Вы здесь

Белорусские пейзажи вместо моря? Туризм в условиях пандемии: защитить потребителей, избежать банкротства фирм и обратить внимание на свое


По оценке президента Всемирного экономического форума Булута Багчи, экономические потери в секторе туризма из-за пандемии составляют около 600 миллионов долларов, а к концу года могут достичь триллиона. Эта сфера пострадала в нынешней ситуации самой первой, она же, по прогнозам специалистов, выйдет из кризиса последней. Проблемы туризма сегодня рассматриваются на самом высоком уровне и в Беларуси. На прошлой неделе состоялась встреча премьер-министра страны Сергея Румаса с министром спорта и туризма Беларуси Сергеем Ковальчуком. На встрече обсуждались текущие проблемные вопросы туристической отрасли, а также возможность и необходимость разработки нормативно-правового документа, который позволит учесть интересы потребителей туристических услуг и туристических агентств, а также предусмотреть мягкий выход из кризиса, который накрыл весь мир.


Фото Анатолия Клещука.

Не дать рухнуть всей системе

Пандемия коронавируса породила сразу ряд проблем в туризме. Первая, с которой столкнулись представители Министерства спорта и туризма, — это в один момент закрытые границы многих стран. Ведомству необходимо было быстро вывести своих граждан из разных уголков мира, и с этим белорусы справились довольно оперативно. Вторая же проблема более долгосрочная: разработать ряд мер по выходу туристической сферы из кризиса, в котором она находится сейчас.

— В апреле был подписан Указ № 143 «О поддержке экономики», включивший первоочередные меры по обеспечению устойчивой работы экономики и социальной сферы страны в условиях мировой эпидемиологической ситуации, — рассказывает директор Департамента по туризму Министерства спорта и туризма Республики Беларусь Ирина Воронович. — Указ охватывает широкий спектр направлений и прежде всего предусматривает поддержку в сферах налогообложения, трудовых отношений, в том числе социальной поддержки, изменения в проведении государственных закупок и другие меры, но на сегодняшний день мы очень четко ощущаем необходимость нормативно-правового документа именно в сфере туризма. Потому что наша отрасль пострадала одна из первых.

Ирина Воронович отметила, что уже в течение нескольких недель ведется подготовка комплекса мер по поддержке туризма в Беларуси, на основе которого разрабатывается нормативно-правовой документ с учетом двух сторон. С одной стороны, учитываются интересы потребителей, которые частично либо полностью оплатили свои поездки за границу для отдыха, а с другой — интересы представителей туристических компаний, продавших эти туры.

— Перед нами стоит главная задача — выдержать баланс и не дать рухнуть всей системе; сделать так, чтобы туристическая сфера смогла выдержать этот кризис, и не только выдержать, но и достойно выйти из сложной ситуации. Этот документ должен позволить сохранить рабочие места, а также защитить потребителей и поддержать туристический бизнес, чтобы они смогли выполнить свои обязательства перед клиентами и не прекратить свою деятельность, — отмечает Ирина Николаевна.

Выручки нет, а обязательства остались

— Проблема заключается в том, что с середины марта этого года в туризме не ведется никакой деятельности. Это значит — отсутствует выручка, ее просто нет, — обрисовывает ситуацию председатель Республиканского союза туристических организаций Оксана Бичун. — При этом обязательства перед потребителями, которые купили у нас путевки на раннем бронировании, а это около 300 тысяч белорусских граждан, остались.

Общая сумма договоров, или, иначе говоря, сумма долга туристических организаций перед туристами, по подсчетам Оксаны Бичун, составляет на сегодняшний день около 400 миллионов белорусских рублей. Кроме того, обязательства туристических фирм остались и перед платежами в бюджет, перед работниками, арендодателями и другими поставщиками, обеспечивающими работу офисов.

