Вы здесь

Приемная кампания: к чему готовиться?


Выпускной экзамен в школе могут совместить с централизованным тестированием. Правда, для этого потребуется определенное время — примерно два-три года. Такие планы анонсировал на итоговой коллегии своего ведомства министр образования Игорь КАРПЕНКО.

По его мнению, совмещение выпускных экзаменов с ЦТ позволит снизить нагрузку на выпускников. «Результаты проведенного независимого исследования показывают, что большинство опрошенных родителей, учителей и самих учеников поддерживают совмещение с тестированием выпускных экзаменов по языкам и математике и даже введение для всех учащихся профильных классов выпускного экзамена по иностранному языку», — сообщил он.


Почему не коррелируют оценки

Новые подходы к итоговой аттестации учащихся озвучила в своем выступлении на коллегии и директор столичной гимназии № 1 имени Франциска Скорины Наталья БУШНАЯ:

— Каждый педагог осознает, что изменения должны произойти, хотя абсолютно ясно, что к ним нужно серьезно и взвешенно готовиться: проведение совмещенных экзаменов — дело непростое. Сегодня централизованное тестирование, формат его проведения, содержание заданий всеми нами воспринимаются как прочная традиция. Содержание тестов не выходит за пределы школьной программы. Как учитель математики, который работает в выпускном классе, говорю об этом с полной ответственностью. Вместе с тем следует отметить, что подходы к итоговой аттестации выпускных классов, вопреки востребованной временем динамичности всех процессов, оставались неизменными уже достаточно долго. В связи с этим возникает вполне закономерный вопрос: а нужно ли менять ту систему, которая уже сложилась и понятна всем педагогам?

Практика показывает, что нужно. Сошлюсь на опыт проведения итоговой аттестации учащихся на примере предмета, который мне ближе всего. Экзаменационная работа по математике за курс средней школы включает в себя десять заданий и длится пять часов. Тест по математике — 32 задания, с которыми нужно справиться за три часа. При этом школьный экзамен проводится по открытым текстам, доступным для учащихся до начала экзамена, а конкретное содержание заданий ЦТ абитуриент видит только непосредственно во время экзамена. Поэтому ожидать адекватной корреляции оценок в школе и на ЦТ объективно не приходится.

Еще один пример. По русскому или белорусскому языку за курс базовой школы учащиеся пишут диктант, за курс средней школы — пересказ, а при поступлении — тест. Совершенно разные формы, которые требуют различных методов подготовки и опираются на различные системы оценивания результатов учебной деятельности.

Конечно, можно говорить о разностороннем развитии учащихся. Но тот факт, что это приводит к их перегрузке, не вызывает сомнений. Поэтому сегодня мы наблюдаем определенное противоречие между существующей системой итоговой аттестации и необходимостью снизить учебную нагрузку на учащихся, сохранив и даже умножив качество их знаний. Чтобы получить новый импульс для дальнейшего развития, это противоречие нужно будет нашей системе образования решить. Единые понятные требования к итоговой аттестации, считаю, снимут определенное недоразумение в оценке учебных достижений учащихся и со стороны родителей учеников.

Самые ценные метры

Между прочим, уже в прошлом году система ЦТ претерпела значительные изменения, в частности изменилась система подсчета баллов, начисленных за выполнение теста. Организаторы ЦТ уверяют, что их цель — внедрение методики, которая бы не ранжировала абитуриентов, а давала оценку знаний в абсолютной величине, то есть, стала бы более объективной. Прежняя рейтинговая методика явно не позволяла сопоставить уровень знаний, продемонстрированных абитуриентом на ЦТ, с его школьными знаниями. К тому же новая методика устраняет психологический барьер, который возникал у абитуриентов после получения низких баллов. Например, 10 баллов на ЦТ — это не реальный уровень знаний абитуриента, а его рейтинговая оценка за выполнение конкретного теста, — так объясняли представители РИКЗ нововведение, отвечая на критику, обрушившуюся на них после сдачи абитуриентами репетиционного тестирования.

Между прочим, отказ от рейтинговой шкалы сразу отразился на баллах, которые абитуриенты получили: выяснилось, что преодолеть 50-балльную планку — теперь не проблема. А вот набрать более 75 баллов по-прежнему сложно. А после сдачи ЦТ и получения сертификатов вопросов у абитуриентов и педагогов стало еще больше.

— Есть мнение, что новая методика недооценивает хорошо подготовленных абитуриентов. Считаю это мнение некорректным, — комментировал результаты ЦТ 2019 года директор Республиканского института контроля знаний Юрий МИКСЮК. — После 70–75 баллов, что прежняя, что новая методика дает одинаковый результат. Те, кто показал лучшие знания, будут иметь и высшие баллы. Шкала подсчета баллов не является линейной. Можно трактовать это с точки зрения спорта: последние метры перед финишем самые ценные. И сомнений в эффективности и объективности новой системы подсчета баллов не должно быть ни у абитуриентов, ни у их родителей, учителей или репетиторов.

