Вы здесь

Природа вздохнула с облегчением? На какие экологические проблемы открыла глаза пандемия COVID-19


Улицы опустели, производство остановлено, количество авиаперелетов резко уменьшилось. Уже через несколько дней после того, как большинство европейских стран ушли на карантин, стали появляться новости о том, что в вынужденной изоляции есть и свои плюсы — нагрузка на окружающую среду, наконец, снизились...

В сети стали распространяться сравнительные фото: азиатские города в занавесе смога (до пандемии) и с чистым воздухом (сейчас). Например, именно коронавирус позволил жителям Катманду (Непал) увидеть на горизонте Эверест даже при расстоянии в 200 километров. Похожая ситуация сложилась и в Индии, где также очистился воздух и стали видны Гималаи.

Каким образом пандемия повлияла на изменение климата, а также на наши привычки? Как оставаться экологичным в новых условиях? Какие экологические риски могут возникнуть? Что будет с запретом на одноразовый пластик? Представительство ООН в Беларуси и Press Club Belarus пригласили экспертов обсудить эти вопросы в режиме онлайн-дискуссии.


Ветропарк в Южной Корее. Фото Greenpeace.

Одноразовая тара снова в фаворе

— Пандемия показала, насколько наше устойчивое, как нам казалось, технократическое общество подверглось влиянию природных факторов. COVID-19 — на самом деле, не самый опасный вирус, с которым приходилось встречаться человечеству, но при нынешнем уровне техногенности цивилизации и он способен почти полностью парализовать жизнь людей в большинстве стран мира. И это, конечно, очень серьезный сигнал: природные факторы мы недостаточно учитываем, — рассуждает директор Центра экологических решений Евгений ЛОБАНОВ. — Коронавирус оказал серьезное влияние и на модели поведения людей, и на экономику. И когда мы сейчас обсуждаем, какой должен быть мир после пандемии, экологический аспект в этих дискуссиях усиливается.

Так, в краткосрочной перспективе мы видим определенные позитивные моменты, связанные со снижением загрязнения в результате человеческой деятельности. Но есть и тревожные сигналы: люди в целях сохранения собственной безопасности пересели с общественного транспорта на личный. Я думаю, сейчас очень благоприятное время для того, чтобы стимулировать программы по развитию велодвижения.

В ряде магазинов с началом пандемии начало расти количество одноразовой тары и упаковки, причем расширение ее использования не всегда имеет прямое отношение к вопросам безопасности, потому что, как нам известно, вирус в первую очередь распространяется воздушно-капельным путем. А заказы продуктов онлайн, количество которых возросло, сопровождаются пакетами, полиэтиленовой тарой и даже пузырьчатой пленкой.

Но я остаюсь оптимистом, потому что пока все планы по сокращению использования одноразовой упаковки и в Беларуси, и в мире остаются в силе. Правда, нужно постоянно напоминать, что, решая одну проблему, нельзя забывать о других.

С началом пандемии мы стали использовать все больше различных дезинфектантов, активных химических веществ, которые производятся в больших объемах, а затем попадают в систему канализации (влияют на качество очистки сточных вод) и в окружающую среду. Также стали больше времени проводить в закрытых помещениях, где присутствует много химических веществ, которые содержатся в обоях, красках, пластике, отделочных материалах. И все это вместе тоже влияет на наше здоровье.

Ситуация с распространением коронавируса показала важность для человека крепкого иммунитета, от которого напрямую зависит затруднение протекания заболевания в случае встречи организма с возбудителем. В частности, есть ряд эндокринных разрушителей — химических веществ, влияющих на наш иммунитет.

Медицинские отходы: что с ними делать?

— Если у нас раньше «летали» в воздухе полиэтиленовые пакеты, то теперь «летают» еще и одноразовые маски, перчатки плюс влажные салфетки, — поделилась своими наблюдениями сотрудница программы по химическим веществам и отходам Центра экологических решений Наталья БЛЫЩИК. — Пандемия обострила проблемные моменты и показала, куда нужно развиваться и что можно улучшать. Отходы полимеров создают наибольшие проблемы на полигонах, потому что они не перерабатываются.

По итогам 2019 года, количество мусора в Минске по общей массе уменьшилось: если раньше эта цифра составляла 1 млн тонн в год, то в прошлом году — 780 тысяч тонн. Но при этом полимерные отходы и пластик все равно остаются на первом месте по объемам, и они не уменьшаются — пластик мертвым грузом ложится на наши полигоны.

