Вы здесь

Финалист конкурса «Учитель года» — об отметках, эмоциях на уроке и умении слышать другого


«Ну вот и завершается 2019/2020 учебный год. Каким он был? Разным: веселым и грустным, интересным и сложным, полным событий, людей и активности. Но главное — он был первым учебным годом для 26 серьезных молодых людей — 1 «В» класса. К сожалению, на фото нас только 10 + 1... Но надеюсь, что скоро все изменится, и нас снова станет 26 + 1 :) Что пожелать в конце учебного года? Уставшим — отдохнуть, заболевшим — выздороветь, грустным — улыбнуться, одиноким — заиметь друзей... В общем, превращаем все минусы в плюсы! Обнимаю всех!» — написала на своей странице в «Фейсбуке» учительница начальных классов Логойской средней школы № 1 Светлана ИВАНЮШИНА.

Четвертая учебная четверть оказалась очень сложной и напряженной для всех. Для детей, которые из-за коронавируса не посещали школу и оказались в четырех стенах. Для учителей, которым пришлось срочно искать способы, как не оставить своих учеников наедине в изоляции. Для родителей, ведь им пришлось взять часть ответственности за домашнее обучение на себя, и они наконец прониклись важностью учительской работы. А для Светланы Иванюшиной в мае состоялся еще и финал областного этапа республиканского конкурса «Учитель года Республики Беларусь». И он тоже проходил необычно — в онлайн-формате. Светлана признается, что сначала ее охватила паника, ведь как разорваться: вести занятия в школе, работать с детьми, которые находятся дома, да еще и готовить конкурсные мероприятия…


Светлана Иванюшина со своим любимым 1 «В».

Вызов самой себе

— Но послушала детей и поняла: все делаю правильно, возможно, немного не так, как хочется членам жюри, но со своими амбициями как-нибудь справлюсь! — улыбается она. — Признаюсь, что моя победа на областном этапе в номинации «Учитель начальных классов» и выход в финал стали для меня полной неожиданностью. Участвовать в конкурсе «Учитель года Республики Беларусь» было исключительно моей инициативой. Никто меня не заставлял и не просил об этом. Просто увидела объявление, что стартует конкурс, и тут же у меня в голове сложилась картинка, как будет выглядеть моя визитка. Для меня конкурс стал вызовом самой себе. Я многому научилась за конкурсное время, например, таймингу, ведь распределение времени для меня — проблема. Самое сложное было сконцентрироваться и «не рассыпаться» от большой нагрузки, особенно если за ночь нужно подготовить урок и прийти утром в класс к незнакомым ученикам. Но это было и самым запоминающимся. А какой выброс адреналина у меня был, когда я защищала свой педагогический опыт онлайн (смеется. — Авт.). За 30 секунд до начала трансляции нужно было подготовить «ингредиенты» для опыта, потому что хотелось чем-то поразить жюри. Мне уже включали камеру и микрофон, и в это время со стола начали падать папки, книги — все, что там было. Ноутбук также был под угрозой. А тут еще стоят и подготовленные стаканы с водой, которую нужно быстренько залить. Отключила микрофон, чтобы не слышали, что у нас делается. Не знаю как, но мы успели ликвидировать последствия этой «аварии» и вовремя выйти в эфир.

— Светлана, всем хорошо известны ваши артистические способности, вы прекрасно поете. А представляете ли себя в каком-то другом месте, кроме школы, где могли бы реализоваться?

— С детства, кроме мечты стать учителем, была мечта о сцене, потому что очень любила выступать перед аудиторией: читать стихи, петь... Однако школьный класс-та же сцена, только зрители более благодарны. Поэтому я считаю, что мои мечты с детства реализовались на все сто процентов. Моя мамочка была и моей первой учительницей. Я ходила с ней вместе на работу с четырех лет. И играла я всегда только в школу. Со всей мочи старалась научить свою младшую сестру читать, а та категорически отказывалась. Но когда пошла в первый класс, то выяснилось, что читать она умеет, просто так сестра протестовала против моего педагогического диктата.