— Новая методика была введена не для искусственной демонстрации роста хороших оценок, а для учителя, чтобы он мог работать над качеством образования. Теперь каждый педколлектив может сравнить, какая была у абитуриента оценка в школе и какой результат он показал на ЦТ, и при несовпадении наверняка задумается: почему такое произошло? — подчеркивает Игорь Карпенко. — Новая методика затронула и институт репетиторства. Образование — не сфера услуг! Не репетиторы, а школа должна давать учащемуся знания, предусмотренные учебной программой, которые будут необходимы ему в жизни. Без различных коммерческих структур и доплат.

Стать студентом все проще

Поскольку ситуация в области низких и средних баллов после перехода на новую систему подсчетов серьезно изменилась, все ждали, что повысятся и минимальные проходные пороги, но этого не произошло. Честно говоря, и раньше пороговые значения в 10–15 баллов, а тем более в семь баллов по стобалльной шкале вызвали у педагогов горькую улыбку. А если сейчас баллы на ЦТ можно сопоставлять со школьными оценками, получается вообще очень печальная ситуация. Достаточно решить буквально два-три задания из теста, и ты уже можешь претендовать на заветный студенческий билет.

— По нашим документам, срок действия сертификатов централизованного тестирования составляет два года, — уточнил Юрий Миксюк. — И у абитуриентов есть право не сдавать ЦТ, а воспользоваться прошлогодними сертификатами. В случае если бы мы пересмотрели минимальные пороги в сторону повышения, кто-то мог бы оказаться за бортом приемной кампании.

Он пообещал, что в следующем году минимальные пороги повысятся, но это будет сделано после анализа результатов абитуриентов 2019 года. Так повысятся ли проходные пороги для молодых людей, которые будут штурмовать вузы в 2020 году, или все останется по-прежнему?

Во время круглого стола, который прошел недавно в БелТА, начальник главного управления профессионального образования Министерства образования Сергей КАСПЕРОВИЧ сообщил, что изменение пороговых значений баллов ЦТ снова не планируется.

— Первый вариант, вынесенный на обсуждение и рассмотрение, — оставить пороговые значения на уровне прошлого года, второй — увеличить их, третий — совсем аннулировать. При этом аннулирование пороговых значений ни в коем случае не следует расценивать как открытый вход в систему высшего образования. Оно предусматривает лишь то, что исключительно конкурсная ситуация будет определять тех, кто поступит, — пояснил Сергей Касперович. — В результате с учетом тех рисков и позитивных моментов, которые присутствуют в ходе реализации каждого из этих вариантов, было принято предварительное решение о сохранении пороговых значений на уровне прошлого года.

«Вопросы приема затрагивают большое количество граждан. Поэтому любое действие должно быть осмыслено и серьезно взвешено. Такая аргументация как раз и легла в основу того, что на текущий момент мы склоняемся к сохранению порогового значения на уровне прошлого года», — подчеркнул начальник главного управления.

Сейчас Министерство образования работает над законодательным закреплением льготного поступления выпускников профильных аграрных классов.

«Во время предстоящей приемной кампании не планируются существенные изменения ни в плане организации, ни в плане общих подходов, — рассказал Сергей Касперович. — Если говорить о тех вопросах, над которыми работает Министерство образования, то сегодня можно выделить два аспекта. С 2020 года нужно создать алгоритм для льготного поступления выпускников профильных аграрных классов по алгоритму, похожему на тот, что применяется в отношении выпускников педагогических классов. Кроме того, работаем над расширением льгот для тех, кто прошел срочную военную службу».

А изменится ли что-то в содержании тестов?

По словам директора РИКЗ, расширится вариативность выбора ответов. «Раньше по некоторым предметам мы использовали пять возможных вариантов ответа, а по другим — четыре. Теперь там, где было четыре, добавили еще один вариант. Это для добросовестного абитуриента фактически никакого значения не имеет и не сказывается на времени выполнения заданий, — отметил Юрий Миксюк. — Второй момент касается математики и физики. У нас раньше было 30 заданий в тесте. В этом году добавили еще два задания первого уровня сложности для того, чтобы более объективно оценивать, скажем так, не сильно подготовленных абитуриентов, а также уменьшить дискретность набранных баллов за определенное количество точных ответов. То есть это опять же на пользу всем абитуриентам».

Надежда НИКОЛАЕВА

Фото Анны ЗАНКОВИЧ

Выбор редакции

Экономика

Десять вопросов о кредитах, или что нужно знать о кредите, чтобы он стал средством реализации целей, а не бременем на плечах

Десять вопросов о кредитах, или что нужно знать о кредите, чтобы он стал средством реализации целей, а не бременем на плечах

О чем обязательно нужно подумать перед тем, как брать на себя финансовые обязательства перед банком?

Общество

Не попасть в рабство онлайн. Как в стране борются с торговлей людьми

Не попасть в рабство онлайн. Как в стране борются с торговлей людьми

С 2000 года в Беларуси выявлено 4421 такое преступление.