Вы здесь

На уроках математики осиповичской учительницы ученики ездят по всей стране и подсчитывают экономический эффект от своих путешествий


Хотя математика никогда не была моим любимым предметом, по-хорошему завидую ученикам осиповичской школы № 3. Даже кабинет у них не такой, как у всех: вместо плакатов с сухими математическими формулами — много разноцветной инфографики с белорусскими пейзажами и даже рецептами, специально отведенный уголок для шутливых напоминаний о типичных ошибках учащихся, на полстены растянулась загадочная цепочка с «математически» оформленными сердечками, и везде, где только есть свободное место, карточки для образовательных квестов. Здесь они проводятся регулярно. Все, что находится в математическом кабинете, — это результат творческих поисков и находок Анны Лисицкой. Она в восторге от своего предмета и делает все, чтобы на уроке не было скучно.


Без творчества в работе не могу

Если не считать двух лет в декретном отпуске, трудового стажа у Анны Лисицкой не больше трех лет. Но это не мешает ей регулярно получать благодарности и дипломы за профессионализм и успешную подготовку детей. В первый год своей работы она одержала победу в районном конкурсе учителей «Урок, которым я горжусь». В декрете принимала участие в республиканском конкурсе с международным уклоном и получила диплом за первое место. В прошлом году вышла на второе место в областном конкурсе «Таланты XXI века», в этом году заняла второе место на конкурсах «Патриот.bу» и «ТехноИнтеллект» с выходом на республику. А еще у учительницы и ее учеников много дипломов за победы в международной онлайн-олимпиаде «Фоксфорд».

— Я очень люблю то, чего никто не делает, — улыбается молодая женщина. — С удовольствием участвую в конкурсах, потому что они стимулируют изучать что-то новое. А мне хочется постоянно развиваться. Если нет творческой работы, я скучаю. У меня много математических игр, намного более интересных, чем те, которые можно найти в мобильнике. Мы соревнуемся между собой, между классами. Дети даже после уроков остаются, чтобы дорешать ту или иную задачку и победить соперника.

Задачки для патриотов

В декретном отпуске Анна Лисицкая зря время не теряла. Узнала, что Академия последипломного образования проводит конкурс «Современный урок математики», и решила сделать что-то оригинальное.

— Вспомнила, что несколько лет назад в стране был объявлен конкурс на выдвижение семи чудес Беларуси. Они были выбраны еще в 2011-м, но никакой подробной информации на эту тему в интернете нет. И я исправила этот пробел. Узнала, что семь объявленных чудес — это Беловежская пуща, Бобруйская крепость, Софийский собор в Полоцке, Брестская крепость, костел в стиле барокко в Будславе, Мирский замок и озеро Нарочь. Собрала полную информацию по этим объектам и решила немного разбавить историю математикой. Провела анкетирование, чтобы узнать, на чем и как путешествуют дети, что берут с собой, какую еду предпочитают в путешествиях, какие сувениры привозят, и все эти сведения ввела в расчеты. Все цены, которыми мы пользуемся, реальные: ученики идут в магазин, на почту, на автовокзал, чтобы узнать, что сколько стоит — так интереснее работать. У нас есть вариант для путешествий на частном авто, автобусе — подставляешь цифры в формулу и подсчитываешь. По такому же принципу выясняешь, сколько будут стоить еда, сувениры, какие расходы придется нести, чтобы послать по почте сувенир другу.

С этой работой учительница вошла в тридцатку лучших разработчиков уроков для Беларуси. Более чем из 400 (!) претендентов.

На основе дальтон-технологий

Это сочетание кабинетного обучения с образовательным процессом, основанным на трех принципах: свобода, самостоятельность, сотрудничество. С помощью дальтон-заданий ученики Анны Лисицкой знакомятся с историей родного края, заполняют таблички и вводят ответы в карточки.

