Вы здесь

Команда КВН «Дети Тьюринга»: Наши аппетиты растут


«Белорусы — самые влиятельные люди XXI века». «На сегодня у нас есть две задачи. Во-первых, мы должны пройти в одну четвертую. А, во-вторых, нам как белорусам важнее выйти к морю, поэтому первоочередная задача на сегодня — затопить Прибалтику, а более конкретно — Литву». «Завтра мы с вами проснёмся в одной большой стране — в одной Беларуси», «Признайтесь, что вы даже и подумать не могли, что ваша новая конституция — белорусская». Эти шутки уже пополнили золотую коллекцию классики КВН.


Команда факультета прикладной математики и информатики БГУ «Дети Тьюринга» не только сумела пробиться в Высшую лигу Клуба веселых и находчивых, но и буквально «порвала зал» в своей первой игре, совершив мечту многих КВНщиков, — «поймала паровоз» — длинные овации, которые не прекращаются, а только наращивают темп. Причем не единожды. А это дорогого стоит. Мы встретились с двумя представителями команды (собрать вместе всех проблематично), чтобы поговорить о том, что не видно обычному зрителю телеэфира игры. Нашими собеседниками стали Марк ВЕЛИЧКО (капитан) и Алина КАРПОВИЧ.

Фото Татьяны ТКАЧЕВОЙ.

— Ваш путь в Высшую лигу оказался чрезвычайно коротким, особенно если учесть, что команда была образована только в 2017 году. Кто, кстати, был инициатором?

Алина: — «Дети Тьюринга» выросли из студенческих капустников. В Белорусском государственном университете есть традиция — первокурсники должны устроить свой. Их задача — написать что-то смешное под руководством своих кураторов, студентов более старших курсов. Вот так мы все и познакомились. Андрей Шляхов был куратором у Влада Дейкуна, Влад с Егором Толстиком —кураторами у Марка, Влад был куратором также и у меня. Мы перезнакомились, все это собиралось, как снежный ком: в нашей команде есть представители разных курсов ФПМИ, магистратуры и выпускники факультета.

МАРК: — Ее состав практически не менялся с момента образования. Я играл в КВН со своей одноклассницей Ариной Степанцовой еще в школе. Когда мы поступили в университет, то решили, что надо собрать команду и поиграть в КВН уже здесь. Я позвал тех, с кем проводил капустник. Алину, например, пригласил в команду, чтобы она пела, потому что умеет это делать. Бессмысленное приобретение (смеется. — Авт.), так как позже выяснилось, что петь мы не будем...

Шутить друг над другом это у вас традиция?

МАРК: — Если бы Алина умела шутить, то это была бы, наверное, традиция (снова смеется)... А если серьезно, то все шутки мы создаем вместе. В КВН есть команды — «головы», которые говорят: выступают на сцене, а все тексты для них пишут авторы. А мы не только выходим на сцену, но и сами пишем, а потом это показываем.

У нас нет режиссеров, есть только звукорежиссер, который отвечает за всю музыкальную часть, видеоряд, короче, за все медиа во время нашего выступления. Причем в конкурсе «Разминка» он выходит нам на помощь. На сцене представлены шесть человек, и столько же работают на общий успех за ней: ищут реквизит, решают организационные вопросы. Мы очень компактная команда. Да, нам посчастливилось попасть в Высшую лигу КВН, не выступив ни в Премьер-лиге, ни в Первой ... В 2019 году мы стали чемпионами Лиги Москвы и Подмосковья и обладателями кубка Открытой лиги КВН БГУ. А в Высшую лигу отобрались по итогам фестиваля в Сочи, где принимали участие 457 сборных. Как это восприняли другие команды, которые долго и упорно пытаются попасть в «вышку»? Честно скажу, что какого-то негатива мы не почувствовали ни от кого. Наоборот, к нам подходили и поздравляли те, с кем мы вообще не были знакомы.

— Вы сказали, что костяк команды составляют студенты. И как вам удается совмещать свое хобби с учебой?

МАРК: — С разным успехом. Я, например, сейчас еще сдаю зимнюю сессию. Не потому, что я такой неуспешный студент, а потому, что постоянно отсутствовал. Например, мы провели в Москве десять дней до съемок 1/8 финала. В январе были на фестивале «КиВиН» в Сочи. А у меня еще и выпускной курс, поэтому впереди ждет защита диплома. На самом деле, намного сложнее совмещать КВН и работу. Ведь помимо учебы мы все работаем в ІТ-компаниях. Несем ответственность и перед работодателями, и перед командой, с которой вместе трудимся на проекте.

— Игра в КВН — дорогое удовольствие. ІТ-бизнес вас не хочет поддержать?

