Вы здесь

Президент-педагогам: Вы являетесь опорой нашего государства


Президент Беларуси встретился с педагогическим активом республики. В разговоре приняли участие более тысячи человек из всех регионов страны. В зал Национального выставочного центра были приглашены преподаватели, руководители высших, профессионально-технических, средне-специальных учебных заведений, учителя школ.


«Я пригласил вас сюда потому, что вы являетесь, на мой взгляд, опорой нашего государства, — обратился Президент к присутствующим на встрече. — Заменить вас некем. Вы и в участковых комиссиях, и на передовой, вы и воспитываете. Вместе мы воспитываем не только молодежь, но и наш народ».

По словам Президента, педагоги должны стать лицами, формирующими мнение общества, и такими он их считает.

«В последнее время появилось столько лиц, формирующих мнение. Кто хайпается, кто постится в интернете. А вас я считаю действительно людьми, которые формируют мнение. Кто, если не преподаватель вуза или политолог (здесь я вижу много политологов, которых я вижу в средствах массовой информации), если не депутаты, кто, если не вы, сегодня формируете мнение нашего народа», — задался вопросом он.


«Система образования является важнейшей, стратегической отраслью страны, а не сферой услуг»

По мнению Александра Лукашенко, «система образования является важнейшей, стратегической отраслью страны, а не сферой услуг».

«Вы не просто обучаете квалифицированных специалистов, как бы пафосно это не звучало, вы воспитываете граждан нашей страны, формируете интеллектуальную элиту общества», — подчеркнул Президент.

По словам президента, в советские времена в основу образования была положена любовь к отечеству, стремление честно работать, в том числе и за идею, что «в последние времена не модно». Благодаря такой основе Беларусь смогла вытерпеть лихие 90-е и создать независимое государство. Именно на советской модели наша страна создала свою суверенную отрасль образования.

«Многие элементы советского образования успешно используются сегодня и на западе, и на востоке. Я имею в виду прежде всего великий Китай, да и Индия не брезгует одолжить то, от чего мы пытались отказаться. И вы видите, какими темпами сегодня развиваются эти мощнейшие государства мира», — заявил Президент.

Он напомнил, как в свое время у власти в стране «орудовали „национально сознательные“», которые якобы боролись за суверенитет и независимость, и они прежде всего вторглись в систему образования. «И вы помните, что тогда происходило. Став Президентом, мне, спасая страну, пришлось заниматься и системой образования, — рассказал Александр Лукашенко. — Тогда я уловил ту нить, которую нужно было поддержать. Я заявил о том, что нам не нужно ничего ломать и выдумывать, нам нужно совершенствовать ту систему образования, которая у нас есть, была и будет. И нам с большим трудом в большей степени удалось вернуться к той системе, которая была, усовершенствовав ее, и, конечно, не отказаться от новых ростков».

«Мы не только сохранили, но и приумножили лучшие традиции нашей высшей школы», — подчеркнул глава государства.


«В стране реализуется модель Университет 3.0»

Сегодня в современной Беларуси есть свои ученые, страна самостоятельно развивает востребованные экономикой направления, вузы могут проводить прикладные исследования. По данным ПРООН по показателям сферы образования Беларусь входит в тридцатку наиболее развитых стран мира. Беларусь увеличила экспорт образовательных услуг — образование получают на 20 тысяч больше иностранцев, чем в первые годы независимости.

«То, что к нам поехали учиться иностранцы, говорит о многом. Это конкретный и весомый аргумент в пользу качества образования», — заметил Президент.

В стране развивается практико-ориентированная подготовка специалистов с высшим образованием, в вузах лаборатории и образовательные центры работают совместно с ведущими мировыми компаниями.

«Наши показатели распределения и трудоустройства выпускников находятся на уровне почти 100 %. А в конце 1990-х — начале 2000-х проблема направления на работу существовала», — заметил Александр Лукашенко.

Как отметил Президент, в стране реализуется модель Университет 3.0 (развивается на базе 8 вузов) — симбиоз образования, науки и предпринимательства.


«Каждый студент будет иметь свое место в общежитии»

«На сегодняшний день мы обеспечиваем 89,5 % нуждающихся студентов местами в общежитии. А в отдельных отраслях приближаемся к 100 %», — отметил глава государства.

«В этом направлении мы будем двигаться и в будущей пятилетке с общежитиями для студентов разберемся. Каждый студент будет иметь свое место в общежитии», — констатировал Александр Лукашенко, напомнив о гордости — студенческой деревне в Минске, где «условия проживания на уровне отеля, трехзвездочного, но отеля».


К будущей вступительной кампании будут разработаны новые правила поступления в вузы

Все достижения, как обозначил Президент, стали возможными, благодаря вдумчивому, плавному совершенствованию сферы образования.

«Для нас было важно не свести систему образования к сфере услуг, не направить только на взыскание прибыли. И я считаю одним из наших значительных достижений то, что мы сохранили возможность для всех абитуриентов получать высшее образования по конкурсу бесплатно. Закрепили это право в Конституции», — подчеркнул лидер.

Его удивляет, что многие лица в политике, которые в свое время получили бесплатное образование, ратуют только за платное обучение.

