Вы здесь

Знакомимся с некоторыми участниками проекта «Першыя» и их инициативами


Наверняка вы уже знаете о социально-образовательном проекте «Першыя», который реализуется компанией А1 при поддержке организаторов конференции TEDxMinsk i направлен на школьников старших классов. Десять его финалистов получили персональных менторов TEDx, с помощью которых презентуют свои идеи во время масштабной молодежной конференции TEDxYouthMinsk, которая состоится в сентябре. Давайте познакомимся с некоторыми героями и их инициативами.


У десятиклассника брестской гимназии № 1 Дениса РЯБЧУКА много разносторонних хобби. Парень - победитель международных олимпиад по географии: завоевал серебро на Baltic iGeo и бронзу на International Earth Science Olympiad, к тому же, он серьезный соперник в интеллектуальных играх — его команда «Голландский натюрморт» в «Что? Где? Когда?» считается одной из самых сильных в стране. А еще герой очень увлекается белорусской поэзией. Поэтому инициатива в рамках проекта «Першыя» соответствующая. Школьник создает поэтические муралы на улицах своего города.

— Идея появилась летом, когда впервые побывал во Львове и увидел там муралы со стихами украинских поэтов на стенах. Подумал, почему бы не сделать что-то подобное в Бресте? После приезда узнал, что организация «Агентство регионального развития Дедич» проводит конкурс мини-грантов, и мы с командой единомышленников решили в нем поучаствовать. В итоге получили финансирование и приступили к реализации проекта #vershybrest. В центре Бреста уже появились три мурала: с произведением Максима Богдановича «Санет», Нины Матяш «Без цябе» и Геннадия Буравкина «Атруцi мяне вясновым хмелем».

Герой отмечает, что главная задача инициативы — чтобы белорусского языка было больше, чтобы многие увидели, что наша поэзия — это не просто буквы из учебников...

— В планах сделать еще 17 муралов по Бресту. Хочется, чтобы они появлялись и в других городах. Особенно в тех местах, которые были значимыми для белорусских творцов. Пока по понятным причинам мы приостановили работу, однако как только эпидемиологическая ситуация нормализуется, сразу приступим к ней. Средства на продолжение инициативы собираем через краудфандинг — эти деньги пойдут на краски, трафареты и оплату труда художникам и дизайнерам. К тому же, сейчас создали страницу в «Инстаграме», чтобы каждый желающий смог предложить нам любое стихотворение, которое нравится, а мы в свою очередь рассмотрим и решим, подходит ли он для изображения на стене.

Проект поддержали I городские власти. С командой Дениса уже согласовали места, где в ближайшем будущем появятся муралы со стихами Владимира Дубовки «О Беларусь, мая шыпшына», Евгении Янищиц «Ты паклiч мяне, пазавi» и Алеся Рязанова «Iх далячынi развялi».

Пятнадцатилетняя Софья ФЕДЧЕНКО из Минска предлагает ввести в школах... парты. Но не обычные, а те, за которыми надо стоять — конторки.

— Я учусь в гимназии № 4, и мне очень нравится ходить туда на занятия. Однако год назад, когда я только перешла в восьмой класс, узнала о заболевании позвоночника. Из-за него мне нельзя долго сидеть, а школа — это, разумеется, прежде всего парты и стулья. Пришлось перейти на индивидуальный план обучения. Это непросто, ведь за короткий промежуток времени я должна осваивать информацию самостоятельно, поэтому нужно правильно распределять свое время, — говорит собеседница.

Вот тогда у девушки и возникла идея использования в школах конторок. Как только Софья поделилась своей инициативой с друзьями и знакомыми, оказалось, многие хотели бы попробовать учиться за ними.

— Даже подростки без проблем с опорно-двигательным аппаратом говорят о том, что иногда трудно высидеть по шесть, а то и больше уроков ежедневно. Поэтому хотелось бы, чтобы конторки стали профилактикой и для здоровых детей. Уверена, что если за ними будут стоять все ученики, это поспособствует развитию инклюзивной культуры — иначе говоря, граница между больными и здоровыми будет постепенно исчезать, — считает девушка.

Кстати, конторками пользуются работники таких известных корпораций, как Google, Facebook и других. В нашей стране они также применяются, однако нечасто.

— Очень рада, что меня поддерживает мама, у которой в свое время была травма позвоночника. На сегодня моя главная задача — сделать так, чтобы проблема, на которую я обращаю внимание, была замечена и другими. Сейчас разрабатываю дизайн конторок, когда все будет готово, предлагаю его производителям. Подготовлю также брошюры для учебных заведений, где будет помещена информация об эргономичной организации школьного пространства, рекомендации о том, как избежать заболеваний позвоночника.

