Вы здесь

Валентий Ванькович (1800–1842)


Валентий Ванькович принадлежал к плеяды художников, которые считали творчество духовной миссией по совершенствованию человека, возвышению его души. Поэтому человек и стал главным героем его произведений.


Способности к изобразительному искусству Валентий проявил уже в детстве, рисовал все, что видел. Отец, председатель Минского главного суда Мельхиор Ванькович, отдал 12-летнего сына на учебу в Полоцкую иезуитскую академию на факультет свободных наук и древних и современных языков. Но душа мальчика тянулась к живописи. Пораженный картинами из богатой Академической галереи, он твердо решил стать художником и создавать такое же великолепие.

В Академии парень научился отлично рисовать, чем впечатлил преподавателей живописи Вильнюсского университета-таких мэтров, как Ян Рустем и Ян Дамель. Еще больше были впечатлены студенты, которым не верилось, что 16-летний юноша из провинции может делать это так «хорошо и правильно». А учились вместе с Ваньковичем те, чьи имена впоследствии войдут в историю белорусского искусства, — Михаил Кулеша, Винцент Смоковский, Канут Русецкий и другие.

Признание Ваньковича как художника пришло после картины «Филактет на острове Лемнос», — он получил первую премию за лучшую композицию. Валентий начинает показывать свои работы на выставках, например, в 1820 году на выставке в Вильнюсском университете экспонировались картины маслом «Старый», «Певчие», «Автопортрет».

В виленский период раскрылся талант Ваньковича-портретиста. Он пишет этюдные портреты своих друзей: Адама Мицкевича, Франтишка Малевского, Юлиана Корсака, Эдварда Ромера, Александра Одынца, которые впоследствии принесут славу и своей альма-матер, и Беларуси. В этих портретах уже проявился творческий стиль Ваньковича: художник тщательно прорабатывал лицо, стремился показать своеобразие человека, раскрыть его внутренний мир, изобразить индивидуальность черт характера и настроение.

Художественное образование Ванькович продолжал получать в Императорской Академии искусств, куда его в 1824 году приняли по ходатайству Совета Виленского университета, при этом Валентия сразу зачислили на старший курс натурного класса. Успехи его в обучении были отмечены сначала серебряной медалью, а после и золотой. Профессора-учителя удивлялись умению Ваньковича сочетать свет и тени, точно передавать натуру. Рисовал он быстро и легко — дипломную работу Ванькович написал за три месяца. Такое впечатление, что он спешил жить, якобы предчувствовал свой недолгий век, и хотел выиграть время, чтобы сделать как можно больше.

К сожалению, творческое наследие художника разбросано по миру и до сих пор судьба многих его картин не известна. Вот и дипломная картина «Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева» (по исторической легенде из «Повести временных лет»), награжденная золотой медалью, неизвестно где делась. После окончания академии Ванькович остался в Петербурге, чтобы совершенствовать свое мастерство. Он познакомился с шедеврами европейских и русских художников. Подобные знакомства либо рождают чувство своей никчемности, либо, наоборот, вдохновляют на творчество. Белорусский живописец хотел достичь совершенства и изысканности, но не желал быть подражателем, поэтому решил придерживаться «немного другого метода рисования». Мастерскую Ваньковича часто посещали друзья и знакомые, чтобы посмотреть его работы, ведь он прославился как один из лучших в Петербурге портретистов. Шедевром стал знаменитый портрет «Адам Мицкевич на скале Аю-Даг», написанный в 1827–1828 годах. Поэт показан здесь как мятежный одинокий человек и вдохновленный творец. Ванькович написал также портреты поэтов Александра Пушкина и Василия Жуковского, но судьба этих картин неизвестна. Героями произведений Ваньковича были преимущественно творческие личности, ведь и сам он любил поэзию и музыку, имел тонкую и сердобольную душу.

В середине 1829 года художник вернулся на родину и поселился в имении Слепянка возле Минска. Здесь он пишет портреты членов семьи Ваньковичей, их родных и родственников. Вершиной этого периода можно признать написанный в 1834 году «Портрет жены с детьми», в котором явное влияние мотивов Рафаэля. Под влиянием мистика Таваньского Ванькович обратился к религиозным сюжетам. Он был убежден, что вера должна основываться на добрых поступках, а потому щедрой рукой раздавал свои картины, даже награды, подавляющую часть своих средств пожертвовал беднякам. А свое искусство посвятил Богу. «Мадонна», написанная им с крестьянской девушки, сейчас находится в Лувре. Икона святого Казимира Ванькович подарила Фарному костелу в Гродно.

Постепенно ухудшалось здоровье художника, и он решил вырваться из Тихого течения семейной жизни, чтобы успеть сделать еще что-то важное. Летом 1839 года, составив завещание, Ванькович оставляет Слепянку и едет в Европу. В Дрезденской галерее он копирует полотна любимых Рафаэля, Микеланджело, Тинторетто, Тициана. Художник не лечился, а работал — хотел успеть создать то, чего не сделал. В Париже он написал несколько полотен, посвященных Наполеону, ряд религиозных произведений, а последнюю работу «Богоматерь Остробрамская» передал в парижский костел Сен Северин.

Витовт ЧАРОПКО

Выбор редакции

Спорт

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

Интервью с олимпийским чемпионом по фехтованию.

Здоровье

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Несколько советов от врача-инфекциониста.