Вы здесь

Знакомимся с некоторыми участниками проекта «Першыя» и их инициативами


Наверняка вы уже знаете о социально-образовательном проекте «Першыя», который реализуется компанией А1 при поддержке организаторов конференции TEDxMinsk i направлен на школьников старших классов. Десять его финалистов получили персональных менторов TEDx, с помощью которых презентуют свои идеи во время масштабной молодежной конференции TEDxYouthMinsk, которая состоится в сентябре. Давайте познакомимся с некоторыми героями и их инициативами.


У десятиклассника брестской гимназии № 1 Дениса РЯБЧУКА много разносторонних хобби. Парень - победитель международных олимпиад по географии: завоевал серебро на Baltic iGeo и бронзу на International Earth Science Olympiad, к тому же, он серьезный соперник в интеллектуальных играх — его команда «Голландский натюрморт» в «Что? Где? Когда?» считается одной из самых сильных в стране. А еще герой очень увлекается белорусской поэзией. Поэтому инициатива в рамках проекта «Першыя» соответствующая. Школьник создает поэтические муралы на улицах своего города.

— Идея появилась летом, когда впервые побывал во Львове и увидел там муралы со стихами украинских поэтов на стенах. Подумал, почему бы не сделать что-то подобное в Бресте? После приезда узнал, что организация «Агентство регионального развития Дедич» проводит конкурс мини-грантов, и мы с командой единомышленников решили в нем поучаствовать. В итоге получили финансирование и приступили к реализации проекта #vershybrest. В центре Бреста уже появились три мурала: с произведением Максима Богдановича «Санет», Нины Матяш «Без цябе» и Геннадия Буравкина «Атруцi мяне вясновым хмелем».

Герой отмечает, что главная задача инициативы — чтобы белорусского языка было больше, чтобы многие увидели, что наша поэзия — это не просто буквы из учебников...

— В планах сделать еще 17 муралов по Бресту. Хочется, чтобы они появлялись и в других городах. Особенно в тех местах, которые были значимыми для белорусских творцов. Пока по понятным причинам мы приостановили работу, однако как только эпидемиологическая ситуация нормализуется, сразу приступим к ней. Средства на продолжение инициативы собираем через краудфандинг — эти деньги пойдут на краски, трафареты и оплату труда художникам и дизайнерам. К тому же, сейчас создали страницу в «Инстаграме», чтобы каждый желающий смог предложить нам любое стихотворение, которое нравится, а мы в свою очередь рассмотрим и решим, подходит ли он для изображения на стене.

Проект поддержали I городские власти. С командой Дениса уже согласовали места, где в ближайшем будущем появятся муралы со стихами Владимира Дубовки «О Беларусь, мая шыпшына», Евгении Янищиц «Ты паклiч мяне, пазавi» и Алеся Рязанова «Iх далячынi развялi».

Пятнадцатилетняя Софья ФЕДЧЕНКО из Минска предлагает ввести в школах... парты. Но не обычные, а те, за которыми надо стоять — конторки.

— Я учусь в гимназии № 4, и мне очень нравится ходить туда на занятия. Однако год назад, когда я только перешла в восьмой класс, узнала о заболевании позвоночника. Из-за него мне нельзя долго сидеть, а школа — это, разумеется, прежде всего парты и стулья. Пришлось перейти на индивидуальный план обучения. Это непросто, ведь за короткий промежуток времени я должна осваивать информацию самостоятельно, поэтому нужно правильно распределять свое время, — говорит собеседница.

Вот тогда у девушки и возникла идея использования в школах конторок. Как только Софья поделилась своей инициативой с друзьями и знакомыми, оказалось, многие хотели бы попробовать учиться за ними.

— Даже подростки без проблем с опорно-двигательным аппаратом говорят о том, что иногда трудно высидеть по шесть, а то и больше уроков ежедневно. Поэтому хотелось бы, чтобы конторки стали профилактикой и для здоровых детей. Уверена, что если за ними будут стоять все ученики, это поспособствует развитию инклюзивной культуры — иначе говоря, граница между больными и здоровыми будет постепенно исчезать, — считает девушка.

Кстати, конторками пользуются работники таких известных корпораций, как Google, Facebook и других. В нашей стране они также применяются, однако нечасто.

— Очень рада, что меня поддерживает мама, у которой в свое время была травма позвоночника. На сегодня моя главная задача — сделать так, чтобы проблема, на которую я обращаю внимание, была замечена и другими. Сейчас разрабатываю дизайн конторок, когда все будет готово, предлагаю его производителям. Подготовлю также брошюры для учебных заведений, где будет помещена информация об эргономичной организации школьного пространства, рекомендации о том, как избежать заболеваний позвоночника.

Это не первая инклюзивная инициатива Софьи. В прошлом году вместе с мамой девушка помогала собирать деньги на проект по помощи незрячим детям «Сказки вслух», а также посетила конференцию All Inclusive, где познакомилась с людьми, которые распространяют идеи инклюзивности в нашей стране.

