Вы здесь

Вступление во взрослую жизнь — как выход в космос


Психолог объясняет, почему пауза после окончания школы — не трагедия.

Степан Новосельский, ученик столичного лицея № 2, год назад уже был героем «Чырвонкi. Чырвонай змены». В поле зрения СМИ он попал благодаря своей победе на конкурсе Sосiаl Wееkеnd. Социальный проект Степана и его партнера ТееnKach вышел в финал и получил материальную помощь от спонсора. Ставка была сделана на организацию интересного и полезного досуга для подростков: совместных тренировок, пеших квестов и батутных вечеринок. Но на этом юноша не остановился: после того как команда распалась, у него появились новая бизнес-идея и новый бизнес-партнер. Проект TeenStart сконцентрировался уже на проведении образовательно-профориентационных мероприятий. Его целевая аудитория — заинтересованные в своем будущем подростки.

TeenStart — это лекции и конференции о предпринимательстве, полезных навыках, знакомство с профессиями с приглашением интересных спикеров из самых разных сфер. И темы, которые предлагаются, — на самый разный вкус, например «Креатив и бизнес: как зарабатывать на творчестве?», «Борьба со страхами и мнением окружающих», «Как навык продаж и переговоров открывает дверь во взрослую жизнь?», «Как придумать бизнес-идею, если тебе 15 лет?». «На наши встречи приходят ребята, заинтересованные в своем развитии и новых знакомствах. Идеальное окружение», — говорит Степан.

Кстати, несмотря на свой юный возраст, парень уже зарегистрирован как индивидуальный предприниматель. Поэтому встреча с ним на консультации у профориентолога в репетиторском центре «Адукар» стала для нас в некотором смысле неожиданностью. Анна ИСАЕНКО, психолог авторской группы «Референт», специалист по профориентации с 25-летним стажем, хорошо знает парня — познакомилась с ним еще во время конкурса Sосiаl Wееkеnd, который фактически дал старт его бизнес-карьере.


Деньги под ногами

Фото Анастасии Валуй

— Я отговаривала Степана от консультации несколько раз, потому что для меня его дальнейший путь — абсолютно очевиден, — улыбается Анна. — У него отлично получается создавать и запускать стартапы. Обычно выпускников, которые не могут определиться со своим будущим, ко мне приводят родители. И большая редкость, когда молодой человек приходит сам со своими сомнениями. Тогда, как правило, можно услышать просто невероятную впечатляющую историю.

Степан по психологическому развитию намного опережает свой физиологический возраст. Я считаю, что это самостоятельный взрослый человек, способный ставить цели и уверенно к ним идти. Тем не менее, он решил, что мнение специалиста для него не будет излишним, и сам заплатил за консультацию, не обращаясь к родителям.

— Есть много разных дорог, и ты должен понимать, какую из них выбрать. Главная магистраль для меня — это сфера предпринимательства. Но есть также много «скилов» (умений и навыков. — Авт.), которые нужно развивать, чтобы стать успешным, — объясняет свои мотивы Степан. — Я пришел, чтобы убедиться в правильности своего выбора, мне придали уверенности, и, конечно, что-то новое о себе тоже узнал. Я учусь в лицее, поэтому мои одноклассники — довольно мотивированные, но во многих случаях вижу, что выбор профессии они делают под влиянием родителей, и это, как правило, какая-то перспективная сфера, а не то, к чему лежит душа. На меня родители никогда не давили. Даже когда я им в 10-м классе заявил, что не собираюсь поступать в вуз, они это восприняли спокойно. Я всегда чувствовал их поддержку. Свои первые деньги заработал, будучи еще шестиклассником. Меня очень зацепил бестселлер Роберта Кийосаки «Богатый папа, бедный папа». Мы с родителями были в Турции, и у меня возникла гениальная, как я на тот момент считал, идея — приобрести несколько блоков жевательных резинок Love is, чтобы потом продавать их одноклассникам с накруткой в 300 процентов (смеется. — Авт.). Мама с папой меня не остановили, а положили те блоки в свои чемоданы...

— Такое поведение было проявлением предпринимательской одаренности, — уверенно заявляет Анна. — У меня был недавно подобный случай. Пришла на консультацию семья: парень и двое родителей. Взрослые в панике: в десятом классе сын не знает, кем быть. А тот спокойно говорит: «Это их проблема, а не моя, я давно все знаю». В процессе разговора выясняю, что летом семья отдыхала в Крыму. Родители преимущественно загорали, но их сына такое времяпрепровождение мало интересовало. Он прошел по морскому берегу, собрал плоские камешки, раскрасил их, сделал композиции, написал «Алушта-2019» и стал на входе на пляж, чтобы их продать. К вечеру все сувениры разобрали. Вот именно так и проявляется предпринимательская одаренность — когда ты делаешь деньги из того, что нашел буквально под ногами. Но далеко не все родители готовы поддержать своих детей в нем стремлениях и поисках. Степану в этом плане очень повезло.

Кондитер или скульптор?