После девятого класса я поступила в Минский государственный педагогический колледж. Почему выбрала именно начальную школу? Малыши — более открытые, искренние и эмоционально яркие. Для них учитель — это целая Вселенная. Они доверяют тебе даже больше, чем своим родителям, готовы делиться с тобой своими секретами. К тому же учитель в начальной школе — это мультипрофильный специалист, а поскольку я люблю все — и чтение, и рисование, и математику, и песни, и танцы, — мне кажется, что моя нынешняя роль — наилучший способ для самореализации.

Хотя начинала я свою профессиональную деятельность в должности педагога-организатора. Мне было 19 лет, а старшим ученикам 17–18 лет. И меня еще долго путали со старшеклассницей. Когда пришла учительницей в класс, то чувствовала первое время со стороны родителей недоверие. Мне еще не хватало авторитета и опыта, поэтому на первом родительском собрании я честно призналась: «Да, я молодая, но мои козыри именно в этом. Я всегда улыбаюсь и люблю то, чем занимаюсь. Мне кажется, что со мной ученикам не будет скучно и они будут стремиться в школу». Это были мои ключики к родителям. Прошло время, ключиков стало больше. Но и сегодня я говорю родителям, что оценки и академические достижения — не главное. Важно, чтобы дети любили учиться, ведь учиться придется еще долго, а делать что-то через нелюбовь трудно и невыносимо.

Научить слушать других

— А что в работе с малышами самое сложное: завоевать их доверие, удержать внимание, захватить учебой или что-то другое? Почему дети, бегущие в первый класс с радостью, очень быстро разочаровываются в школьных буднях?

— С самыми маленькими труднее всего научить их слушать других, а не только говорить самим. Над этим мы работаем буквально с первых дней учебы в школе. Им всем хочется поделиться с учителем своим. Ты начинаешь говорить о какой-то ситуации, и на тебя обрушивается поток: а моя мать, бабушка, сестренка и так далее. 26 учеников, и всем хочется высказаться одновременно! Поэтому мы вместе учимся на первых занятиях слышать друг друга. Когда я в конце первого класса спрашиваю: «Дети, а как вы думаете, чему самому главному мы с вами за этот год научились?» — те отвечают хором: «Слушать других!» Я считаю, что у детей разочарование от школьной действительности связано во многом с тем, что когда они становятся школьниками, то не вписываются в роль, которую навязывают родители: не делай ошибок, веди себя хорошо, не бегай, не прыгай, хорошо учись... Но ведь это дети, и им нужно оставаться самими собой. Что нам делать с преувеличенными ожиданиями родителей? Я сама нахожусь в той же ловушке со своей старшей дочерью. Она у меня третьеклассница, и ей «не повезло» с матерью: перфекционисткой, которая не всегда довольна отметками…

— А есть ли в начальной школе вообще место для оценок?

— Раньше однозначно дала бы положительный ответ. Я рассуждала примерно так: родители работают и приносят домой заработную плату, а дети учатся и приносят оценки. Это справедливая награда за их труд. Однажды я сильно поспорила на эту тему в областном институте развития образования, и, наверное, с того спора произошел слом в моей системе профессиональных координат. Мне достались дети, которых я вела не с первого класса, а пришла к ним в третьем, когда завершается безоценочный период. И я четко увидела, как оценки влияют на учеников: без них в коллективе было лучшее дружеское общение, лучшее взаимодействие. А тут сразу возникли какие-то шаблоны и стереотипы: ты — отличник, а ты — двоечник. С этим я буду дружить, потому что он может мне подсказать... Да еще и слезы, когда надеялся, но не получил «десятку»...

Поэтому сейчас я уверена, что начальная школа — не место для оценок, а место для установления отношений, место, где дети должны наслаждаться процессом обучения, где можно получить толчок для собственного развития. Но здесь от учителя требуются очень адекватная обратная связь и, разумеется, индивидуальный маршрут для каждого ученика, ведь если твою деятельность вообще никак не оценивают, то тогда это тоже неправильно. На каждый день я разрабатываю листочки самооценки, которые дети передают своим родителям. Домашних заданий в первом классе нет, но ученики с повышенной ответственностью и мотивацией отрабатывают дома то, что у них не получилось. И родителям понятно, где образовался пробел, который нужно устранить.

