Вы здесь

Как предъявить претензию службам ЖКХ?


Уже почти все знают, что если существуют определенные проблемы в оказании жилищно-коммунальных услуг, то всегда можно обратиться в службу «115». Но ведь далеко не каждый понимает, как должны действовать коммунальщики, если к ним поступила заявка или претензия от потребителя. Рассказываем, что делать, если вам некачественно оказали услугу.


Обязательная регистрация

Фота: bizlida.by

Прежде всего надо отметить, что в Беларуси жилищно-коммунальные услуги делятся на основные и дополнительные. И если от дополнительных человек может отказаться, то с основным блоком услуг это невозможно (кроме такой услуги, как санитарное содержание дополнительных помещений жилого дома). К таким услугам относят техническое обслуживание жилого дома, текущий и капитальный ремонт, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение (канализацию), санитарное содержание дополнительных помещений жилого дома, газоснабжение, электроснабжение, теплоснабжение, техническое обслуживание лифта и обращение с твердыми коммунальными отходами. Среди дополнительных услуг — установка и обслуживание домофона, работа вахтеров, аренда и замена напольных грязезащитных ковровых покрытий, видеонаблюдение, обустройство придомовой территории элементами озеленения, их благоустройство и дальнейшее содержание.

— Если же хоть одну из дополнительных услуг коммунальщики не будут оказывать или будут делать это с определенными недостатками, то потребитель всегда может выразить свою претензию, — отмечает первый заместитель генерального директора ЖКХ Минской области Павел ШЕЙПАК. — Сделать это можно устно через службу «115» или обратиться в организацию ЖКХ (устно, через письменное или электронное обращение, личный прием. — «Зв.»). При этом вашу претензию должны сразу же зарегистрировать, а специалист должен сообщить регистрационный номер и назвать свою должность и фамилию.

Ликвидация недостатков

Если вы уже отправили претензию любым удобным для вас способом, то в течение дня к вам должен прийти специалист, чтобы установить факт и причину некачественного оказания жилищно-коммунальной услуги. Более того, он должен составить претензионный акт в двух экземплярах (один из них останется у вас). Там должны быть отмечены дата, вид услуги (как ее оказывали и в каком объеме), методы проведения обследования и результаты комиссии.

— Если же вы будете с чем-то не согласны, то подписать претензионный акт вы всегда можете со своими замечаниями, — говорит Павел Николаевич.

Если услугу действительно оказали некачественно, то специалисты должны устранить недостатки как можно скорее. Однако каждый случай зависит от технологических возможностей — исправить недостатки могут в течение одного или нескольких дней либо в срок, прописанный в договоре (однако не позднее чем через месяц после предъявления претензии).

Например, если у вас течет крыша, поврежден лифт или домофон, то ремонт должны сделать в течение суток. Если в доме испортили двери или стекло в окнах, то летом эту проблему должны решить за трое суток, зимой-за сутки. А наружный водосток должны отремонтировать за пять суток. Экстренно решать проблему работники обязаны только в аварийных случаях — например, если была нарушена целостность наружной оштукатуривания, есть неисправности аварийного характера в системах отопления, водоснабжения, канализации, есть проблема с вентиляцией либо случилось нечто подобное. Кстати, в таких случаях аварийная бригада должна приехать к вам в течение 30 минут.

Независимая проверка

Может случиться и такое, что специалисты не установили факт некачественного оказания услуги. В таком случае вам должны дать уже письменный мотивированный ответ в течение пяти календарных дней. Если же вы будете с этим не согласны, то законодательство позволяет вам за свой счет организовать проведение независимой экспертизы качества услуги и обжаловать отказ в суде.

— В этом случае можно обратиться в любую специализированную организацию, и проверку проведет комиссия, которая должна будет согласовать с вами дату и время проведения экспертизы, и время доступа в жилое помещение, - объясняет Павел Шейпак. — Члены комиссии должны будут провести необходимые исследования и составить акт независимой проверки. Если будет подтвержден факт оказания услуги с недостатками (или услугу даже никто не оказывал), то организация ЖКХ будет не только обязана устранить недостатки, но и должна вернуть вам деньги за проведение независимой экспертизы. Однако если недостатков комиссия не найдет, то деньги никто не вернет.

Перерасчет оплаты

Если вам некачественно оказали определенную услугу или совсем не оказали, то организация ЖКХ должна будет сделать перерасчет оплаты. Для этого потребителю нужно будет обратиться к коммунальщикам с заявлением i приложить к нему претензионный акт, акт независимой проверки или судебного решения.

Например, перерасчет могут сделать, если температура воздуха в жилом помещении ниже 18 °С в течение суток или питьевая вода не соответствует качеству, которая установлена санитарно-гигиеническими нормами. Если же речь будет идти о таких услугах, как техническое обслуживание или санитарное содержание дополнительных помещений жилого дома, то перерасчет сделают не только вам, но и вашим соседям, которые также не получили услугу надлежащего качества (в подъезде, на этаже и т. д.).

Валерия КИСЛАЯ

Название в газете: Права на якасць

Выбор редакции