Вы здесь

Секреты успешных учеников


За время самоизоляции многим родителям пришлось попробовать себя в роли учителей, а возможно, и понять, как дается учеба их сыновьям и дочерям. Только не надо пенять, что ребенок не любит, не хочет, не умеет учиться, — самое время разобраться, что не так с нашими детками, а может, с нами самими.


Неправда, что дети не любят учиться. Кто с нуля, от рождения, усваивает язык? Кто засыпает нас бесконечными «почему», «что?» да «как?». Кто наблюдает, копирует, экспериментирует? До 10–12 лет у детей идет формирование левого полушария мозга, которое отвечает за познавательные способности. И мы, взрослые, должны знать, как удовлетворить потребности малыша в познании мира.

Радость открытий

Успешность наших сыновей и дочерей может действительно зависеть от того, что мы сами в них вложили, причем даже в очень нежном возрасте. При подготовке к школе сегодня многие родители стараются научить детей читать и считать, но забывают о самом главном: показать ребенку, что учиться — это ИНТЕРЕСНО!

Подскажите маленькому человечку, как добывать знания. Не оставляйте без внимания ни одного его «почему?». Укажите, что на многие вопросы можно найти ответы в книжках или интернете. Наблюдайте за растениями и животными. Сами засыпайте ребенка вопросами. Зачем одуванчику парашютики? Почему муха потирает лапки? Любят ли тараканы огурцы? Почему у паука восемь ног, а у жука шесть? Пусть малыш выдает разные версии. Не обязательно они будут правильными. Главное — он учится искать ответы, рассуждать.

Не забывайте подогревать этот интерес к знаниям и впредь. Интересуйтесь, что нового сегодня ребенок узнал в школе. Признайтесь, что вы, например, не знали, какой птица первая возвращается из теплых стран. Удивляйтесь открытиям. Вот вы в свои 30–40 лет в первый раз слышите, что некоторые бабочки ничего не едят, потому что у них нет рта и им хватает того, что они наели, пока были гусеницами. Такой маленький ученик, а уже столько знает!

Учим учиться

Ребенок не может запомнить какой-то стишок, иностранные слова, правила? Причин тому много. Например, ученику определенная информация неинтересна. Нужно поискать новые подходы, как ее подать. Вспомните, как вы запомнили цвета солнечного спектра (мало кто не знает прием с охотником и фазаном) либо правило про биссектрису (ну, там, где крыса бегает по углам и делит их пополам). Некогда учительница английского языка научила меня различать английские местоимения: she (она — ШИшка) и he (он — ХИпичный парень). Теперь с сыном учим английский алфавит — договорились, как не путать b и d: первая буковка — «пузатая».

Наш мозг работает так, что информация, которая ему непонятна, не закрепляется. Разберите в стишке неизвестные слова. Попробуйте представить рисунок, запахи, эмоции, которые вызывает текст, — и учить стишок или писать изложение станет куда проще. И не забывайте о простом правиле «повторение - мать учения»: без этого уже в первый день можно забыть 50–70 процентов того, что изучали. Не зря придуманы домашние задания — их легко делать, пока помнишь свеженькие правила. Психологи рекомендуют придерживаться такой схемы для повторения: через 20 минут — через 2 часа — через день — через три дня — через неделю. Тогда информация сохранится надолго.

Важно не переборщить со временем занятий. Если человек устал, информация не будет восприниматься. Максимальное время, которое ребенок может эффективно заниматься определенным видом деятельности, — 15–20 минут (а малыши и того меньше — около пяти): далее нужно переключиться на другое занятие. От целого часа чтения будет меньше пользы, чем если малыш почитает вам 2–3 раза в день по пять минут. Лучше заниматься меньше, но чаще.

Как полюбить чтение?