Сторонники активной оценки знают, что мотивировать можно и без оценок. Мне как маме точно было бы проще жить без оценок, я не мучила бы собственного ребенка, который приносит из школы то «тройку», то «десятку». Одно дело, если постоянно, например, «семерка», «семерка» и «семерка». А если в один день — «3», а в другой — «10»? Я точно знаю, что все зависит от настроения дочери и того, чем заняты ее мысли в конкретный момент. Если она думает о своей работе, которую не дорисовала в художественной школе, то будет «3». Но эта оценка ни в коем случае не отражает ее реальный уровень знаний, ведь завтра будет снова «10».

Светлана Иванюшина 18 лет является участницей народного ансамбля народной песни «Шчодрыца».

— А каким должен быть урок, чтобы он принес удовольствие и учителю, и ученику?

— Мне кажется, главное-чтобы детям была понятна цель: для чего они это изучают? И чтобы она была связана с жизнью каждого из них, тогда урок пойдет совсем по другому сценарию. Самое большое удовольствие урок приносит мне, когда я вижу на детских личиках живые эмоции, когда есть живое взаимодействие, а не какая-то сухая трансляция информации. Эмоции — очень важная составляющая успешного урока для меня. Стараюсь угадывать настроение учеников, не перегружать, ведь именно перегрузка приводит к падению интереса, предлагаю интересные физкультминутки, стараюсь удивлять на уроках. В первом классе легко удивить незнакомыми фактами, но сложно выстроить логику урока, ведь работать самостоятельно дети еще не умеют. Внедряю разнообразные технологии: даю задания, например, в LearnіngApps.org, потому что игры в таком возрасте гораздо лучше помогают в формировании знаний, чем скучное повторение.

Считаю очень важным и актуальным и медиаобразование. Задания по медиа легко входят в контекст любых школьных предметов и делают более осмысленным то, для чего мы учимся. Дети находятся в том же информационном пространстве, что и взрослые, поэтому критическое мышление нужно развивать еще в начальной школе. На уроке математики можно предложить им подумать: а сэкономит ли человек на акции, если ему предлагается купить две пачки печенья вместо одного? И вообще, нужна ли нам вторая пачка? С одной стороны, это математика, ведь нужно сделать подсчеты, но одновременно и медиаобразование. Чтобы не покупаться на красные ценники на акциях, учимся думать головой с первого класса. Можно предложить детям проанализировать, насколько образ, созданный художником, совпадает с реальным книжным героем. Много художников рисовали Незнайку, но герой Николая Носова — совсем другой по описанию.

— Учить детей на расстоянии в последней четверти было сложно?

— Это был очень полезный и интересный опыт. В работе с младшими школьниками есть своя специфика — очень важными являются личное взаимодействие с учителем и индивидуальный подход к каждому ученику. Но около 30 процентов моих школьников учились дома. Я сделала ставку на одну платформу для обучения — Core. Она позволяет вставлять видео, иллюстрации, интерактивные упражнения, добавлять элементы тестирования, опроса, аудиозаписи с собственным голосом для объяснения материала. Дети в этом сервисе присылали мне свои голосовые файлы для проверки чтения, фотографии своих тетрадей, которые я размещала в графическом редакторе, потом анализировала, что у них получилось хорошо, а над чем нужно поработать, и давала развернутый комментарий. Кто-то пользовался для этих целей «Вайбером» — научилась доставать информацию и оттуда. Я разработала шаблон урока, забросила его в профессиональное сообщество «Вконтакте». Коллеги начали создавать свои уроки по моему шаблону, затем по собственным шаблонам и делиться друг с другом. Родительская помощь была нужна детям только в самом начале, а потом они сами научились переходить на ссылки, что я им сбрасывала, просматривать все материалы и выполнять задания.

Зато и родители увидели сильные и слабые стороны своих детей. Они удивлялись, как это я не устаю от 26 учеников, потому что успевали устать от своего одного (смеется. — Авт.). Очень трогательно для меня было, когда дети скидывали мне не только фото своих работ, но и фото со своими личиками. Я чувствовала, что они соскучились без друзей по классу, без живого общения. Полагаю, что полученный опыт поможет мне в будущем работать на расстоянии с детьми, которые долго болеют.

Выступление с проектом о школьном музее.

Отдых для души

— Не секрет, что на всех педагогических фестивалях коллеги ждут от вас очередное стихотворение на злобу дня или даже песню. Стихи — ваше хобби? Темы для них выбираете не только профессиональные?