Это не первая инклюзивная инициатива Софьи. В прошлом году вместе с мамой девушка помогала собирать деньги на проект по помощи незрячим детям «Сказки вслух», а также посетила конференцию All Inclusive, где познакомилась с людьми, которые распространяют идеи инклюзивности в нашей стране.

А в повседневности Софья пишет музыку, изучает программы по монтажу видео и выделяет много времени на рисование. «Занимаюсь им с пяти лет, даже рисую иллюстрации для маминых детских книг. После девятого класса планирую поступать в колледж на дизайнерскую или художественную специальность», — поделилась девушка.

В свободное время ученица девятого класса витебской средней школы № 12 Анастасия КУНДИР участвует в школьных конференциях, мероприятиях, посещает театральный кружок, занимается танцами, выступает на концертах. Но отдельное место в сердце четырнадцатилетней девушки занимает белорусская культура.

— Зимой в родном городе проводился образовательный Креатон конкурса «Першыя», я тоже в нем участвовала. Один из вопросов к школьникам звучал так: «Почему молодежь не очень интересуется музеями». Оно стало для меня толчком для того, чтобы заняться реализацией собственного проекта в этом направлении, так как считаю, что музеи в нашей стране очень интересны! Просто о некоторых событиях вроде выставок иногда нет нужной информации. Я же хочу это исправить и убедить некоторых молодых людей, что поход в музей — это совсем не скучное занятие.

Суть идеи в том, чтобы создать единую базу музеев Беларуси с помощью сайта и мобильной программы. Чтобы любой пользователь смог выбрать именно тот культурный маршрут по любому городу страны, который ему нужен, исходя из своих интересов.

— В идеале сервис должен работать таким образом: вы заходите на сайт или устанавливаете себе на телефон программу, далее выбираете регион или город, где живете или где находитесь в определенный момент. Вам дается тест, чтобы определить круг интересов и предложить список музеев, которые могут заинтересовать именно вас. Получается индивидуальная карта, — рассказала собеседница.

Работа над проектом Настю ждет долгая и кропотливая, поэтому о дедлайне еще говорить рано. «Сейчас нужны специалисты, в частности, программисты, гиды, музееведы и другие. Нужно собрать данные по всем белорусским музеям и проанализировать их, установить контакты с турфирмами», — подытожила девушка.

А семнадцатилетний минчанин Самуил АЛЕКСИН предлагает ввести в школьную программу курс робототехнической образованности.

То, что парню пришла в голову именно такая затея, неудивительно. Собеседник с девяти лет занимается робототехникой, создает роботов, имеет определенный опыт и достижения, из последних — первое место в составе белорусской команды в международном соревновании по робототехнике First Global Challenge-2019, которое прошло в Дубае. Стран-участниц тогда было 180. Но вернемся к проекту.

— Хочется, чтобы в ближайшем будущем учителя давали как теоретические, так и практические знания по робототехнике, вместе с учениками пытались собирать или разрабатывать собственные конструкции. Технологии развиваются очень быстро, и надо за ними успевать. Однако пока что курсы по робототехнике доступны далеко не всем. Уверен, что как предмет в школьной программе робототехника также необходима, чтобы современные подростки могли учиться тому, что действительно актуально на данный момент, развивали креативное и практическое мышление, — пояснил свой замысел Самуил.

Кроме робототехники, парень любит изучать английский, польский и немецкий языки, ему нравятся история и социология. Самуил всегда за активный отдых, поэтому постоянно занимается спортом. А еще большое внимание уделяет родному белорусскому языку, вместе с друзьями разговаривает на нем ежедневно.

Дарья ШЛАПАКОВА

Справка

«Першыя» — это конкурс ярких идей поколения Z. В течение учебного года школьники разрабатывали свои проекты в четырех тематических направлениях — «Экология», «Технологии», «Инклюзия» и «Культура», а также принимали участие в креатонах в Минске, Витебске, Могилеве, Гомеле и Гродно. Специально для конкурсантов был запущен первый белорусскоязычный подкаст для молодежи, в котором профессионалы из разных сфер делились советами по запуску и презентации проектов.

Жюри конкурса «Першыя» просмотрело более сотни видеозаявок и выбрало десять лучших идей. Их авторы и выйдут 19 сентября в знаменитый красный круг TED с десятиминутной речью. Конференция TEDxYouth@Minsk состоится в Беларуси во второй раз. По традиции речи всех спикеров будут звучать по-белорусски, ведь одна из целей проекта — расширение использования белорусского языка и его известности в мировом пространстве.

Название в газете: Iдэi, што становяцца «Першымi»

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.