Вы здесь

Расширение или уплотнение? Как создать комфортную среду в городах


Таким вопросом задаются многие урбанисты, рассуждая, как улучшить жилищную среду и при этом помочь городу сохранить или приобрести современный, красивый и зеленый облик. Проект «Зеленые города» разрабатывает планы зеленого градостроительства и устойчивого развития через трансформацию существующей застройки в центрах городов и реализацию проектов по энергоэффективности. Региональные документы по устойчивой городской мобильности были разработаны для Полоцка и Новополоцка, а также других белорусских городов, пожелавших присоединиться к проекту. А в Бресте вообще заложили идеи зеленого градостроительства в Генеральный план развития.


Южная столица Беларуси

Повышение эффективности использования территориальных ресурсов, комплексное развитие среды жизнедеятельности, транспорт, гармоничное развитие архитектуры и рациональное использование наследия. Все это — основные направления градостроительной политики Бреста согласно концепции «Стратегия пространственного развития Бреста-2050».

Генеральный план Бреста 2019 года — это трансформация генплана 2003-го, когда были разработаны планы развития всех областных городов страны. В 2012-м планировалось их корректировать, однако ни один из документов не утвердили, потому что все они выходили за пределы города и затрагивали сельскохозяйственные земли. Именно это спасло города от чрезмерного расширения и вывело на путь тенденций европейского и мирового градостроительства, которое ориентируется на компактные города.

В стратегии пространственного развития определили десять стратегических векторов. Компактный город: Брест и пригород. Зеленый каркас водного диаметра. Городская мобильность: транспортные пересадочные узлы. Общественные пространства. Жилые районы: перестроение существующих и создание новых. Исторический центр: цитадель и историко-культурные ценности. Зона роста (технопарк). Городская застройка: доминанта и силуэт города. Городская среда: дифференциация, любимые места, универсальный и экологический дизайн, реклама. Интегрированный город: концепция симбио-сити.

— Город сейчас наполовину покрыт детальными планами, — рассказывает Николай ВЛАСЮК, главный архитектор Бреста, начальник управления архитектуры и градостроительства Брестского горисполкома. — Нам удалось разработать и концепцию пространственного развития параллельно с генпланом города, и концепцию симбио-сити, созданную совместно с проектом «Зеленые города», касающуюся темы успешного управления городом, его ресурсами. В детальном плане исторического центра, утвержденном в прошлом году, мы впервые смогли обозначить стратегию развития центральной части города для трех его частей: крепость, сам центр и территория эспланады, которая имела стратегическое значение и не застраивалась, а сегодня трансформируется в общественную зону.

Усадьбы против «многоквартирников»

Каждый проект по уплотнению застройки выносится на общественное обсуждение, у жителей спрашивают, каким они хотят видеть город. Выяснилось, что не все готовы к такому вопросу.

В городе более 5000 человек отдает предпочтение частным усадьбам, а не многоквартирной застройке. Однако участки продаются только с аукциона. А проекты пригородной зоны под таун-хаусы разрабатываются за пределами Бреста.

— В приоритете комплексная застройка. Когда строили Западный обход к 1000-летию города, построили для переселенцев улицу Высоковскую. У всех были прозрачные ограждения, которые сейчас «надевают» в глухой металлопрофиль. Это менталитет наших людей: им дали хорошую архитектуру, а в головах жителей пока совсем другой образ, — говорит архитектор.

Вместе с тем во время уплотнения возникает множество обстоятельств, и чем-то необходимо пожертвовать, замечает Николай Власюк:

— Все городские ресурсы вроде транспорта, ЖКХ, энергетики, архитектуры имеют свои ведомства и подчиняются им, при этом часто конфликтуют. Решая одну задачу, не решаем другую. Например, для реализации проекта реконструкции теплосети на одной из центральных улиц необходимо спилить около сорока 40-летних лип. Что важнее — подключить людям бесперебойную энергосистему или вырубить целую улицу деревьев? И это постоянный конфликт.

Еще один пример — проспект в центральной части Бреста, где постоянно случаются аварии. Чтобы уменьшить их количество, ГАИ предлагает поставить турникетные ограждения, закрыть пешеходные переходы, ведущие от остановки к церкви, и сделать дополнительную полосу поворота за счет зеленой зоны. Таким образом, с одной стороны, ГАИ решает важную задачу безопасности, а с другой — ухудшается пешеходная доступность центра города и уменьшается озеленение территории. Приходится искать компромисс, исходя из приоритетов власти и систем жизнеобеспечения города.

— В горисполкоме была создана рабочая группа из специалистов разных направлений: водоснабжения, городской мобильности, энергии и климата, отходов, ландшафта. Каждая группа выдала свои предложения. Многие вещи были слишком революционными, и градостроители не решились озвучить их в генплане. Однако они остались в стратегии на будущее, — добавил специалист.

Рецепт городского облика

Чтобы иметь хорошую транспортную доступность загородной застройки, предлагается система городской мобильности с транспортно-пересадочными узлами. Возможна также реализация идеи зеленого каркаса города, чтобы парки развивались не изолированно, а как часть целого.

— В городе существуют три круга, один из которых, малый, имеет велодорожки и места для пробежек, находится в центральной части (набережная, городской сад, бульвар Космонавтов, крепость, парк, улица Мицкевича). Средний состоит из фортов и фрагментов фортификации, которые рассматриваются как потенциальные парки и рекреационные зоны в жилых районах, — рассказал Николай Власюк. — Третий круг, внешний, идущий вокруг Северного обхода Бреста, фактически нужно просто сохранить. Через круги проходит водно-зеленый диаметр реки Мухавец, которая объединяет эти зеленые коридоры.

Брендом города может стать идея «Брест — зеленые ворота в Беларусь» или «Брест — южная столица Беларуси». Город находится в шестой зоне, как Одесса, Краков, Прага, и этот потенциал можно и нужно использовать.

— Уже высажены аллеи платанов, тюльпановых деревьев. На набережной насадили около сотни магнолий. А среди хвойных выбирали породы с длинными иголками, чтобы создать впечатление, что ты в Сочи, — пошутил архитектор. — Многие рецепты очень похожи для всех советских городов. Однако важно не забывать об их духе.

Начали проектировать новые детальные планы жилых районов. В теории остается пока идея создания нового жилого модуля, план которого был разработан еще в 2012-м. Однако урбанисты не теряют надежду на ее реализацию.

— Это что-то вроде системы взамен микрорайонов. Здесь квартальная застройка представлена вместе с социальной структурой. Дома-пятиэтажки — преимущественно с подземными стоянками. Систему энергоэффективного жилого модуля мы также держим в голове. Это целый квартал, а то и район с ориентацией домов по сторонам света, возобновляемыми источниками энергии, экотранспортом, — поделился планами архитектор. — Сейчас мы работаем над общественными пространствами. Вдвое увеличили набережную. Улица Пушкинская станет пешеходной. На месте бывшего автовокзала хотим создать общественную территорию.

Ирина СИДОРОК

Фото автора

Превью: yandex.by

Выбор редакции

Спорт

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

Интервью с олимпийским чемпионом по фехтованию.

Здоровье

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Несколько советов от врача-инфекциониста.