МАРК: — Я думаю, что аудитории у КВН и ІТ-индустрии не совпадают. Многие белорусские компании работают с зарубежными заказчиками, которым это просто неинтересно. С коммерческой точки зрения такое спонсорство им ничего не даст, если только кто-нибудь не позаботится о своей имиджевой истории. Мы от такой помощи точно бы не отказались. Университет нам, конечно, помогает, но наши расходы намного больше, и мы вкладываем в свое хобби те деньги, которые зарабатываем вне учебы.

— На первой игре в Высшей лиге вы уверенно заявили: «БГУ возвращается». Но за последние двадцать лет КВН очень сильно изменился. И если раньше достаточно было просто хорошо шутить, то сейчас большинство команд устривают на сцене театрализованное шоу с большой массовкой и богатым реквизитом, приглашают «звезд» и даже целые хоровые коллективы. Как вы собираетесь им противостоять? И чей стиль вам наиболее близок?

МАРК: — Я считаю, что в КВН по-прежнему достаточно просто качественно шутить. Доказательство тому — успех в игре команды «ДАЛС» («Детективное агентство «Лунный свет»), где на сцене было всего два человека. Без всяких шоу выступали также «Борцы», «Камызяки», «Кефир» и та же «Русская дорога», которая размахнулась с хором только в своем последнем финале.

АЛИНА: — Мне очень нравятся «Плюшки Ярослава Мудрого»: классная команда, брали не массовостью, а шутками и неожиданными поворотами в юморе. Есть команды чемпионские, а есть народные.

МАРК: — Главное, чтобы было смешно, а через какую призму это подается, неважно. Нет рецепта, как команды становятся народными и почему их начинают любить зрители. Полагаю, чем больше ты играешь, тем больше раскрываешься, и зритель уже любит артиста на сцене, а не образы, которые тот воплотил. Но для этого нужно очень много выступать, чтобы тебя полюбили как «Уральских пельменей» или дважды чемпионов — сборную КВН БГУ.

И все-таки КВН сильно изменился. Сейчас очень высокая плотность юмора — надо выдавать шутку каждые десять секунд. На сцене все говорят шутками. В телеэфире в последнее время появилось множество юмористических шоу. Человек может просто зайти на «Ютуб» и посмотреть пятисекундное смешное видео. Зритель привыкает потреблять юмористический контент так, чтобы было смешно постоянно, а покажи ему выступления старых команд КВН, они скажут: а с чего там смеяться? Я уверен, что сейчас больше динамики и разнообразия. Так, в КВН нет эпатажа, никто не издевается над гостями в студии, но это раньше он был оазисом юмора, а теперь у него появилось много конкурентов.

— От белорусской команды все ждут шуток про Беларусь. Как долго, на ваш взгляд, можно эксплуатировать эту тему, чтобы оставаться интересным зрителю?

МАРК: — Конечно, нельзя бесконечно шутить над тем, что белорусы — самые влиятельные люди в мире. Но ведь никто не сомневается, что мы приехали из Беларуси, и если у тебя есть свой, невыдуманный бэкграунд, то, скорее всего, на этом можно ехать долго. Но мы никогда не будем шутить со злостью, потому что мы любим свою страну и плохая шутка о Беларуси нас оскорбляет. Пошутить о том, что белорусский МИД входит в ТОП самых оранжевых, — это же не крамола, никто, надеюсь, на нас не обиделся. Мы шутили в музыкальном фристайле о том, что все завтра проснёмся в одной большой Беларуси, но есть политические вопросы, касающиеся нашей независимости, и мы на самом деле не собираемся объединяться с Россией. И выходить на сцену и говорить, как это будет хорошо, мы тоже не будем.

— Любой игре предшествуют просмотры редакторов. Скажите, сильно пострадал материал, с которым вы приехали завоевывать Высшую лигу?

МАРК: — Изначально наш музыкальный конкурс был посвящен только объединению Беларуси и России, и там не было второго блока о присоединении к Беларуси всех стран мира. Александр Васильевич Масляков сказал, что в середине номера начинаешь верить, будто все так и есть, и если человек будет бродить по каналам и попадет на середину этого нашего выступления, то он не поймет, что происходит. Поэтому мы дописывали уже в Москве половину нашего музыкального номера. А в «визитке» ничего менять не пришлось.

— «Галустян, Харатьян — эти белорусы все на одно лицо», — шутили вы. О составе жюри вам сообщают заранее?

