Вы здесь

В Любанском районе пекут хлеб по бабушкиным рецептам


Хлеб на столе — благополучие в доме. Именно так считают люди старшего поколения, пережившие тяжелые времена. А если еще отведать ароматную буханку, сделанную своими руками, которую только что вынули из деревенской печи! Именно домашний хлеб по старинным рецептам выпекают в деревне Жоровка Любанского района. А слава о продукции местных мастериц гремит по всей стране. Их ремесло оценили по заслугам: в феврале 2020 года этот хлеб внесен в список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.


Подготовка к выпеканию хлеба — процесс сложный.

Жоровский дом народных традиций считается центром, где возродили хлебопечение наших предков. Внешне здание напоминает обычный деревенский дом.

— Когда-то здесь жили люди. В наследство вступила их дочь. У нее было свое жилье в другом населенном пункте. Дом у нее выкупило ОАО «Заболотский» для проживания своих работников, но он так и стоял невостребованным, — рассказала председатель Реченского сельисполкома Светлана Швед. — И сельхозорганизация передала его в Любанский отдел культуры, который поддержал идею создания здесь Дома народных традиций, помог отремонтировать здание.

— Мы убрали стены, навели порядок, — констатирует заведующая домом народных традиций Ирина Жудрик. — Множество интересных предметов быта отыскали в старых домах, которые пошли под снос. Они украсили помещение. Много вещей, оставшихся от предков, принесли сельчане.

Ну и конечно, какой же деревенский дом без главного атрибута — печи. Ее отремонтировали, переложили. Теперь здесь пекут хлеб.

— В нашей родне все занимаются хлебом: и мои тети, и мама, у которой за плечами 89 лет. Семейный рецепт его приготовления передавался из поколения в поколение, — говорит Ирина Михайловна. — В соседнюю с Жоровкой деревню Борок я переехала в 1982-м, а через год вышла замуж. Мне вначале показалось, что здесь нет традиции хлебопечения. Но оказалось, что пекли хлеб по своим семейным рецептам две женщины.

В детстве Ирина Михайловна наблюдала за своей мамочкой. Та пекла хлеб по рецептам, которые придумала сама, потому что ее мать рано ушла из жизни и девочке не было у кого учиться. А хлеб в семье пекли постоянно, никогда не покупали его в магазине. Других детей родители отправляли в магазин, а на сдачу, которая оставалась с рубля, те могли купить подушечек (небольшие квадратные конфеты без обертки, которые формой напоминали небольшую подушку).

Выпечка хлеба — это настоящий ритуал, который требовал тишины. Когда подходило тесто и хлеб сажали в печь, нельзя было шуметь, громко разговаривать. Поэтому малышей часто прогоняли на улицу или закрывали в другом помещении. А еще считалось, что если кто-то зайдет в дом, когда хлеб ставится в печь, то семья может лишиться благополучия.

Хлеб пекли обычно в выходные в расчете на неделю, так как в будние дни люди были заняты хозяйством. В деревне не у всех было достаточно противней для выпечки. А хлеба требовалось много —- большие семьи. Выручали сельчане: сегодня напекут вдоволь хлеба для себя, назавтра передают посуду другим. А еще раньше готовили выпечку на отчищенных к глянцу горячих кирпичах, выстланных кленовыми, дубовыми листьями, аиром. Всеми этими рецептами обладает Ирина Михайловна и пополняет их список от других женщин.

— Семейные рецепты держите в тайне? — поинтересовалась у нее.

— Не жалею делиться ими с другими, учу печь хлеб всех желающих, — заверила заведующая.

Хлеб Ирины Жудрик не только выделяется прекрасным вкусом, ярким ароматом, но и хранится долго.

— Неделю не черствеет, не зацветает, — утверждает моя собеседница.

А секрет в том, что его выпекали из домашних продуктов, которые выращивали в хозяйстве. Сейчас, конечно, такого нет, но Ирина Михайловна для приготовления покупает только муку и соль, все остальные ингредиенты — натуральные: кислое молоко, яйца. Женщина не использует никаких искусственных добавок. Только те, что дарит природа: тыквенные семечки, тмин, ягоды, сушеные груши и яблоки — именно яблоки придают хлебу особый вкус с кислинкой. Да и от закваски тоже много зависит. Необходимо выдерживать процесс. Летом, когда тепло, мастерица может не добавлять в закваску дрожжей, а если на улице холодно, то немного их добавляет, чтобы тесто лучше подходило. Хлеб в печи должен находиться, как правило, полтора часа. Но это тоже зависит от многих факторов: например, от того, закрыта или открыта в печи юшка.

Ирина Михайловна проводит в доме народных ремесел мастер-классы для всех желающих, проводит выставки-дегустации — в том числе и во время всевозможных районных, областных мероприятий. Не обходятся без нее «Зажинки», «Дожинки», праздник города. А ко Дню Победы она выпекает «партизанский» хлеб. Люди старшего поколения, пережившие войну, недостачу, голод, помнят вкус того военного хлеба. Женщины пекли его из всего возможного, что было под рукой. Часто в хлебе была только горстка муки, все остальное — добавки. Например, кора, чтобы тесто склеилось, перемолотые горох, кукуруза, льняная кострица.

Ирина Михайловна с женщинами даже приготовили такой хлеб для туристов. И им он очень понравился — все хвалили.

Татьяна ЛОЗОВСКАЯ

Выбор редакции

Общество

Как биотехнологии улучшают качество жизни и здоровья человека?

Как биотехнологии улучшают качество жизни и здоровья человека?

По прогнозам специалистов, не менее 20 процентов от объема товаров в XXI веке будет за биотехнологиями.

Общество

Собираем гардероб школьника вместе со стилистом

Собираем гардероб школьника вместе со стилистом

Поиски и приобретение «школьной формы», как по старой привычке говорят мамы и папы, — та еще головоломка!