— Этот коллапс может привести к угрозе банкротства всей отрасли, — с сожалением отмечает специалист. — Во многих странах мира сегодня законодательно закреплено право отсрочки денежных обязательств до 2021 года, а в некоторых даже и до 2022-го, поэтому возникла ситуация, когда мы по законодательству Республики Беларусь обязаны вернуть деньги потребителю в срок 7–14 дней, а с другой стороны, не можем так сделать, потому что этих денег у нас нет. Выполняя соглашения перед потребителями, мы перечислили средства принимающим сторонам, обеспечивающим этот договор. Авиакомпании, хотельеры, принимающие страны эти деньги получили, но в условиях карантина не могут вернуть их нам. Хотелось бы поблагодарить всех туристов, которые сегодня переносят туры на 2021 год или терпеливо ждут, понимая ситуацию, в которой оказались туроператоры и турагенты Беларуси.

Оксана Анатольевна отмечает, что до встречи с Сергеем Румасом и Сергеем Ковальчуком движения навстречу отечественному туризму с марта вообще не было, теперь же появилась надежда на поддержку туристической сферы:

— Мы ожидаем этот нормативный документ, который поможет прежде всего выполнить свои обязательства в полном объеме для наших потребителей, сохранить их деньги и восстановить туристическую отрасль.

Председатель Республиканской ассоциации туристических агентств Елена Кудлакова утверждает: чтобы агентства смогли продолжить свою деятельность, им необходима отсрочка обязательств — на сегодняшний день это самый главный вопрос, потому что каждое заявление туриста о возврате денежных средств может привести к суду, а суд, даже если он единственный, — к банкротству туристических агентств. «На сегодняшний момент о массовости банкротств или закрытии агентств говорить не приходится, но это, прежде всего, потому, что представителям туристической отрасли удается находить общий язык с туристами», — отмечает она.

Сейчас в туристической отрасли зарегистрированы 1544 субъекта — это 5 тысяч работников туристических организаций, а совокупность белорусов, вовлеченных в сферу гостеприимства — сюда входят санатории, и агроэкоусадьбы, и придорожный сервис, и гостиничный бизнес, — составляет не менее 40 тысяч человек. Теоретически все эти люди в ближайшее время могут остаться без работы.

Открываются внутренние возможности

Как правило, если внешние границы закрыты, то должны открыться внутренние возможности: ожидается, что люди во многих странах переориентируются на внутренний туризм. Реально ли это в Беларуси?

— Нынешняя ситуация подняла острые проблемы: оказалось, что в нашей стране отсутствует инструмент воздействия на зарубежных поставщиков. Деньги за рубежом, а как их достать — непонятно, — делится мнением председатель Республиканского союза туристической индустрии Филипп Гулый. — Наша организация ориентирована на внутренний туризм, но проблема у нас такая же. Осталась дебиторская задолженность со стороны иностранных компаний, особенно онлайн-агрегаторов, которые рассчитываются постфактум. Сегодня многие турецкие компании, компании, зарегистрированные на Майорке и в Швейцарии, должны деньги нашим туроператорам и объектам размещения. Сейчас достать эти средства практически невозможно-нужно объединяться, подавать иски в международные судебные инстанции. Все это достаточно сложный процесс. В то же время по итогам первого квартала мы получили достаточно неплохие предоплаты от иностранных клиентов, но эти туры не состоялись, и теперь мы вынуждены возвращать деньги. То есть иностранцы их не возвращают, а мы делать это вынуждены. Хотелось бы какого-то общего подхода: отсрочить возврат предоплаты или получить возможность давать ваучеры на следующий год.

Филипп Анатольевич отмечает, что с 18 марта, когда Российская Федерация окончательно закрыла границу, белорусская инфраструктура и наш экспорт в туризме не получат выручки. То есть, туроператоры, перевозчики, экскурсионщики, музеи, объекты общественного питания, находящиеся в региональной инфраструктуре, и сам гостиничный сектор не зарабатывают.

— Недополученная валютная выручка второго квартала составила 138 миллионов рублей. В мире существует туристическая инфраструктура внутреннего въездного туризма, которая позволяет ее спасти за счет внутреннего потока. Иностранцев нет, но свои граждане едят, отдыхают, ночуют, и это как-то поддерживает инфраструктуру. В такой ситуации выигрывают страны с большой емкостью рынка — Россия, Китай, США, Франция, Германия, Польша, где численность населения и покупательная способность позволяют переориентироваться на внутренний рынок. Он большой, там есть и горы, и море, и реки, есть внутренняя логистика, соответственно, есть пространство для туроператора, который может сделать пакеты услуг и пустить эти деньги на внутренний рынок, — объясняет Филипп Гулый.