МАРК: — Присутствие Харатьяна было под вопросом, нам точно сообщили, что он будет, примерно за день до игры, поэтому эта шутка появился во фристайле буквально в последний момент. К сожалению, телеэфир не передает того, что происходило в зале. Были моменты, когда я сам себя не слышал: буквально кричал текст, но не слышал. А шутка «Александр Васильевич, извините, но теперь быть президентом и всюду возить своего сына — уже не ваша фишка» никто в зале не услышал, потому что продолжали смеяться над предыдущей шуткой. Когда мы на прогоне показали её Александру Васильевичу, тот откинулся и рассмеялся в голос. Хорошо, что хоть в телеэфире шутка не захлебнулась, так как на всех нас закреплены микрофоны и звук для телекартинки «прошел».

— Конкурс «Разминка», как сейчас конкурс «Ситуация», где нужно проявить остроумие, быструю реакцию и импровизацию, часто является решающим для победы команды. «Русская дорога» сыграла его блестяще и выровняла свое отставание от вас. Как вы думаете, а можно натренировать чувство юмора?

МАРК: — «Разминка» — это коллективная работа внутри круга. Конечно, мы тренируемся, так как есть схемы, по которым создаются шутки, и чем чаще ты играешь в разминку, тем лучше у тебя получается. Это конкурс, где нужно быть расслабленным. А когда ты выходишь на сцену в «вышке» первый раз, расслабиться очень проблематично. Сложно импровизировать, когда чувствуешь скованность. Нужно уметь абстрагироваться от того, что нужен результат, и просто играть в свое удовольствие, и тогда все получится. У «Русской дороги» было большое преимущество в этом конкурсе, так как для них это уже четвертый сезон и, соответственно, они имеют большой опыт.

АЛИНА: — Мы много готовились, придумывали разные ситуации. Смотрели юмористическое шоу «Не спать», которое когда-то выходила на ТНТ: там тоже был подобный конкурс с реквизитом.

— В первой же игре судьба свела вас с любимой многими командой «Русская дорога», которая вернулась в Высшую лигу за чемпионством. Насколько уверенно вы чувствовали себя рядом с ними на сцене?

АЛИНА: — Было классно выступать с «Русской дорогой» в 1/8. Никакой эмоциональной подавленности у нас по этому поводу не было.

МАРК: — Это самая любимая наша команда в этом сезоне, и то, что мы попали с ними в одну игру, когда имели очень сильный материал и все шансы выиграть, было прикольно. Сложнее нам будет дальше, когда мы снова с ними пересечемся.

— В Высшей лиге в этом году играет еще одна яркая белорусская команда из Могилева «Доктор Хаус». Любителям КВН в нашей стране хотелось бы, чтобы обе команды продвинулись как можно дальше в игре. Готовы ли вы соперничать с земляками?

МАРК: — Я вижу проблему только в том, что наши шутки могут пересекаться. Поэтому команды вряд ли поставят в одну игру. Полагаю, что или кто-нибудь из нас покинет игру по ходу сезона, или мы вылетим вместе, или встретимся друг с другом только в финале.

АЛИНА: — Если нас ставить в разные игры, то шансы, что их посмотрит большее количество зрителей, повышаются. Я считаю, что этот год вообще очень удачный для белорусского КВН: две команды попали в Высшую лигу, одна — в Премьер-лигу, еще две играют в Международной лиге КВН. 

— После вашего первого выступления интернет буквально взорвался. Одни пишут «Браво, дети! Но только давайте и в следующей четверти получите одни пятерки! Неистово хочется продолжения! » Но есть и скептики, которые говорят, что много из того материала, с которым вы победили, ранее демонстрировалось в Лиге Москвы и Подмосковья...

МАРК: — Именно поэтому все команды идут к Высшей лиге так долго, чтобы потом показать там наилучшее из созданного. А по каким критериям отбирать в «вышку»? Если ты уже написал что-то достойное, что заслуживает внимания, значит, можешь написать что-то еще. Абсолютно все новички Высшей лиги используют лучшее из того, что у них уже было раньше.

— Но вы подняли такую планку, что сами максимально усложнили себе задачу на будущее. Сможете ли вы повторить свой успех? Этот вопрос волнует всех ...

МАРК: — Задачу-минимум мы выполнили — попали в «вышку». Хотя еще год назад у нас была более скромная задача — за два года попасть в «премьерку». Когда ехали на фестиваль в Сочи, очень хотели туда отобраться, но потом наши аппетиты стали расти. Уже после первого выступления замахнулись на «вышку». Сейчас наша задача — дойти до полуфинала. Главное — пройти одну четвертую, защитить диплом, а там уже летом будет больше времени для придумывания новых ходов и шуток.

Надежда Николаева

Фото со страницы команды в социальной сети «ВКонтакте».

Выбор редакции

Здоровье

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Несколько советов от врача-инфекциониста.

Общество

Республиканский субботник проходит сегодня в Беларуси

Республиканский субботник проходит сегодня в Беларуси

Мероприятие проводится на добровольной основе.

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.