Вы здесь

Виктор Лискович: Необходимо сохранить историческую правду о войне


О том, как противостоять фальсификации истории, что значит Великая Победа для отдельно взятой семьи и как сохранить историческую правду о войне, в интервью «МС» рассказал председатель Постоянной комиссии Совета Республики по образованию, науке, культуре и социальному развитию Виктор ЛИСКОВИЧ.


— Виктор Андреевич, 75-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне — особая дата. Она показала незыблемость характера наших людей, их волю к свободе и мирной жизни. Что для вас лично значит эта дата? Поделитесь, пожалуйста, историей своей семьи.

— Наша страна понесла огромные потери во время войны: погиб каждый третий житель. Белорусская земля первой приняла удар нацистской армии. Здесь проходили масштабные сражения и военные операции, среди которых — героическая оборона Брестской крепости и одна из крупнейших наступательных операций Красной Армии «Багратион». На территории Беларуси действовало около 40 партизанских соединений, в подпольных организациях противостояло врагу более 70 тысяч человек. Это была действительно народная война.

Наши солдаты самоотверженно боролись, чтобы страна была свободной, мирной и процветала. Об этом ни в коем случае нельзя забывать. Мы об этом помним и хотим, чтобы помнили будущие поколения.

Практически всю войну мои бабушки и дедушки сражались в рядах партизан. Мой дед по линии отца, Лаврентий Петрович, шил для партизан полушубки. Когда в 1944 году Беларусь освободили, его забрали в действующую армию, и он дошел до Будапешта, где был ранен. Затем служил в саперном полку, был передислоцирован в воинскую часть в район японского фронта, где окончил службу в январе 1946 года.

Дед по матери погиб 21 апреля 1945 года, похоронен в Берлине.

Родители много рассказывали о войне, о том, как наша семья помогала партизанам, хотя это и было рискованно. Хорошо помню, например, рассказ о пленном немце, которого партизаны привели на хутор родителей моей матери. Это было в Кобринском районе. Пришли, чтобы передохнуть, попросить еды. Немец попытался сбежать, но его поймали. Представьте, если бы ему удалось убежать: всех на хуторе могли бы убить. Но об этом мало тогда думали. Люди, как могли, поддерживали партизан, таких примеров было много.

Сегодня все наградные документы моего деда хранятся в нашей семье как реликвия. Хорошо знают историю войны мои дети. Моя внучка, которая учится в 5 классе, участвует в различных патриотических акциях, используя воспоминания о войне, которые остались от прабабушек и прадедушек. Память о войне для нас — это семейная традиция. Считаю, что точно также к ней относятся и многие другие белорусы.

— История Великой Отечественной войны сегодня — как мы видим, — это не только тема памяти. Она используется для развязывания политических споров, роста международной напряженности. Предпринимаются попытки пересмотра причин и итогов войны. На ваш взгляд, как противостоять такой фальсификации и сохранить историческую правду о войне?

— Отдельные зарубежные политики и общественные деятели делают иногда громкие заявления, пытаясь обесценить роль советского народа в победе над фашизмом, меняют акценты, приводят якобы новые факты о войне, зачастую работая на публику, чтобы угодить определенным политическим интересам. Таким образом они зарабатывают себе баллы, стараются выделиться на фоне остальных. Все мы прекрасно понимаем, зачем это делается.

Безусловно, необходимо реагировать на такие информационные вбросы. А для этого нужно постоянно говорить, писать о ходе войны, победах, тех фактах, которые мы имеем. Делать это не от случая к случаю, а на системной основе, прежде всего через средства массовой информации, а также социальные сети, где так много нашей молодежи. Второй источник информации — это книги.

Приведу собственный пример. В молодости меня очень интересовала история Великой Отечественной войны, я много читал. Самыми любимыми были книги с воспоминаниями и размышлениями наших известных советских полководцев: Жукова, Василевского и других. Читал и мемуары о партизанском движении в Беларуси. Когда читаешь эти книги, чувствуешь все от первого лица — настолько правдиво и точно в них изложены события. Это то, что сохраняет историческую правду. Кроме того, любая книга о войне учит ценить жизнь.

— Сегодня многие говорят о том, что нужно совершенствовать подходы в работе с молодежью. Чего не хватает системе патриотического воспитания, чтобы она работала действительно эффективно?

— Детей надо учить ценить свою историю, в том числе вклад нашего народа в победу в Великой Отечественной войне, с ранних лет — начинать с детского сада, начальной школы. Если с этими знаниями дети переходят на следующий уровень образования, а это 5 класс, они лучше понимают то, что им дают на уроках истории.

В школах детей нужно обязательно привлекать к созданию музейных экспозиций. Есть хорошие клубы с патриотическим уклоном. Не менее важны экскурсии для школьников и студентов по маршрутам и местам боевой славы. Отдельного внимания заслуживают вопросы волонтерского движения, включения в такие проекты молодежи. Ведь для ветеранов имеет значение не столько материальная помощь, сколько внимание, которое им уделяют, возможность поделиться воспоминаниями. В этом и есть преемственность.

Все эти направления в комплексе работают на повышение эффективности системы патриотического воспитания. Молодежь должна знать историю своей страны, своей семьи, понимать, частью чего она является.

Выбор редакции

Общество

Как биотехнологии улучшают качество жизни и здоровья человека?

Как биотехнологии улучшают качество жизни и здоровья человека?

По прогнозам специалистов, не менее 20 процентов от объема товаров в XXI веке будет за биотехнологиями.

Общество

Собираем гардероб школьника вместе со стилистом

Собираем гардероб школьника вместе со стилистом

Поиски и приобретение «школьной формы», как по старой привычке говорят мамы и папы, — та еще головоломка!

Общество

Медицинское освидетельствование у витебских газовщиков осуществляет... робот

Медицинское освидетельствование у витебских газовщиков осуществляет... робот

А в магазине консультирует изображение специалиста.