По его словам, около миллиарда долларов белорусские граждане раньше тратили на отдых за границей. После кризиса эта сумма значительно сократится. Хорошо бы значительную ее часть направить на внутренний туризм, но в таких маленьких странах, как Бельгия, Ирландия, Чехия и в том числе Беларусь, емкости рынка нет, к тому же отсутствует логистическое плечо, не нужно перелетать из города в город.

— Поэтому мы видим тенденцию к межрегиональному туризму: маленькие страны пытаются быстро войти в коалицию с соседями. Прибалтийские страны объединились между собой и открыли границы друг для друга, чтобы наладить взаимопотоки. Для нас большой вопрос, откроется ли граница с Россией: если откроется, то это нас спасет, если нет — рассчитывать нужно будет только на себя. Хотя есть неплохие шансы наладить туристические связи с Украиной, она получает от нас достаточно большой выездной поток — это Затока, Карпаты и многое другое, — а также проявляет свой интерес к Беларуси.

Филипп Гулый рассказывает, в чем основная сложность переориентации на внутренний туризм:

— Туроператор во въездном или внутреннем туризме — это производитель продукта. В основном это различные туры на байдарках и велосипедах, ивенты, туры выходного дня в областных центрах или в Минске для жителей регионов, экскурсионные туры на автобусах. Но все это групповой туризм — в период коронавируса он будет не востребован, поэтому основной туристический продукт, который есть в нашей стране, — это санатории, туры выходного дня в городах, агроусадьбы, спа-комплексы. Здесь встает пространство для развития региональщиков: все креативные жители наших регионов, в том числе краеведческие музеи, теперь будут способны производить свой продукт, который можно сделать конкурентоспособным, его будут хорошо продавать и покупать. Этот продукт должен быть доступным и дешевым.

Филипп Анатольевич отмечает, что на примере безвизовых зон Бреста и Гродно все видели, как быстро белорусы способны переориентироваться, создать качество и сервис, придумать новые продукты, но теперь им нужна помощь государства.

— Нам нужно выработать определенные подходы и донести, в первую очередь, региональным властям, как методично начинать деятельность в этом направлении.

Круг потенциального внутреннего туризма разовьет региональную инициативу сразу предоставить качество и сервис, потому что белорусские туристы — люди очень требовательные.

— Мне кажется, достаточно неплохо сюда смогут интегрироваться элементы агропромышленного комплекса, связанные с фермерским хозяйством и экологически чистыми продуктами, которые востребованы сейчас. Тренд для европейского туриста среднего возраста сегодня — не столько в море, сколько в оздоровлении и отдыхе от усталости, и здесь наши природные факторы могут стать большим заделом для будущего.

Дарья Лобажевич

Фото Анны Занкович

Выбор редакции

Общество

Дворцы, парки, усадьбы. На Брестчине ведется большая работа по восстановлению историко-культурных объектов

Дворцы, парки, усадьбы. На Брестчине ведется большая работа по восстановлению историко-культурных объектов

Одним из первых в области начали реставрировать величественный дворец Сапег в Ружанах.

Общество

Шоппинг с дополненной реальностью. Технологии 3D-моделирования откроют новый формат торговли

Шоппинг с дополненной реальностью. Технологии 3D-моделирования откроют новый формат торговли

Наша страна занимает третье место в своем регионе по количеству бесконтактных транзакций.

Общество

 «Умные» города. Как цифровизация изменит нашу жизнь?

«Умные» города. Как цифровизация изменит нашу жизнь?

Следующий этап — создание умных городов.

Общество

Непредвиденные путешествия. Как не потеряться в лесу?

Непредвиденные путешествия. Как не потеряться в лесу?

Теплая и влажная погода толкает к тому, чтобы пойти в лес.