Вы здесь

«Рынок знаком и понятен, но ожидаем роста покупательной способности»


В СЭЗ «Гродноинвест» идет привлечение инвестиций, развиваются торгово-экономические отношения. Ключевым инвестором является Российская Федерация, оттуда привлечено почти 390 миллионов долларов США — это треть от общего объема иностранных инвестиций. Продукция предприятий-резидентов экспортируется во все страны ЕАЭС. Самые большие поставки идут в Россию и Казахстан, однако за последнее время значительно увеличились темпы роста экспорта в Армению и Кыргызстан.


Как рассказал начальник отдела внешнеэкономической деятельности СЭЗ «Гродноинвест» Денис Шулейко, ассортимент поставок самый разнообразный. Резиденты СЭЗ поставляют в страны ЕАЭС текстильные изделия, химические продукты, оптические волокна, изделия из мяса, древесные плиты, пластмассы, автокомпоненты и другую продукцию.

Большим спросом на евразийских рынках пользуется белорусская мебель. В СЭЗ успешно работает более 20 мебельных и деревообрабатывающих предприятий, включая группу компаний «ЗОВ». Это один из крупнейших производителей мебели не только в Беларуси, но и в странах СНГ. Торговые представительства компании «ЗОВ» есть во многих странах, в том числе России и Казахстане. Кстати, сектор деревообработки — один из наиболее привлекательных для инвесторов.

Но есть и другие, не менее популярные и востребованные виды продукции. Одно из новых предприятий свободной зоны — О?? ОО «Белагротерминал», участник международной группы компаний «Содружество». В регион компания пришла с логистическим проектом в Сморгони. Также компания — лидер в Европе по поставкам соевого и рапсового масла.

По словам Дениса Шулейко, удельный вес экспорта резидентов СЭЗ «Гродноинвест» в страны ЕАЭС составляет почти 65 %. Вместе с тем ежегодно наблюдается значительный рост поставок. Здесь бесспорным лидером является Россия, куда идет львиная доля экспорта евразийского рынка. На втором месте — Казахстан. Заметны подвижки по поставкам в Армению и Кыргызстан, о чем свидетельствует и темп роста — 117 % и 113 % соответственно.

Есть, конечно, и импорт. Резиденты свободной экономической зоны закупают в странах ЕАЭС сырье и комплектующие для производства готовых продуктов. Это соевые бобы, рапс, углеводороды и химические продукты, трубы и иные изделия из пластмасс, изделия из черных металлов, машины и механические устройства, провода, инструменты, хлопковое волокно, трикотажные полотна и еще ряд товаров. Удельный вес импорта из стран ЕАЭС составляет 42 % всего объема в СЭЗ «Гродноинвест».

Но все-таки как работает на евразийском рынке конкретное предприятие? С таким вопросом мы обратились к крупному производителю мясных консервов — предприятию СООО «Квинфуд». Понятно, что, например, тушенка, паштеты — продукты популярные и востребованные. Но достаточно ли они конкурентны на международном рынке? По словам маркетолога компании Александра Цивинского, такую возможность предоставляет специальный правовой режим свободной экономической зоны, где есть таможенные и налоговые льготы. Преференции позволяют сократить производственные и торговые издержки, которые закладываются в стоимость продукции.

Александр Цивинский пояснил, что сейчас из пяти стран ЕАЭС отгрузки осуществляются в Беларусь, Казахстан и Россию. Впрочем, активно прорабатывается и тема по Армении и Кыргызстану — в перспективе предприятие планирует начать отгрузки и в эти страны. Основной экспортный рынок сейчас — Российская Федерация, куда успешно реализуется мясная тушенка. В ассортименте предприятия есть и разного рода паштеты, в том числе и вегетарианские, также консервы из индейки, цыпленка, ветчина, каши с мясом.

По словам представителя предприятия, внешнеэкономический маркетинг постоянно ищет новых партнеров. Этому способствует и участие в различных продовольственных выставках, таких, например, как «ПродЭкспо». Что касается логистики поставок, то с этим у предприятия нет проблем: действуют уже отработанные схемы. Если есть потребность доставить продукцию в отдаленные регионы, прокладывается оптимальный маршрут с точки зрения затрат и сроков.

На предприятии утверждают, что заинтересованы в сотрудничестве со странами ЕАЭС. Прежде всего потому, что это исторические рынки с общей культурой потребления, работа с которыми понятна и знакома. Поэтому компания готова увеличить объемы экспорта. Главное, чтобы росла покупательная способность на рынках ЕАЭС, отмечает собеседник.

Что касается ситуации, которая сложилась в этом году на международном рынке, то на предприятии ее оценивают как нестандартную.

— С одной стороны, мы видим повышенный спрос на нашу продукцию, с другой — снижение покупательной способности на основных экспортных рынках, что связано с некоторыми экономическими потрясениями, — замечает Александр Цивинский. — Поэтому на данный момент активно осваиваем рынки арабских стран, Китай, Южную Корею и другие дальние страны. Стараемся развивать валютные контракты. Одновременно ведется непрерывная работа по развитию дистрибуции в страны ЕАЭС.

В целом на предприятии считают евразийский рынок довольно перспективным в силу действующего единого технического регламента, что отчасти упрощает работу. Ведь при отгрузках не приходится адаптировать продукты под специ-фические особенности и требования, как это происходит на других рынках.

Маргарита УШКЕВИЧ

Фото предоставлено предприятием СООО «Квинфуд»

Выбор редакции

Общество

Как биотехнологии улучшают качество жизни и здоровья человека?

Как биотехнологии улучшают качество жизни и здоровья человека?

По прогнозам специалистов, не менее 20 процентов от объема товаров в XXI веке будет за биотехнологиями.

Общество

Собираем гардероб школьника вместе со стилистом

Собираем гардероб школьника вместе со стилистом

Поиски и приобретение «школьной формы», как по старой привычке говорят мамы и папы, — та еще головоломка!

Общество

Медицинское освидетельствование у витебских газовщиков осуществляет... робот

Медицинское освидетельствование у витебских газовщиков осуществляет... робот

А в магазине консультирует изображение специалиста.