Вы здесь

Юниор Иван Прытков: Если себе поставлю цель — все смогу


Белорусские пятиборцы приучили болельщиков к приятным эмоциям — они регулярно завоевывают высокие награды на международных соревнованиях. Например, в 2019 году в их копилке было 22 медали разного достоинства в разных возрастных категориях. Приятно, что наградами радуют не только взрослые спортсмены, но и юноши. Это говорит о том, что существует преемственность, есть кому продолжить добрую традицию. Один из самых заметных юниоров-пятиборцев на сегодня, Иван Прытков, на своем первом юношеском чемпионате Европы завоевал сразу три награды, продолжил успех и на чемпионате мира, став его призером. О начале своей карьеры и больших планах на будущее Иван рассказал в своем интервью.​


— Как вы попали в профессиональный спорт?

— В детстве очень хотел плавать. С родителями нашли бассейн рядом с домом, но его закрыли на ремонт. Тогда перешел в другой — на то время мне было лет 9. Там понравился тренерам, и они взяли меня в пятиборье. сначала просто учился плавать. Стало получаться: на первом же соревновании в двоеборье показал шестой результат, а на втором своем турнире завоевал уже «золото». Вообще наш вид спорта разделяется по возрастным категориям. Все начинается с двоеборья (плавание, бег), постепенно добавляются остальные виды (стрельба, фехтование, конный спорт). Моим коронным видом с самого начала был бег.

— Соблазна перейти в легкую атлетику не было?

— Был, и это даже предлагали тренеры, но я не захотел. А через два-три года началось троеборье, добавилась стрельба. Когда начал тренироваться со старшими, у меня не очень хорошо получалось, ведь здесь совсем другое соперничество, по-другому нужно распределять силы. Если раньше был первый, то сейчас не попадал даже в двадцатку. Психологически в этот момент было очень сложно. Мы с тренерами пытались менять технику стрельбы, и постепенно я начал показывать довольно хорошие результаты и в троеборье. Позже надо было переходить в спортивную школу, и у меня с первым тренером не получалось совмещать занятия, поэтому отправили к Агнии Валентиновне Ивановой, нынешнему наставнику, которую я очень уважаю и люблю. Сначала мы привыкали друг к другу, было непросто: новая группа, новые эмоции, я стеснялся и боялся в новом коллективе. Но постепенно мы нашли общий язык. Результат у Агнии Валентиновны начал расти очень быстро, я сбросил минуту в беге и 13 секунд в плавании. Это очень много за год работы.

— Вообще, на ваш взгляд, тренер играет большую роль в становлении молодого спортсмена?

— Очень. Как в тренировочном процессе, так и в жизни, в воспитании. Агния Валентиновна может поддержать меня и за рамками спорта, потому что я делюсь с ней разными моментами. Я и мои родители считаем ее уже родным человеком. Прежде всего отношения тренера и ученика должны быть доверительными, без этого не будет ничего. Я могу с ней поспорить, высказать свою точку зрения, но в пределах разумного, так как прекрасно понимаю, что у нее больше опыта и знаний.

— Сложно ли было попасть на юношеский чемпионат Европы?

— В период подготовки к отбору на этот турнир я выписал свои цели на отдельный лист, показал его тренеру, чтобы она оценила и сказала, над чем мне нужно работать, затем повесил его на стену, чтобы постоянно видеть и знать, что нужно делать. А цель была попасть в сборную, поехать на чемпионат континента, а там взять медаль и показать хороший результат. На первом этапе отбора я еще плохо справлялся со своими эмоциями и стал лишь вторым, проиграв всего две секунды. Очень расстроился, так как знал, что мог быть первым. Стал тренироваться еще больше, брал дополнительные задания и ко второму этапу отбора подошел намного более собранным, волновался не так сильно. Выиграл «республику» и получил возможность поехать «на Европу».

— Медали чемпионата Европы тоже достались непросто...