По словам Анны, есть разные виды одаренности: академическая, художественная, практическая, духовная, коммуникативная, эмоциональная... Поэтому педагоги, как и родители, должны быть внимательны к любому проявлению одаренности.

— У меня есть любимый вопрос к детям, которых родители приводят как «совершенно безнадежных», — говорит она. — Что ты будешь делать, если останешься дома один и никто не будет отвлекать твое внимание? Что тебя вдохновляет? Вот тут и надо искать ответы, в каком направлении дальше развиваться.

Приведу еще один пример. Девочка родилась в простой рабочей семье, ей не разрешили идти в десятый класс и отправили в кулинарный колледж. Но она была настолько талантлива, ярка и коммуникабельна, что нашла себе оплачиваемую практику в кафе. И вот тут она «сломалась». Пирожные, которые делала кондитер, были настоящим шедевром искусства. Но ведь их судьба — быть съеденными. Это просто ужас! Ей трудно было смириться с таким положением дел. Так она поняла, что хочет делать «нетленку» и что ей нужно быть на самом деле скульптором. Часто требуется какой-то разговор, толчок, чтобы понять, как увлечения можно преобразовать в профессию и достичь успеха. Мне, как спутнику в поезде, которого ты видишь первый и последний раз в жизни, можно рассказать о себе все. Но я — только инструктор по вождению, а поворот руля делает все равно молодой человек самостоятельно...

Его Величество Случай

Фото relax.by

— Если ребенок на момент окончания школы еще не определился с профессией, многие родители воспринимают это по меньшей мере как трагедию...

— Скорее, это проблема для ребят в том плане, что их могут призвать на службу в армию. Но, например, для Европы нормальная практика, когда после окончания школы молодой человек не сразу определяется с учебным заведением, а пытается найти себя в разных сферах деятельности, — рассуждает Анна. — Моя дочь, будучи волонтером Белорусского детского хосписа и студенткой медуниверситета, заметила, что среди волонтеров в детском лагере были всего три белоруса, 12 немцев и 23 британца. И что ее английская подруга, хоть и обучается тоже на втором курсе, но гораздо старше — ей 26 лет. В Великобритании на медицинские специальности люди поступают позже, чем у нас. Для того чтобы убедиться, что эта нелегкая профессия — твоя, нужно не один год поработать волонтером. Есть специальный английский термин — gap year — это некий тайм-аут между школой и вузом, когда человек участвует в волонтерских проектах.

Чем, например, занимаются добровольцы, работая с тяжелобольными детьми? Надо их и покормить, и помыть, и помочь переодеться, и первую помощь оказать... Когда человек, имея такой опыт, входит в медицинскую профессию, он знает и ее обратную сторону: что больные люди могут быть капризны, они плохо пахнут, требуют к себе внимания. И надо быть к этому подготовленным. Просто когда ты выбираешь медицину, посмотрев сериал «Доктор Хаус», то тебя ждет сильное разочарование. Как мы приобретаем себе платье? Сначала по внешнему виду. Да, оно красивое. Затем мы его примеряем. Если нам комфортно, то покупаем. Вот так приблизительно надо и профессию выбирать — сначала примерить ее на себя, а не ориентироваться только на внешние критерии вроде престижная/непрестижная, высокооплачиваемая или не очень. В Европе очень хорошо развиты стажировки для подростков: можно поработать чернорабочим на археологических раскопках, курьером, официантом, на кухне в точках быстрого питания...

Со своими детьми я дважды прошла путь, когда с выбором профессии они меня поставили перед фактом. Дочь, оказавшись в 2011 году на месте трагедии в метро, решила для себя, что ее интересует медицина катастроф, хотя я была уверена, что ее будущее — это писательство, блоггинг, написание сценариев, копирайтинг. Ее сочинения зачитывали всей гимназии. А она поставила себе цель, добрала за год нужные знания и поступила на лечебный факультет. И вот представьте такую ситуацию. Идут практические занятия по хирургии — планируется операция по ампутации конечности. Парни рассуждают о скорости вращения пилы, девушки смотрят, как медсестра ловко делает анестезию. А моя дочь, как Мать Тереза, рассуждает: «Бедная бабушка, как она будет теперь жить без ноги?» Ее интересует прежде всего человек, как он будет бороться с физическими ограничениями. Это писательская черта. И не могу сказать, что она может помешать, как и человеколюбие. Ни Булгакову, ни Чехову медицина не помешала стать хорошими писателями. Это бездонный источник сюжетов.

Для сына толчком к выбору вуза стал также Его Величество Случай. Он просто встретил «вкусную» тему для эссе, которую предлагала написать австрийская бизнес-школа «Миграция из Африки и Азии в Европу — это угроза или возможности?». Написал, прошел во второй тур, а потом мама услышала: «Я тут поступил в австрийский вуз. Хочешь — препятствуй, но это мое решение». И сказано было так, что я поняла — лучше его поддержать. Если ты уважаешь своего ребенка, нужно принимать его решения. Если твои сын или дочь решили не выбирать сразу после окончания школы учебное заведение, а прислушаться к себе, взять паузу, это их решение. Они уже взрослые! Искать себя — это нормально. Молодость дается, чтобы понять, что тебе нравится.

