Вы здесь

Свой бизнес до 18, или Возьметесь ли вы выпекать булочки с сыром?


Конференция «Guru Будущего», которая уже становится традиционной, в очередной раз объединила креативных юношей и девушек, а также молодых спикеров-новаторов, основателей собственных бизнесов. Благодаря ей увлеклись опытом и замотивировали себя на создание интересных проектов многие подростки и студенты.


Слышали ли вы о токеномике или смарт-контракте? Для пятнадцатилетнего блокчейн- и веб-разработчика, основателя проектов Beat-Buy и FutureDay, выпускника TeenGuru Business Academy и Imaguru Blockchaіn School Николая КОРНИЛОВА эти понятия звучат вполне привычно.

Николай Корнилов.

— В основе технологии блокчейна — распределение информации, хранящейся на компьютерах всех пользователей сети, — вводит в курс дела Николай. — Ее кодируют особым образом — специальным шифром. Каждая последующая запись объединяется с предыдущей, получается последовательность блоков, связанных виртуальной «цепью». Таким образом, чтобы найти что-то, тем же «хакерам» нужно распутать всю последовательность. Довольно сложно для них и надежно для системы. Смарт-контракт — компьютерный алгоритм, предназначенный для контроля и выдачи определенных данных. Все желающие могут передавать между собой виртуальные аналоги денег. Как пример — жетон в метро. С его помощью мы можем попасть в поезд, но это не монета в обычном понимании. А криптовалюты — лишь один из способов использования блокчейна.

Несколько лет назад Николай посещал хакатоны в ПВТ. Понравился «айтишный» дух, захотелось поучаствовать в других конкурсах, попробовать свои силы на стартап-площадках. Прошел курс в TeenGuru, во время занятий у парня стали появляться идеи проектов. Так родился первый-Beat-Buy: сайт и мобильная программа для продажи и покупки за внутреннюю криптовалюту музыкальных битов... Своим сверстникам молодой собеседник всегда дает совет: надо много и упорно заниматься самообразованием. «Вместо компьютерных игр попробуйте освоить какой-нибудь язык программирования или придумайте какую-то игру самостоятельно».

— Через 10-15 лет токеномика станет основой экономики разных стран, — считает юноша. — Она уже используется во многих областях, например, в сфере управления персоналом или там, где требуется надежно сохранить много информации. Простой пример из школьной жизни — электронный дневник. Были случаи, когда подростки их взламывали. Но если бы такая вещь функционировала с использованием блокчейна, сделать это было бы невозможно. Кстати, токеномика — это еще и автоматизация работы: самую сложную за нас уже выполняют роботы.

Упорство всегда помогает тем, кто хочет заработать хорошие деньги. Так считает, опираясь на собственный опыт, создательница агентства Popcorn Media, практикующий SMM-специалист и копирайтер Камилла Жибуля. Эта девушка прошла через десятки компаний, чтобы получить первую работу. Она уверена, что для того, чтобы приобрести профессиональный опыт, у подростков должно быть понимание: нужно искать полезные контакты, знакомиться с большим количеством людей. А еще ходить на всевозможные бесплатные конференции, семинары, мастер-классы, курсы, которые стоят мало или вообще ничего не стоят. Ведь они дают мотивацию на то, чтобы в будущем создать что-то свое.

Камилла Жибуля.

— В жизни очень важно поставить себе цель и придерживаться ее, несмотря на преграды. Многие из нас часто сомневаются в себе, но вместе с тем внутри должно быть четкое убеждение, что вы сможете все. Например, любая бизнес-идея может работать, даже если ее протестировать на нескольких людях. Главное — пробовать, — поделилась Камилла.

Молодых участников бизнес-встречи спикер заверила: чтобы устроиться на вакансию администратора онлайн-школы, веб-дизайнера, веб-аналитика, фотографа, менеджера блогера или сториз-мейкера, профильное образование не требуется.

Как открыть бизнес без стартового капитала, а после вырасти в международный проект, охвативший 255 городов? Ответ знает основатель «Мозгобойни» Александр ХАНИН. Его интеллектуальная игра в первую очередь развлекательная, однако уже семь лет это также и крупный бизнес.

Александр Ханин.

— Страхи бесследно тратят наше время, ограничивая развитие. Самый главный из них у людей, которые не сталкивались с открытием своего дела, — миф о том, что для ее реализации нужно много денег и связей. Однако это не так. В 2013 году у нас не было большого стартового капитала, мы даже не знали, что такое франшиза, а первыми клиентами были знакомые и друзья. Развивались через «сарафанное радио». Сейчас в нашу паб-квиз викторину играют почти все города страны, а годовой оборот компании составляет около 100 миллионов рублей. Не надо бояться делиться своей идеей с теми, кто вас окружает. Всегда найдется кто-то, кто вам поможет, отыщет нужные контакты или проспонсирует проект. Чаще всего любая идея, пришедшая в вашу голову, уже была кем-то реализована. Но это не должно останавливать. Не надо бояться конкурентов, их надо любить. Они — ваш мотиватор, — уверен Александр Ханин.