А в повседневности Софья пишет музыку, изучает программы по монтажу видео и выделяет много времени на рисование. «Занимаюсь им с пяти лет, даже рисую иллюстрации для маминых детских книг. После девятого класса планирую поступать в колледж на дизайнерскую или художественную специальность», — поделилась девушка.

В свободное время ученица девятого класса витебской средней школы № 12 Анастасия КУНДИР участвует в школьных конференциях, мероприятиях, посещает театральный кружок, занимается танцами, выступает на концертах. Но отдельное место в сердце четырнадцатилетней девушки занимает белорусская культура.

— Зимой в родном городе проводился образовательный Креатон конкурса «Першыя», я тоже в нем участвовала. Один из вопросов к школьникам звучал так: «Почему молодежь не очень интересуется музеями». Оно стало для меня толчком для того, чтобы заняться реализацией собственного проекта в этом направлении, так как считаю, что музеи в нашей стране очень интересны! Просто о некоторых событиях вроде выставок иногда нет нужной информации. Я же хочу это исправить и убедить некоторых молодых людей, что поход в музей — это совсем не скучное занятие.

Суть идеи в том, чтобы создать единую базу музеев Беларуси с помощью сайта и мобильной программы. Чтобы любой пользователь смог выбрать именно тот культурный маршрут по любому городу страны, который ему нужен, исходя из своих интересов.

— В идеале сервис должен работать таким образом: вы заходите на сайт или устанавливаете себе на телефон программу, далее выбираете регион или город, где живете или где находитесь в определенный момент. Вам дается тест, чтобы определить круг интересов и предложить список музеев, которые могут заинтересовать именно вас. Получается индивидуальная карта, — рассказала собеседница.

Работа над проектом Настю ждет долгая и кропотливая, поэтому о дедлайне еще говорить рано. «Сейчас нужны специалисты, в частности, программисты, гиды, музееведы и другие. Нужно собрать данные по всем белорусским музеям и проанализировать их, установить контакты с турфирмами», — подытожила девушка.

А семнадцатилетний минчанин Самуил АЛЕКСИН предлагает ввести в школьную программу курс робототехнической образованности.

То, что парню пришла в голову именно такая затея, неудивительно. Собеседник с девяти лет занимается робототехникой, создает роботов, имеет определенный опыт и достижения, из последних — первое место в составе белорусской команды в международном соревновании по робототехнике First Global Challenge-2019, которое прошло в Дубае. Стран-участниц тогда было 180. Но вернемся к проекту.

— Хочется, чтобы в ближайшем будущем учителя давали как теоретические, так и практические знания по робототехнике, вместе с учениками пытались собирать или разрабатывать собственные конструкции. Технологии развиваются очень быстро, и надо за ними успевать. Однако пока что курсы по робототехнике доступны далеко не всем. Уверен, что как предмет в школьной программе робототехника также необходима, чтобы современные подростки могли учиться тому, что действительно актуально на данный момент, развивали креативное и практическое мышление, — пояснил свой замысел Самуил.

Кроме робототехники, парень любит изучать английский, польский и немецкий языки, ему нравятся история и социология. Самуил всегда за активный отдых, поэтому постоянно занимается спортом. А еще большое внимание уделяет родному белорусскому языку, вместе с друзьями разговаривает на нем ежедневно.

Дарья ШЛАПАКОВА

Справка

«Першыя» — это конкурс ярких идей поколения Z. В течение учебного года школьники разрабатывали свои проекты в четырех тематических направлениях — «Экология», «Технологии», «Инклюзия» и «Культура», а также принимали участие в креатонах в Минске, Витебске, Могилеве, Гомеле и Гродно. Специально для конкурсантов был запущен первый белорусскоязычный подкаст для молодежи, в котором профессионалы из разных сфер делились советами по запуску и презентации проектов.

Жюри конкурса «Першыя» просмотрело более сотни видеозаявок и выбрало десять лучших идей. Их авторы и выйдут 19 сентября в знаменитый красный круг TED с десятиминутной речью. Конференция TEDxYouth@Minsk состоится в Беларуси во второй раз. По традиции речи всех спикеров будут звучать по-белорусски, ведь одна из целей проекта — расширение использования белорусского языка и его известности в мировом пространстве.

Название в газете: Iдэi, што становяцца «Першымi»

Выбор редакции

Общество

Как биотехнологии улучшают качество жизни и здоровья человека?

Как биотехнологии улучшают качество жизни и здоровья человека?

По прогнозам специалистов, не менее 20 процентов от объема товаров в XXI веке будет за биотехнологиями.

Общество

Собираем гардероб школьника вместе со стилистом

Собираем гардероб школьника вместе со стилистом

Поиски и приобретение «школьной формы», как по старой привычке говорят мамы и папы, — та еще головоломка!

Общество

Медицинское освидетельствование у витебских газовщиков осуществляет... робот

Медицинское освидетельствование у витебских газовщиков осуществляет... робот

А в магазине консультирует изображение специалиста.