«Это значит, что дети из трудящихся семей, даже талантливые и умные, просто не смогут позволить себе такую роскошь, как высшее образование. Имею отметить, что 90 процентов в этом зале такие — в свое время дети, получившие образование таким образом. И если вернуться в то прошлое, как я часто себя привожу в пример, говоря о современном тестировании, мы бы не стали теми, кто мы есть, вы бы не стали докторами наук, профессорами. А о президентстве мне и говорить нечего», — сказал Александр Лукашенко.

По мнению Президента, Беларуси не подходит модель многих стран, где «сообщество разделено на элиту и рабочий класс, на тех, кому доступна и не доступна привилегия учиться в университетах».

«Вы знаете мою позицию. У нас каждый, даже из самой глубинки, может стать студентом, если мои знания и желание учиться. Этому принципу должна соответствовать и система вступительных экзаменов. При отборе в вузы приемной комиссии необходимо видеть человека, а не только и не столько результат тестирования», — акцентировал внимание Президент и заявил, что к следующей вступительной кампании будут разработаны новые правила поступления в вузы.

По словам Александра Лукашенко, он как преподаватель знает, что «очень важно разговаривать глаза в глаза, видеть человека».

«Системой тестирования в лучшие вузы страны мы отсекаем трудолюбивую, способную молодежь, родители которой не входят в элиту нашей страны, — сказал лидер страны. — Сама система не дает возможности поступить в вузы ребятам из сельских школ, где преподавание еще чуть ниже, чем в крупных городах и Минске, где нет такого распространенного репетиторства».

По словам Президента, преподаватели умеют рассмотреть в абитуриенте будущего гражданина и патриота, за тестированием при всех его положительных качествах этого не видно.

«Поэтому взяв лучшее из прошлой системы поступления в вузы, тестирования, которое мы уже прошли, шишки набили, поставлена задача перед Министерством образования (это и задача вам) — к следующей вступительной кампании создать новые правила поступления в вузы», — заявил Александр Лукашенко, отметив, что новации будут широко обсуждаться, а работа будет проходить в рамках создания Кодекса об образовании.


«Зарплаты педагогов доведут до 150 процентов от средней по стране»

Президент сообщил, что в течение будущей пятилетки зарплаты педагогов доведут до 150 процентов от средней по стране.

«Стараемся всячески поддерживать вас, включая материально. Начато поэтапное повышение зарплаты профессорско-преподавательского состава. В течение будущей пятилетки мы обязательно доведем заработную плату у вас до 150 % от средней по стране», — заявил Президент.


«Нам нужны широкопрофильные специалисты, где IT — это обычная компетенция»

По его мнению сегодня научному сообществу нужно найти ответ на вопрос, каким мы видим образование будущего?

Новые модели иногда сводят к информационным технологиям. «Но я сторонник простой идеи — не сможет ни сегодня, ни в обозримом будущем ни один айтишник, даже самый продвинутый накормить, обуть и одеть человека, — высказался Президент. — Да, современные технологии способны вывести на новый уровень развития и сельское хозяйство, и производство в промышленности. Поэтому я всегда говорю, что обучение IT-специальностям само по себе прогрессивно, но оно должно быть на стыке реальных отраслей. Нам нужны широкопрофильные специалисты, где IT — это обычная компетенция».


«Не будем заниматься своими детьми мы, ими займутся чужие учителя этой жизни»

«Важно учить студентов мыслить, делать самостоятельные выводы, выходить за рамки программы, самообразовываться, но не терять связь с государственной идеологией».

В период пандемии на первый план вышло дистанционное образование и, по словам президента, стало очевидно, в каких учреждениях эта форма носила формальный характер. «Одни делали вид, что учат, а другие, что учатся. Я думаю, все сделали вывод о своей готовности или неготовности идти в ногу со временем. Согласен, что дистанционное образование должно стать одним из вспомогательных элементов», — заявил Президент, но он уверен, что удаленное образование не заменит реальные лекции и занятия в аудиториях.

Глава государства подчеркнул важность качественной работы с молодежью в учебных заведениях. «Не будем заниматься своими детьми мы — ими займутся чужие учителя этой жизни. И тогда в истории независимой Беларуси, которую должны продолжить наши дети, можем поставить точку. Даже жирную», — сказал глава государства.

«К сожалению, по сравнению с советским периодом мы откатили назад в работе с молодежью. Каждый университет, институт, факультет должен иметь набор таких механизмов работы и альтернатива виртуальной жизни должна быть интересной. Мы это исправим», — сказал Президент.

«Вы знаете, что происходит с молодежью, которая остается наедине с информационным пространством. Я честно говорю: там ею уже занимаются другие воспитатели, зарубежные идеологи, а иногда и преступники. И то, что сегодня происходит с некоторыми нашими детьми, это вопрос не только к родителям, но и ко всем нам, всей системе нашего образования», — подчеркнул белорусский лидер.

Лукашенко считает, что очень важно учить студентов мыслить, делать самостоятельные выводы, выходить за рамки программы, самообразоваться, но «не терять связь с государственной идеологией». «И не надо бояться этого слова. Покажите мне хоть одну страну в мире сильную и самодостаточную, которая не придает этой теме большое значение», — отметил он.

В пример он привел и США, в которой эти технологии не называют идеологией, но ими пронизаны все отрасли жизнедеятельности людей.

Мария ДАДАЛКО

Фото: БелТА

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.