Вы здесь

Сколько нужно


На днях обсуждали с коллегой, как распорядиться машинками из детского «автопарка», когда, на взгляд родителей, их накопилось уже многовато и многие достаются из ящика годы в ряды, а на взгляд ребенка все абсолютно нужны и необходимы, даже если они одинакового размера, цвета и назначения.


Племянник, опять же, на день рождения попросил: «Только не машинку, пожалуйста! У меня их уже, мо пятьдесят! Лучше книжку интересную, или сборную модель, или деньги, но на крайний случай». С последним пунктом, кстати, я согласна полностью. На мой взгляд, подарить человеку (не важно даже, маленькому или взрослому) деньги — значит не пожелать «заморочиться», проявить внимание и разобраться, что ему интересно, что нужно, что, быть может, он сам себе никогда не приобретет, но порадуется, если это сделает кто-то другой... Впрочем, поразмышлять сегодня хочется не об этом.

Один из бывших героев «Семейной газеты» вспоминал, что велосипед ему подарили после третьего класса, а гонял на нем вплоть до окончания школы, и это был — ух какой важный, нужный и любимый подарок. А своему сыну он приобрел первый велосипед, когда малышу не было еще трех лет; потом второй, третий.

Как предполагал мой собеседник, количество игрушек, книжек, всевозможных развивающих устройств и конструкций у наших детей, всего через одно поколение, выросло в несколько раз, а вот умение ценить их, наоборот, уменьшилось. И с одной стороны, это как будто неплохо: осознание ребенком, что испорченная, даже новая и дорогая, вещь — это всего лишь вещь, а не конец света. А с другой — представляю, как обидно родителям, которые откладывали деньги, чтобы приобрести недешевую игрушку или развлечение, буквально вымоленную всякими обещаниями, образцовым поведением, нытьем и катанием, — а она, оказывается, была нужна только ради самого факта владения, потому что «у всех такие есть», и после недели использования лежит где-то в квартире, покрывается пылью...

Наверное, отношение к вещам вообще и игрушкам в частности закладываем в детях мы сами — старшее поколение бабушек и дедушек, которое до совершеннолетия будет вспоминать внуку, как тот вымазал мороженым новый костюмчик, либо, наоборот, в каждый приезд будет заваливать малышей подарками («ну и что, что это десятая кукла, пусть у деток будет то, чего у нас не было»), и родители, дяди и тети, которые с младенчества передают на детские дни рождения деньги в конвертике либо заранее расспрашивают, о чем мечтает именинник, и выбирают заказанное вместе с ним, объясняют и показывают, как пользоваться современными развлечениями.

Но есть, видимо, и какие-то внутренние настройки, которые зависят не от материального статуса семьи, а только от характера личности и которые невозможно переделать на желаемый лад, разве только скорректировать. Не зря же одни дети умеют, как то осленок Иа, радоваться даже воздушному шарику (и даже если он уже не совсем шарик), а вторым что ни сделай, все не то и не так — горохи на бантах не того размера, кнопок в радиоуправлении мало и вообще, хотелось с перламутровыми пуговицами, а не ваше «вот это все».

В детстве это кажется иногда даже милым, а вот во взрослом возрасте выглядит очевидным, преднамеренным и раздражительным. Вот почему лично мне очень приятно встречать людей, умеющих сохранять разумный баланс между желаемым и возможным, ценить мелочи, не забывать благодарить. Благо, таких примеров перед глазами всегда хватает. Скептики заметят: просто ты видишь то, что хочешь увидеть. А я возражаю: подобное притягивает подобное. Квантовая физика и закон всемирного тяготения в действии.

Виктория ТЕЛЕШУК

Превью: pinterest.com

Выбор редакции