Вы здесь

«Рынок знаком и понятен, но ожидаем роста покупательной способности»


В СЭЗ «Гродноинвест» идет привлечение инвестиций, развиваются торгово-экономические отношения. Ключевым инвестором является Российская Федерация, оттуда привлечено почти 390 миллионов долларов США — это треть от общего объема иностранных инвестиций. Продукция предприятий-резидентов экспортируется во все страны ЕАЭС. Самые большие поставки идут в Россию и Казахстан, однако за последнее время значительно увеличились темпы роста экспорта в Армению и Кыргызстан.


Как рассказал начальник отдела внешнеэкономической деятельности СЭЗ «Гродноинвест» Денис Шулейко, ассортимент поставок самый разнообразный. Резиденты СЭЗ поставляют в страны ЕАЭС текстильные изделия, химические продукты, оптические волокна, изделия из мяса, древесные плиты, пластмассы, автокомпоненты и другую продукцию.

Большим спросом на евразийских рынках пользуется белорусская мебель. В СЭЗ успешно работает более 20 мебельных и деревообрабатывающих предприятий, включая группу компаний «ЗОВ». Это один из крупнейших производителей мебели не только в Беларуси, но и в странах СНГ. Торговые представительства компании «ЗОВ» есть во многих странах, в том числе России и Казахстане. Кстати, сектор деревообработки — один из наиболее привлекательных для инвесторов.

Но есть и другие, не менее популярные и востребованные виды продукции. Одно из новых предприятий свободной зоны — О?? ОО «Белагротерминал», участник международной группы компаний «Содружество». В регион компания пришла с логистическим проектом в Сморгони. Также компания — лидер в Европе по поставкам соевого и рапсового масла.

По словам Дениса Шулейко, удельный вес экспорта резидентов СЭЗ «Гродноинвест» в страны ЕАЭС составляет почти 65 %. Вместе с тем ежегодно наблюдается значительный рост поставок. Здесь бесспорным лидером является Россия, куда идет львиная доля экспорта евразийского рынка. На втором месте — Казахстан. Заметны подвижки по поставкам в Армению и Кыргызстан, о чем свидетельствует и темп роста — 117 % и 113 % соответственно.

Есть, конечно, и импорт. Резиденты свободной экономической зоны закупают в странах ЕАЭС сырье и комплектующие для производства готовых продуктов. Это соевые бобы, рапс, углеводороды и химические продукты, трубы и иные изделия из пластмасс, изделия из черных металлов, машины и механические устройства, провода, инструменты, хлопковое волокно, трикотажные полотна и еще ряд товаров. Удельный вес импорта из стран ЕАЭС составляет 42 % всего объема в СЭЗ «Гродноинвест».

Но все-таки как работает на евразийском рынке конкретное предприятие? С таким вопросом мы обратились к крупному производителю мясных консервов — предприятию СООО «Квинфуд». Понятно, что, например, тушенка, паштеты — продукты популярные и востребованные. Но достаточно ли они конкурентны на международном рынке? По словам маркетолога компании Александра Цивинского, такую возможность предоставляет специальный правовой режим свободной экономической зоны, где есть таможенные и налоговые льготы. Преференции позволяют сократить производственные и торговые издержки, которые закладываются в стоимость продукции.

Александр Цивинский пояснил, что сейчас из пяти стран ЕАЭС отгрузки осуществляются в Беларусь, Казахстан и Россию. Впрочем, активно прорабатывается и тема по Армении и Кыргызстану — в перспективе предприятие планирует начать отгрузки и в эти страны. Основной экспортный рынок сейчас — Российская Федерация, куда успешно реализуется мясная тушенка. В ассортименте предприятия есть и разного рода паштеты, в том числе и вегетарианские, также консервы из индейки, цыпленка, ветчина, каши с мясом.

По словам представителя предприятия, внешнеэкономический маркетинг постоянно ищет новых партнеров. Этому способствует и участие в различных продовольственных выставках, таких, например, как «ПродЭкспо». Что касается логистики поставок, то с этим у предприятия нет проблем: действуют уже отработанные схемы. Если есть потребность доставить продукцию в отдаленные регионы, прокладывается оптимальный маршрут с точки зрения затрат и сроков.

На предприятии утверждают, что заинтересованы в сотрудничестве со странами ЕАЭС. Прежде всего потому, что это исторические рынки с общей культурой потребления, работа с которыми понятна и знакома. Поэтому компания готова увеличить объемы экспорта. Главное, чтобы росла покупательная способность на рынках ЕАЭС, отмечает собеседник.

Что касается ситуации, которая сложилась в этом году на международном рынке, то на предприятии ее оценивают как нестандартную.

— С одной стороны, мы видим повышенный спрос на нашу продукцию, с другой — снижение покупательной способности на основных экспортных рынках, что связано с некоторыми экономическими потрясениями, — замечает Александр Цивинский. — Поэтому на данный момент активно осваиваем рынки арабских стран, Китай, Южную Корею и другие дальние страны. Стараемся развивать валютные контракты. Одновременно ведется непрерывная работа по развитию дистрибуции в страны ЕАЭС.

В целом на предприятии считают евразийский рынок довольно перспективным в силу действующего единого технического регламента, что отчасти упрощает работу. Ведь при отгрузках не приходится адаптировать продукты под специ-фические особенности и требования, как это происходит на других рынках.

Маргарита УШКЕВИЧ

Фото предоставлено предприятием СООО «Квинфуд»

Выбор редакции

Спорт

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

Интервью с олимпийским чемпионом по фехтованию.

Здоровье

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Несколько советов от врача-инфекциониста.