— Первое свое стихотворение я написала в три с половиной года на страницах «Хрестоматии по детской литературе». Читать меня никто не учил, только писали разные слова по моей просьбе. И однажды нашли ребенка за чтением. Я сама изобрела методику обучения чтению через зрительные образы слов. И сама научилась писать. В хрестоматии сохранились мои записи фломастером: " Мороз зимой НаступЕт, / Холодный снег пойдет, /И может, всё на свете /Замёрзнет, как ЛИдок». Да, согласна, орфография еще хромала (смеется. — Авт.), но это был мой старт. В детстве я писала много о природе и вообще обо всем, что видела. Потом писала о любви. Сейчас чаще создаю стихи на заказ. Я легко рифмую слова. В детстве считала себя поэтессой, а теперь — просто рифмоплетом с особыми способностями к быстрой реакции. Пишу преимущественно только о чем-то значимом в жизни, о том, что меня зацепило. И о своей профессии тоже. Идеальное место для рифмоплетения — душ или кровать в ночное время, когда я остаюсь одна.

Но сочинение стихов — не единственное мое хобби. Я уже 18 лет являюсь участницей народного ансамбля народной песни «Шчодрыца». Это мой отдых для души. Мы много путешествуем: объехали всю Беларусь, были в Польше, Латвии, России. Еще одно увлечение — интеллектуальные игры, и три участницы «Шчодрыц» тоже играют со мной в «Что? Где? Когда?» на логойском городском турнире. Интеллектуальные игры требуют не только эрудиции, — не менее важны быстрая реакция и опыт командного взаимодействия. Мы никогда столько не смеемся, как на игре «Что? Где? Когда?».

— Осенью ожидается республиканский финал. Требуется перезагрузка. У вас уже есть план, чем будете удивлять?

— Мой план — составить план (смеется. — Авт.). Пока главная задача — отдохнуть, и желательно на море. Но в июле меня ждет летний интенсив в рамках проекта «Учитель для Беларуси». Очень надеюсь стать его частью в новом учебном году: менять место работы не буду, потому что моя школа согласилась стать партнером проекта. Я в восторге от людей, стоящих за ним. Мне очень хочется, чтобы наша первая логойская школа на самом деле была первой. И свежий ветер нам совсем не помешает. Я считаю, что если ты хочешь зажечь сердца других, важно гореть самой. Счастлив тот учитель, который идет с улыбкой на работу и с улыбкой с работы, кто не ждет минуты до звонка с урока, до конца рабочей недели или каникул. Считаю, что я счастлива в своей профессии...

Надежда НИКОЛАЕВА

Фото из личного архива героини

Пятнаццаць год прайшло, ой, як даўно...

Ды не, напэўна, болей, нават трыццаць.

У школу я прыйшла. І з тых часоў

З настаўніцкага шляху мне не збіцца.

Вучу? Вучуся! Кожны момант мы

У школе з вучнямі свет цэлы адкрываем!

Чаму і як? Куды і для чаго —

Адказы на пытанні мы шукаем!

Але ж не толькі ў ведах сэнс жыцця:

Жыццё ўзаемадзеяннем завецца!

Бацькі і вучні, я — адна сям’я,

Ў сям’і заўсёды можна нам сагрэцца!

Хай будзе децям любы школьны час,

Хай будзе лёгка на душы і сэрцы!

Сяброўства, весялосць і прыгажосць —

А разам з імі ведам ёсць дзе дзецца.

Настаўнік я — на працы і ў жыцці!

Ў маіх руках дзіцячыя далонькі!

Мне вучні падарылі пачуцці,

Адкрылі сэрцаў чыстыя старонкі.

Якім там будзе тэкст — не мне рашаць,

Ды я магу падараваць ім словы,

Магу я навучыць, як іх пісаць,

І даць старонцы добрую аснову!

Так важна ўсё, адказна: не схлусіць,

Не падмануць ні словам і ні рухам!

Настаўнік я, магу я ўсё зрабіць!

Дык пажадайце мне быць моцнай духам!

Выбор редакции

Здоровье

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Несколько советов от врача-инфекциониста.

Общество

Республиканский субботник проходит сегодня в Беларуси

Республиканский субботник проходит сегодня в Беларуси

Мероприятие проводится на добровольной основе.

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.