С пандемией у нас обострилась и проблема утилизации населением медицинских отходов. Мы давно говорим о том, что нужно организовывать для людей систему отдельного сбора лекарственных средств и других медицинских отходов, но пока что каких-то заметных шагов в этом плане не сделано. Из медицинских отходов можно сдать для дальнейшей утилизации только ртутные термометры. И только в нескольких городах в качестве пилотных проектов организованы пункты, куда можно принести лекарства, непригодные для дальнейшего использования. Мы проводили несколько лет назад исследование, в ходе которого выяснилось, что отходы лекарств удаются у людей преимущественно по той причине, что фармацевтические препараты приобретаются с запасом. Полагаю, что в ситуации с распространением коронавируса страх заставил людей запасаться лекарствами, поэтому проблема дополнительно обострится. Считаю, что фармацевтическим производителям нужно больше работать в плане информирования населения о рациональном использовании лекарств, а также по проблеме микробной резистентности в результате неоправданного потребления антибиотиков и, конечно, организовывать пункты для сбора лекарств.

Отдельно нужно остановиться на использовании масок, бахил, медицинских накидок, выпускаемых из полимеров. Все эти средства индивидуальной защиты использоваться в последние месяцы в большом количестве (в Ухане в разгар эпидемии медицинские отходы в больницах выросли в шесть раз — с 40 до 240 тонн в день. — Авт.).

Технологии переработки полимерного нетканого волокна в мире есть, но не в нашей стране. И это может стать точкой для роста. Я смотрю, какие рекомендации распространяются среди населения: использованную маску, прежде чем выбросить в общий мусор, нужно поместить в полиэтиленовый пакет. Таким образом образуется дополнительный мусор, который не перерабатывается. Поэтому мы, экологи, советуем использовать для этих целей бумажные пакеты. Альтернативой могут стать многоразовые маски, но в таком случае нужно взять на себя ответственность за их правильное использование и дальнейшую дезинфекцию.

Фото с заснеженными горными хребтами, где можно увидеть вершину Эвереста, опубликовало издание Nepali Times

Временная передышка

По мнению кандидата географических наук, эксперта в области климатической политики МОО «Экопроект» i EVRESCO (Ирландия) Марии ФАЛАЛЕЕВОЙ, сильного влияния на климат пандемия не окажет, потому что его изменение — масштабный процесс со множеством факторов, и нескольких месяцев карантина недостаточно для того, чтобы произошли радикальные изменения.

— Количество вредных выбросов в атмосферу на самом деле уменьшилось (в некоторых регионах Китая — от 25 до 45 процентов), но эта передышка — временная, — уверенно заявляет Мария. — Если мы говорим про выбросы парниковых газов, не надо забывать, что они имеют достаточно длительный «срок жизни» в атмосфере. И концентрация парниковых газов в целом осталась там прежняя — ее формирует не столько ежегодный выброс, сколько весь накопленный за индустриальную эру объем. По первым оценкам, пандемия и экономический спад приведут к тому, что за год количество вредных выбросов в атмосферу может уменьшиться на восемь процентов. Но это капля в море. Напомню, что цель Парижского соглашения об изменении климата — удержать рост глобальной средней температуры на уровне ниже двух градусов по сравнению с доиндустриальной эпохой и приложить усилия, чтобы ограничить этот рост величиной в 1,5 градуса. Но для ее достижения нам нужно к началу 2030-х годов уменьшить мировые выбросы углекислого газа на 50 процентов.

Изменение климата уже запущено, поэтому уменьшение выбросов на восемь процентов ни на что существенно не повлияет, тем более мы уже видим на примере того же Китая: как только отменяются карантинные мероприятия, все быстро возвращается на прежние позиции. Города снова затянуло смогом. Есть опасения, что без системных экологических реформ стремление китайских властей компенсировать потери за месяцы простоя вновь приведет к резкому росту загрязнения атмосферы. Но вся эта ситуация продемонстрировала, что сокращение выбросов — это трудно, сложно, но вполне возможно.

Хочу заметить, что после экономического кризиса 2008 года в мире сильно упал интерес к теме экологии и климата. Но некоторые страны, такие, например, как Южная Корея, весьма успешно использовали эту ситуацию для перехода на более «зеленую экономику». Есть ощущение, что мы являемся свидетелями новой истории. Возникали сомнения: а что будет дальше с «зеленой повесткой»? Евросоюз подтвердил, что Европа будет и впредь придерживаться «зеленого курса», а недавно принят план по восстановлению экономики, и он будет опираться на принципы зеленого строительства.

