Вы здесь

ТурНевзгоды. Молодые супруги приобрели путевку, а после отмены рейса им не вернули деньги


Молодые супруги Игорь и Дарья Бочкуновы из Гомеля долгое время мечтали о первом совместном путешествии и отдыхе на море. Деньги на поездку, где все включено, откладывали. В начале марта приобрели путевку: 11 дней в Египте. Паковали уже чемоданы, но через четыре дня звонок из турагентства спустил их с небес на землю — рейс отменен. Ощущение того, что это ошибка, сменилось разочарованием и нервами. Они прислали на адрес турфирмы письмо с просьбой вернуть деньги — 1480 рублей. Получили отказ.


— У нас было не раннее бронирование. Приобрели путевку, когда оставалось семь дней до вылета, и всю сумму наш турагент перечислил на счет туроператора, — объясняет Дарья Бочкунова, которая сейчас уверена, что реализатор тура выполнил свой долг и к нему не может быть претензий. — Но тогда на эмоциях поспешили подать иск в суд на турагентство. До расходов за перелет и проживание в нем обозначили также сумму моральной компенсации — на двоих тысяча рублей.

Правда, до суда дело не дошло. Оценив ситуацию, Дарья с Игорем еще раз встретились с руководителем турагентства.

— Он привел доказательства, почему не может вернуть нам деньги. Звонит нам, может, через день. Вместе следим за ситуацией. Мы же не одни такие. Возможно, в скором времени обстановка с «замораживанием отпуска» изменится, будут определены условия возврата денег, — говорит девушка и добавляет, что довольна, потому что турагент не покинул их. Вместе ищут выход из неприятной ситуации.

Как выяснилось, — семью успокаивает надежда на выплату страховки, которую они оплатили в дополнение к путевке.

— Ждем решения от страховой компании, — объясняет гомельчанка.  — Если не получится, то можно будет воспользоваться возможностью и перенести отпуск — улететь позже, есть предложения вплоть до апреля следующего года.

В любом случае молодые люди пришли к выводу, что лучше предъявлять претензии к туроператору, а не к туристическому агентству.

— Страховой пакет одной из украинских компаний на путевки именно этого туроператора предлагался для приобретения только в течение шести дней, — объясняет Константин Скачков — директор Гомельского турагентства, клиентами которого и стали супруги Бочкуновы.  — Страховая компания запросила от нас большой пакет документов, к тому же нужно было прислать скриншоты всех действий в личных кабинетах: как происходила оплата, в какой срок поступили деньги на счет туроператора.

Константин говорит, что документы из Гомеля отправили по почте еще 23 марта. Подтверждение того, что их получили в Киеве, пришло только 14 апреля.

— Сейчас страховщики ждут документального подтверждения платежей от туроператора. Вообще ситуация уникальная. Своим клиентам, которые сейчас не могут вылететь, мы предлагаем перебронировать рейсы на более поздние даты. Рассчитываем на то, что ситуация изменится.

Константин Скачков подчеркивает, что его предприятие семь лет на рынке туруслуг. В том, что сейчас нет возможности вернуть покупателям деньги, он твердо уверен:

— Вся система работы туристической сферы — это постоянный оборот средств: от клиента турфирмы оставляют себе от 5 до 11 процентов, в зависимости от стоимости тура, остальное перечисляют туроператору. Он соответственно — авиакомпаниям, трансферам, отелям и так далее. У авиакомпании билеты выкупаются за год до начала сезона.

Проблема еще и в том, объясняет турагент, что сейчас нарушены хорошие связи со всеми сторонами туриндустрии: никогда не было такого, чтобы возникали трудности даже с отношениями:

— Мы работаем со всеми крупными туроператорами. Отправляем запрос — ответ по Беларуси ждем не менее недели, из украинских офисов — до четырех дней. Очень тяжело работать. Некоторые компании прогнозируют упадок туристического рынка на 90%.

Между тем супруги Дарья и Игорь Бочкуновы, когда решили отказаться от претензий как покупатели услуги турагентства, написали в суд заявление об отказе от иска. Это автоматически закрыло для них возможность обратиться в суд с иском о защите прав потребителей повторно.

Однако есть и другие примеры. В последнее время с Гомельской городской организацией ОО «Белорусское общество защиты потребителей» заключено пять договоров о представлении интересов в суде. В двух случаях потребителям турфирмы предложили подписать мировое соглашение.