План «В» и план «С»

Фото depositphotos.com

— Но в наших школах воспитывают страх перед ошибкой... А тут еще и родители говорят: «Иди, получи сначала хоть какую-то профессию, а потом самовыражайся». Как к этому относиться?

— Детей на самом деле отучают допускать ошибки, — соглашается Анна. — Часто ли можно увидеть на научной конференции для школьников работу, в которой ребенок предложил бы гипотезу и в итоге опроверг ее, убедившись в ее ошибочности? Но исследование не становится от этого менее ценным. Ошибки — это одна из составляющих успеха. И люди, которые чего-то добились в жизни, не скрывают, что один успех приходится на десять ошибок.

Это очень распространенный посыл: мы пришли к вам на консультацию, потому что боимся ошибиться. Просто классика! Начинаю объяснять, что из Минска в Турин можно проехать как минимум тремя дорогами: через Австрию, Швейцарию и Словению. Главное — знать свои сильные стороны и стараться их реализовать: хоть через медицину, хоть через предпринимательство. Надо тянуть себя за волосы, как барон Мюнхгаузен, из точки А в точку В. Важно понимать, что ты туда доберешься, и неважно, каким путем. В прошлом году я встречалась со своими одноклассниками: после окончания школы прошло 35 лет. И, как я еще раз убедилась, наибольшего успеха в жизни добились не отличники, которые шли по ковровой дорожке, а те, кому пришлось преодолевать, приспосабливаться и переучиваться. У меня половина одноклассников пошли поступать на исторический факультет, потому что у нас был очень яркий и талантливый учитель. Это одна из ошибок — выбирать профессию под влиянием обаяния и харизмы человека. Нельзя переносить отношение к представителю какой-то профессии на саму профессию. Потом были непростые судьбы...

— Степан, а твое отношение к получению образования не изменилось? Ты будешь брать паузу после окончания лицея, учитывать форс-мажор с пандемией?

— У меня на сегодня есть три варианта: БГУ, Высшая школа экономики в Москве и вуз в Литве. У каждого есть как свои плюсы, так и минусы. Например, вариант с получением образования в Литве привлекает меня возможностью досконально овладеть английским языком. Пока что его знание не является моей сильной стороной, — констатирует парень. — К централизованному тестированию я полгода готовился, поэтому точно буду его сдавать. Если что-то пойдет не так, это не страшно, потому что я не ставлю свое будущее только на поступление. И даже, если поступлю, буду и дальше развивать свои проекты. Одно другому не мешает. Очень далеко не заглядываю, потому что мир вокруг нас стремительно меняется. Да, определенные планы в рамках TeenStart есть. Также мы с партнером помогаем теперь другим образовательным проектам делать свои запуски и выстраивать маркетинг.

— Как видите, ставка делается только на себя. Есть и план «В», и план «С». И даже если будут меняться правила игры и условия для поступления, это неважно, — комментирует Анна. — Важным является психическое здоровье, вера в себя, право на ошибку, из которой ты вынесешь правильные уроки. Когда Алексей Леонов выходил первый раз в космос, где людей еще не было, несмотря на все теоретические расчеты, он сильно рисковал. Вот и вступление во взрослую жизнь можно сравнить с выходом в космос. Здесь нет однозначно правильных решений. Есть задачи, которые нужно решить. Есть разные способы и нет единственного правильного ответа, который в конце учебника можно подсмотреть. И подогнать решение под правильный ответ нельзя. И ответственность за выбор лежит ни на матери, ни на отце, ни на министре образования, а на том человеке, который это решение принимает. 

Условия задачи будут изменяться непосредственно в процессе ее решения. Это называется турбулентностью, кризисом, рецессией... Поэтому приглашаю во взрослую жизнь без иллюзий!

Надежда НИКОЛАЕВА

Название в газете: Уступленне ў дарослае жыццё — як выхад у космас

Выбор редакции

Религия

Восстановленный Туровский крест показали в Минске

Восстановленный Туровский крест показали в Минске

Вечернее богослужение в соборе прошло, овеянное дорогими для всех символами возвращения и возрождения духовных традиций.

Культура

75 лет назад открылась первая экспозиция музея Янки Купалы

75 лет назад открылась первая экспозиция музея Янки Купалы

Давайте по случаю почетного юбилея пройдемся по залам музея, в каждой из которых свои сюрпризы.

Общество

Воспитанники Весновского дома-интерната, что на Могилевщине, делают своими руками иконы для построенной на их территории часовни

Воспитанники Весновского дома-интерната, что на Могилевщине, делают своими руками иконы для построенной на их территории часовни

Культовое сооружение, которое будет освящено на праздник Покровов в честь святителя Патрика, просветителя земли Ирландской, уже полностью готово, осталось только украсить храмовые стены иконами.