Ситуация с пандемией высветила интересную тенденцию — те бизнесы и предприятия, в которых были более серьезные экологические программы и программы корпоративной социальной ответственности, оказались более устойчивыми к экономическому спаду. Эту информацию еще предстоит анализировать.

greenbelarus.info

Из города — на природу

— Огромную проблему представляет собой рост населения Земли. И если оно будет и дальше расти теми же темпами, то предупредить вред природе будет просто невозможно. Темпы уничтожения экосистем и определенных видов флоры и фауны просто чудовищны, — подчеркивает директор общественного объединения «Ахова птушак Бацькаўшчыны» Александр ВИНЧЕВСКИЙ. — Исчезают тропические леса, коралловые рифы. К слову, во время пандемии и введения строгих карантинных мер браконьеры воспользовались этой ситуацией и не сидели дома... Европейские и американские партнеры жалуются на то, что из-за карантина природоохранные территории, национальные парки остались без посетителей, соответственно не были получены доходы от экотуризма, составляющие основную часть их доходов. А для Беларуси я лично вижу большой плюс в том, что весной к нам не приехали иностранные охотники и охота проходила, так сказать, в домашнем масштабе.

В общем некоторые исследователи полагают, что это наше вмешательство в дикую природу, уменьшение биоразнообразия и разрушение природных мест обитания биологических видов приводит к взрывам новых вирусов. Патогены переходят от животных к человеку и быстро распространяются. В том числе это связано с рынками диких животных в Африке и Азии — часто полулегальных, работающих без соблюдения санитарных норм. Некоторые настаивают на полном их закрытии, однако есть опасность, что это приведет к резкому росту черного рынка. В Китае после начала эпидемии коронавируса запрет на торговлю дикими животными все-таки ввели. Но в некоторых странах, вместо того чтобы восстанавливать и оберегать природные экосистемы, наоборот, люди из страха начали уничтожать летучих мышей.

Вера СЫСОЕВА, эксперт по зеленому градостроительству (проект ПРООН «Зеленые города») поделилась своим видением, как будет дальше развиваться ситуация:

— Первый важный аспект, касающийся коронавируса и его влияния на нас, — это формат расселения. С одной стороны, люди по-прежнему стекаются в крупные города, туда, где есть работа. А с другой — все больше горожан хотят жить за их пределами. И в этом я вижу несколько проблем. Первая — их ежедневные не менее чем сорокаминутные поездки в город на собственных автомобилях в обе стороны и соответственно возрастание нагрузки на окружающую среду. Если коттеджный поселок имеет плотность заселения 30 человек на гектар (а это не классический поселок, ведь обычно на гектар приходится 10–15 человек), все равно даже такая высокая плотность не дает оснований для развития в этой местности общественного транспорта, здравоохранения и социальных услуг. Все это становится неэффективным и весьма ресурсозатратным. Кто-то считает, что город, как центр оказания услуг, наилучший формат расселения. А я придерживаюсь того мнения, что именно плотно заселенные города в Китае наиболее успешно справились с контролем за вирусом, благодаря сплоченности гражданских групп и правильному внедрению новых технологий. Все скооперировались в борьбе с общей угрозой.

Хотелось бы обратить внимание и на способы передвижения. Общественный транспорт опустел, но на улицы выехал личный транспорт. Полагаю, что сегодня самое время для создания альтернативных способов. Велосипед — тот транспорт, который позволяет социально дистанцироваться, но для организации велосипедного движения в городах должна быть создана соответствующая инфраструктура.

Еще немного наблюдений. Социальная самоизоляция и переход на удаленную работу значительно повысили потребление энергоресурсов в жилом секторе, нагрузку на оптоволокно и интернет. Существующие сети требуют модернизации, что требует серьезных финансовых вложений. Существенно выросло и потребление воды. Если мы моем руки не пять, а десять раз в день, то один человек в сутки выливает на 20–40 литров воды больше. Поэтому на повестку дня выходит задача экономии водных ресурсов. Нужно думать, как не тратить артезианскую воду на туалет или стирку, а это делает актуальным использование новых технологий по сбору дождевой воды, по вторичному использованию бытовой воды. Такие решения — дорогие и требующие дополнительных затрат на проектирование и реализацию.

Мы готовы внедрять лучшие практики, но расстановка приоритетов и определение целей — задача не градостроителей и архитекторов, а общества и органов управления.

Надежда НИКОЛАЕВА

Выбор редакции

Здоровье

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Несколько советов от врача-инфекциониста.

Общество

Республиканский субботник проходит сегодня в Беларуси

Республиканский субботник проходит сегодня в Беларуси

Мероприятие проводится на добровольной основе.

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.