Идея ничего не стоит, если ее не реализовать. Так считает участник программы ускорения в Starta Accelerator и победитель Startup Competіtіon на Venture Day Minsk, создатель сервиса искусственного интеллекта BotScape Павел ЛИТВИНКО. Парень знает, как школьникам и студентам находить ниши для стартап-проектов.

Павел Литвинко.

— Будьте на волне актуальных событий и течений, следите за крупными компаниями. Деньги приносит тот продукт, который в определенный момент очень востребован. Например, трендовый вид раскрасок — пиксель-арт. Началом массового интереса к нему стал выпуск мобильной программы разработчиками из Пензы. Их проект быстро стал популярен, и теперь они зарабатывают на своей разработке два миллиона долларов в месяц. Есть категория товаров, которые всегда должны существовать. На них тоже стоит обратить внимание. Например, булочки с сыром — их продажа не остановится еще много десятков лет, вопрос только в том, возьметесь за них вы или кто-то другой, — рассказывает Павел Литвинко.

Кстати, компания спикера в свое время занялась разработкой, казалось бы, очередного онлайн-переводчика. Но теперь они имеют с него 30 миллионов загрузок и зарабатывают миллион долларов. Как так получилось? Павел считает, что не нужно стесняться реализовывать нечто похожее на продукт, который уже существует на рынке, однако делать это нужно в разы лучше, чем конкуренты.

Как создать мероприятия для подростков, когда тебе 16? Иван ВЛАСОВ, член команды TeenStart, которая организовывает различные ивенты для юношей и девушек, рассказал об этом на примере своего опыта.

Иван Власов.

— Активную деятельность по реализации проектов я начал больше года назад. Был частым гостем на разных конференциях для взрослых, и это мотивировало сделать нечто подобное для подростков, чтобы они развивались вместе со мною. Нашел хорошую команду, но сначала не покидали мысли, что нас не будут воспринимать всерьез. Волновались о том, как будем писать директорам, руководителям компаний. Но приятно удивились, когда никто из потенциальных партнеров не спросил о возрасте, ведь они видели, что мы относимся к своей работе очень ответственно. Помню, что за неделю до первого мероприятия у нас было продано 60 билетов при заявленных 150... Нельзя было сказать: это оказалось слишком сложно, я, наверное, остановлюсь. Понятно, что кому-то иной раз проще купить кофе за четыре рубля, чем вложить их в саморазвитие. Поэтому перед встречей мы звонили всем тем, кто подавал заявку на сайте, — был важен каждый, кто придет к нам, — делится Иван.

Парень призывает подростков искать свои так называемые сильные стороны.

— Когда я начал заниматься проектами, понимал, что мне не хватает знаний в сфере SMM, веб-дизайне. Но любил нетворкинг, нравилось разговаривать с большим количеством людей, решать их проблемы и отвечать на вопросы. Однажды для бизнес-встречи сняли помещение не в центре города. Понятно, что многим было неудобно туда добираться, но мы сделали акцент на известных специалистах-спикерах — пригласили самых лучших, на наш взгляд, и увидели полный зал посетителей.

Но так бывает не всегда, говорит Ваня, поэтому нужно уметь анализировать неудачи:

— У нас были мероприятия, которые собрали пять человек, а были и те, что 25. Сначала не было понятно, почему так происходит: одни и те же партнеры, один и тот же бюджет на реализацию проекта, но спикеры — разные. Итог: люди идут за людьми. Если правильно подобрать интересных вашей аудитории авторитетных персон, с большей вероятностью ждите приятных отзывов. Но не стоит забывать о теме выступления — она может быть не близка для той возрастной категории, которую вы пригласили. Если спикеры не умеют удачно выражать свои мысли, это может стать проблемой во время мероприятия.

Собеседник дал совет подросткам: «Запомните: никто ничего никому не должен. Любая техническая проблема — ваша ответственность, что-то не вышло — ваш провал. Но не стоит его пугаться. Дональд Трамп шесть раз становился банкротом. Если он может позволить себе неудачи, так почему мы должны их обходить? Они — наш опыт, особенно на раннем этапе реализации себя в какой-то сфере. Ведь в другое время успех дает «корону на голове», которая давит на мозг и он перестает по-настоящему работать».

Кстати, тем, у кого есть iPhone, Иван Власов советует время от времени смотреть на функцию «экранное время». Тогда будет понятно, на что вы теряете свои минуты и часы, сидя в телефоне.

— Предпринимательство делает человека взрослым, — уверен молодой спикер. — В нем есть ответственность: не выполнил условий, и с тобой перестанут вести дела. К тому же здесь понимаешь, что для достижения успеха очень важна команда. Сегодня не проблема найти увлеченных определенным делом подростков, другое дело, что в свои 15–16 лет они могут быть уже кем-то заняты, и ваша задача — успеть их перехватить до того момента, пока они не станут частью другой компании.

Дарья ШЛАПАКОВА

Выбор редакции

Здоровье

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Несколько советов от врача-инфекциониста.

Общество

Республиканский субботник проходит сегодня в Беларуси

Республиканский субботник проходит сегодня в Беларуси

Мероприятие проводится на добровольной основе.

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.