— Да, психологически я очень напрягал себя, в голове постоянно была мысль, что обязательно нужно показать хороший результат. И после первого вида, плавания, я стал только 22-м. Тем не менее тренеры меня поддержали, сказали, что надо попробовать и потерпеть. Со стрельбы я бежал предпоследний, но за первые 800 метров догнал человек 15, на второй «восьмисотке» был уже в десятке, а после заключительной стрельбы передо мной остались только швед и россиянин. Я понимал, что могу их догнать. Стиснув зубы, терпел к концу и стал вторым. Очень устал, но получил невероятный взрыв адреналина, выполнил свою цель. Все были в шоке, что с 22-го места я смог подняться на второе. Следующей радостной новостью стало то, что мы победили в командном зачете, а потом еще добавили серебряную медаль в миксте.

— Как дался четвертый вид многоборья — фехтование?

— Сначала складывалось не очень, потому что по натуре я не спокоен, а активен. А в фехтовании, как и в стрельбе, нужно работать больше головой, продумывать стратегию, искать ходы. Прошел уже год с того момента, как добавилось фехтование. Если бы не отменили чемпионат Европы, то сейчас я был бы в Португалии, где выступал бы уже в четырех видах. Пытался тренироваться и на коне в пятом виде, участвовал даже в одних соревнованиях и выглядел там довольно неплохо несмотря на случившееся падение.

— В конкуре на турнирах по современному пятиборью спортсменам может попасться любая лошадь?

— Да, он достается по жеребьевке. На то, чтобы понять животное, дают 15 минут, но это очень мало, ведь тренируемся мы на одном коне по несколько лет. А тут надо понять, как будет вести себя животное в той или иной ситуации, как и на что отреагирует, за десятки минут. Спортсмен должен слиться с лошадью вместе, поэтому можно сказать, что здесь есть доля везения.

— Какими чертами должен обладать успешный пятиборец?

— У нас есть разные люди, но добиваются успеха более активные, целеустремленные, работоспособные.

— Родители поддерживают вас в профессиональной карьере?

— У меня очень спортивная семья, они подстраиваются под мой график. Две сестры профессионально занимаются баскетболом, папа — гиревым спортом, а мама увлекалась спортом в детстве, но окончила хоровое отделение Института культуры. Я, кстати, тоже окончил музыкальную школу, играю на скрипке.

— В этом году вы окончили училище олимпийского резерва. Как далась вам учеба и планируете ли развиваться в этом направлении?

— Было тяжеловато, потому что постоянно проходили сборы и соревнования. Когда больше времени отдаешь спорту, меньше остается на учебу. Нужно найти какой-то баланс или выбрать что-то одно. Пока я сделал ставку на спортивный результат, хотя, понимаю, что знания тоже нужно получать. Сейчас остаюсь в училище на курсы тренеров, а потом буду поступать в БГУФК. Учеба также важна для меня, чтобы продолжить потом заниматься тренерской деятельностью, ведь ты должен иметь какой-то фундамент.

— Какова ваша главная цель в спорте?

— Попасть на Олимпийские игры, а мечта — победить там. Как говорят тренеры, если я сам себе поставлю цель, то все смогу. Они видят во мне перспективу.

— Такая уверенность в собственных силах может развить «звездную болезнь»?

— Я уже один раз «поймал звезду» — это было перед чемпионатом мира, — и там не смог попасть в призы в личных соревнованиях. Вижу, что многие относятся ко мне как к титулованному атлету, но я держу себя в рамках и не могу сказать, что где-то в других сферах жизни из-за спортивных достижений мне делают поблажки.

Дарья ЛОБАЖЕВИЧ

Фото предоставлено героем

Выбор редакции

Гороскоп

Восточный гороскоп на следующую неделю

Восточный гороскоп на следующую неделю

Львам придется повторять пройденное и исправлять ошибки.

Молодежь

Даниил Савеня: Музыка из моей жизни точно не уйдет, я живу ей

Даниил Савеня: Музыка из моей жизни точно не уйдет, я живу ей

Победитель «Фактар.by» — о детстве, музыке и популярности на шоу.