— Мы используем сервис интерактивных рабочих тетрадей, дети их заполняют и сразу же проверяют с помощью QR-кодов. Те, кто справился с заданием, в качестве бонуса получают возможность совершить виртуальное путешествие. Я отыскала их в интернете и прикрепила к нашим заданиям. С их помощью можно заглянуть в любой уголок достопримечательности. Дети после такого просмотра приходят на урок с ощущением, что реально посетили тот или иной объект, — говорит учительница.

С помощью гугл-карт она объединила все те достопримечательности в общий плакат. Каждое из чудес отмечено на нем точкой, рядом ссылки на полезную информацию.

Сама она магистр физико-математических наук. Признается, что всегда ищет что-то интересное и новое. Постоянно разрабатывает специальные игры и задачки. По семи чудесам, например, — в интернете есть ее игра на 2 команды, которую можно запустить даже с телефона. Все свои новаторские разработки Анна Лисицкая размещает на собственном сайте, который также создала сама. Ведь, кроме того, что преподает математику, она еще и учительница информатики в старших классах. На сайте ученики могут найти ответы на задания, повторить с помощью дидактических игр материал. А три года назад она создала даже электронный учебник по теме множеств, собирала информацию из разных источников. Эту тему только ввели в школьную программу, и в учебниках почти ничего по ней не было. «А ведь я магистр по теме множеств — это как раз было предметом исследования в моей диссертации», — улыбается она. Сейчас учебники новые, но разработку можно использовать как дополнение.

— Вообще у меня много разработок по всем темам, — говорит Анна. — Проходим дроби, я составляю задачки на дроби, проценты — высчитываем проценты. Ученик получает задание, инструкцию и выполняет свою работу. Подобных разработок я больше нигде не видела, поэтому на уроках использую исключительно свои. Все они сделаны на основе материалов, рекомендованных для самостоятельной работы, и рассчитаны на детей разного уровня подготовки.

Обязательно напишите про нашу учительницу, советуют семиклассники, она у нас очень классная. Не сдерживаюсь, чтобы не спросить, а за что же ее здесь так любят. «Она придумывает для нас интересные задания. А на праздники за правильный ответ можно получить даже конфету», — улыбается Роман Старков. «А мне математика нравится за интерактивные задания и игры. Очень люблю математику», — добавляет Настя Бондаровец. «Анна Александровна учит нас думать и размышлять, дает интересные задания на современные темы и проводить квесты», — отмечает Ульяна Грапова.

Дела семейные

В школе работает также муж Анны Лисицкой Марк Александрович и мать Елена Леонидовна Янюк. Супруг также преподает математику и информатику, а вот мать — учительница английского языка. Неудивительно, что дочь сделала для профильного класса задания на английском языке. Кабинеты дочери и матери почти рядом, и это очень хороший шанс узнать, откуда берутся талантливые ученики.

Елена Леонидовна признается, что сначала она учила дочку работать, но сейчас учится у нее. Вместе они сделали мобильную программу по английскому языку с интерактивными заданиями на отработку лексики.

— В учебниках не хватает информации, и ее надо постоянно искать в интернете, — говорит учительница. — Вот нашли информацию о «Беларусьфильме», детям было очень интересно. Для нас важно, чтобы у детей было желание учиться, а не сидеть в мобильнике. Вон видите, сколько у нас карточек на разные темы. Все авторское. Мы с дочерью даже картинки вышиваем по теме. И много работаем в режиме онлайн. Дочь помогла разработать сайт и мне. У каждого из детей там есть личный кабинет, где можно проследить свои результаты или просто написать эсэмэску. У нас же школа с инновационным подходом.

Нелли ЗИГУЛЯ

Фото автора

Название в газете: Сем цудаў Беларусі ад Ганны Лісіцкай

Выбор редакции

Здароўе

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

Как вакцины спасают жизни и чего может стоить их игнорирование?

Наука

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Рассказал первый заместитель председателя Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Денис Коржицкий.