работах просматриваются мотивы Пикассо или других художников. Когда фотографирую, будто воссоздаю картину: что-то повторяю технически или идейно, и в тот же момент это помогает сгенерировать собственные образы. Однако кумиров среди фотографов у меня нет. Слишком много талантливых людей, назвать кого-то конкретного очень трудно. Ежедневно просматриваю работы как молодых художников, фотографов и иллюстраторов, так и опытных, и у каждого нахожу что-то, что мне нравится.

— Вы не только принимаете участие в различных выставках, но и сами являетесь организатором некоторых. Как чувствуете себя в такой роли?

— Для любого фотографа это большой праздник. В Минске выставку MIFA организовывала впервые, хотя вообще участвую в ней часто. Хотелось внести свой вклад в эту сферу на родине. Собрали фотографов, которые продемонстрировали свои лучшие работы, и получили оценку своего творчества от профессионалов. Приятно, что после было много положительных отзывов, благодаря такой встрече кто-то начал также заниматься фотографией. Считаю, что чтобы эта сфера хорошо развивалась, нужно больше акцентировать внимание на подобных проектах. Так приходит осознание, на каком ты уровне сейчас, хватает ли тебе опыта или знаний. Но, к сожалению, как показывает практика, выставок с каждым годом проводится все меньше, ведь они не приносят прибыли, — их организация стоит больших денег.

— Дарья, вас выбрали представителем от Беларуси в направлении «Искусство» на мировой фотовыставке «Экспо» в Дубае, что должна открыться в октябре этого года. Какие работы представите там?

— Стоит сказать, что сейчас идут переговоры о ее переносе на следующий год из-за эпидемии. Но это не значит, что я останавливаюсь в работе. У меня уже есть определенные разработки и четкое видение своей части. Это будут ультрасовременные фотографии с национальным колоритом, славянской историей, культурой, традициями, запечатленными на снимках. В общем, я счастлива от того, что занимаюсь фотографией ежедневно. Не устаю, ведь это то, чем живу. Разумеется, были моменты выгорания, однако это всегда истекает, главное — продолжать что-то создавать, переключаться с идеи на идею. Долгое время сотрудничала с белорусскими глянцевыми изданиями, но сейчас это — не моя история. На сегодня я мало работаю над фэшн-съемками, сконцентрировалась на художественных. Также в условиях коронавируса пишу колонку в самом крупном китайском журнале о фото Photo world, он освещает все самое интересное из сферы фотографии и искусства, публикуюсь и в других изданиях.

Дарья ШЛАПКОВА

Фото предоставлено героиней

Выбор редакции

Здоровье

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Несколько советов от врача-инфекциониста.

Общество

К купальному сезону подготовят 459 пляжей

К купальному сезону подготовят 459 пляжей

Существуют строгие требования к местам для купания.