Неправда, что раньше дети больше читали. В любые времена были ученики, которые обожают чтиво, и дети, которых за книгу не загнать. Полюбит ребенок чтение или нет, тоже зависит от родителей. Для большинства тех, кто только учится соединять слоги, разбирать слова, этот процесс может показаться сложной работой. Но есть определенные приемчики, как его сделать легче и приятнее. Занимайтесь вместе: мама читает, а ребенок следит — ведет по тексту пальчиком. Время от времени делайте паузы и предлагайте ему осилить отдельные слова. Дайте ребенку прочитать первое слово в предложении, после вместе прочитайте первое и второе, далее уже три слова... И так пока не осилит все предложение.

Обучение покажется легче, если работать с известными ребенку сказками (или текстом, который накануне прочитали ему родители). Можете попросить малыша, чтобы подсчитал все предметы или персонажей, пока вы читаете историю.

Хорошо тренироваться на стихах — юный читатель сможет угадывать рифмованные строки. И не забывайте о сказке на ночь. Ее, кстати, важно еще уметь прочитать. Я, например, меняю голос на реплике каждого персонажа — рюмзаю вместе с обиженным зайкой, заигрываю с лисицей-хитрицей, мурчу с котиком — золотым лобиком, иногда комментирую поведение героев, могу подшутить над ними. Либо мы вместе с моим маленьким слушателем хохочем со зверей, которых напугал кот. И все это для того, чтобы ребенок не считал, что книжки — скучно и нудно. А можно же еще останавливаться на самом интересном месте, чтобы малыш с нетерпением ждал продолжения! И не забудьте записать ребенка в библиотеку — пусть он сам выбирает интересующие его книжки. Двоих моих старших детей «подсадили» на чтение именно библиотекари — все же умеют они подсунуть каждому маленькому посетителю именно такую книжку, от которой малыша после не оторвать.

Можно также обсудить сказку, попробовать описать героев, придумать продолжение или новых персонажей. Умение представлять сюжет и героев пригодится в дальнейшем не только на уроках чтения, но и на занятиях по письму и математике. Ребенок должен научиться работать с информацией, понимать текст, который читает, представлять количество предметов или условие задачи.

И не сказками единственными можно занимать детей. Сегодня столько шикарной детской литературы! Есть энциклопедии, адаптированные даже под самых маленьких мальчиков и девочек. Покажите им, что чтение — это ключик в большой захватывающий мир.

И будьте готовы к сюрпризам. Вам только кажется, что занятия не дают никаких результатов, — ребенок обязательно возьмет следующую высоту. Просто в природе развитие может происходить прыжками.

Единственное — чтобы вы сами не мешали. Страх (например, что родители будут злиться или что на следующий день учитель может вызвать к доске) также может блокировать память. Не делайте акценты на том, что у ребенка что-то не получается. Наоборот — ведите дневник успеха. Может, он сегодня написало буковки, ровнее, чем вчера, смог решить больше задачек, разгадал сложный ребус, его похвалил учитель? Делитесь этими успехами со всеми близкими. У ребенка, который поверит в свои возможности, будет меняться отношение к учебе.

Елена ДЕДЮЛЯ

Выбор редакции

Общество

Дворцы, парки, усадьбы. На Брестчине ведется большая работа по восстановлению историко-культурных объектов

Дворцы, парки, усадьбы. На Брестчине ведется большая работа по восстановлению историко-культурных объектов

Одним из первых в области начали реставрировать величественный дворец Сапег в Ружанах.

Общество

Шоппинг с дополненной реальностью. Технологии 3D-моделирования откроют новый формат торговли

Шоппинг с дополненной реальностью. Технологии 3D-моделирования откроют новый формат торговли

Наша страна занимает третье место в своем регионе по количеству бесконтактных транзакций.

Общество

 «Умные» города. Как цифровизация изменит нашу жизнь?

«Умные» города. Как цифровизация изменит нашу жизнь?

Следующий этап — создание умных городов.

Общество

Непредвиденные путешествия. Как не потеряться в лесу?

Непредвиденные путешествия. Как не потеряться в лесу?

Теплая и влажная погода толкает к тому, чтобы пойти в лес.