— Все потребители, которые обратились к нам, готовились отдохнуть за границей, — юрист организации Андрей Бабич подчеркивает, что никто не ищет конфликтов. — Например, на днях потребитель, который заплатил почти 3700 рублей за поездку на Кубу, согласился на «мировое» с турагентством. Конечно, продавец туруслуги понимает, что если проиграет дело в суде, то нужно будет не только вернуть внесенные деньги потребителю, но выплатить неустойку, может, и моральную компенсацию, штраф в местный бюджет и покрыть расходы общества защиты прав потребителей. Однако на стадии подачи письменной претензии турагентства не соглашаются на выплату стоимости путевки.

При этом, если потребителю до судебного разбирательства продавец вернул деньги за билеты, например, а покупатель все равно не забрал судебный иск, то он должен готовиться к тому, что моральной компенсации в суде может и не дождаться, предупреждает юрист:

— Проблема, по моему мнению, в том, что закон, конечно, на стороне потребителя, а не турфирмы, которая фактически не оказала оплаченную услугу, — делится он мнением. — Можно выиграть суд, но у турагента нет денег на счету, имущества у юридического лица тоже нет, турфирма банкрот, а судебные разбирательства продлятся месяцы.

Заявление о защите своих прав в суде написал и гомельчанин Виктор Новиков. Мужчина оплатил услуги транспортно-туристического предприятия, которое должно было обеспечить вылет его несовершеннолетней дочери в Афины.

— Оплатил без малого 490 рублей, было раннее бронирование билетов, — объясняет Виктор Васильевич, дочь которого должна была лететь в Грецию на три дня на соревнования по дзюдо.  — Заключили договор еще 10 февраля. Никто же не знал, что закроют границы. Моя дочь в команде национальной сборной и намеревалась лететь вместе еще с двумя ребятами-дзюдоистами.

Рейс отменили, деньги обещали вернуть, но не полностью. Мол, именно в день отмены рейса авиакомпания внесла изменения в условия возврата денег за поездку: «замораживают» услугу на срок до года. Гомельчанин направил иск в суд:

— Ведь это не тот случай, когда переносишь отпуск, например. Соревнования отменились, и больше нет повода лететь. На досудебной встрече предприятие дало согласие вернуть нам деньги за билеты, мы их забрали, но иск же все равно передан в суд.

Кстати, в худшем положении в качестве потребителя оказался тренер тех самых дзюдоистов, преподаватель Гомельского государственного училища олимпийского резерва Евгений Бедулин. За свои деньги он приобрел билеты для воспитанника. Отдал почти 600 рублей:

— Билеты покупали на соревнования более чем за месяц до вылета, — говорит тренер и объясняет, что спортсменам выплачивают командировочные обычно перед самым вылетом, поэтому у парня не было своих денег, и тренер его поддержал.  — Соревнования отменили, но билеты мы сразу не сдали, потому что нас пугали, мол — потеряете 30 % от цены. Через два дня отменили и рейсы. Мы связались с турагентством и попросили вернуть деньги. Нам сказали, что могут вернуть только определенный процент от всей суммы — 386 рублей и заверили, что в противном случае не получите ничего.

Евгений Бедулин и молодой спортсмен согласились на предложенную выплату:

— Сейчас думаем, что поспешили, потому что все-таки брало от нас деньги транспортно-туристическое предприятие, получается, оно должно рассчитаться.

Дзюдоисты составили в письменной форме претензию и доставили ее на электронный адрес и заказным письмом по почте на предприятие. Через 14 дней в случае отказа или просто игнорирования спортсмены также собираются подавать исковое заявление в суд.

Наталья КАПРЫЛЕНКО

Фото: travel.rambler.ru

Выбор редакции

Общество

Дворцы, парки, усадьбы. На Брестчине ведется большая работа по восстановлению историко-культурных объектов

Дворцы, парки, усадьбы. На Брестчине ведется большая работа по восстановлению историко-культурных объектов

Одним из первых в области начали реставрировать величественный дворец Сапег в Ружанах.

Общество

Шоппинг с дополненной реальностью. Технологии 3D-моделирования откроют новый формат торговли

Шоппинг с дополненной реальностью. Технологии 3D-моделирования откроют новый формат торговли

Наша страна занимает третье место в своем регионе по количеству бесконтактных транзакций.

Общество

 «Умные» города. Как цифровизация изменит нашу жизнь?

«Умные» города. Как цифровизация изменит нашу жизнь?

Следующий этап — создание умных городов.

Общество

Непредвиденные путешествия. Как не потеряться в лесу?

Непредвиденные путешествия. Как не потеряться в лесу?

Теплая и влажная погода толкает к тому, чтобы пойти в лес.