Вы здесь

Урбанисты поделились своим видением будущей застройки крупных городов


Не допускать расползания города за свои пределы, а переиспользовать уже освоенные территории, трансформируя пространство под своевременные потребности людей и изыскивая потенциал в уже существующих зонах, призывают специалисты. Они уверены, что это именно эволюция пространства, а не ее революционные изменения. А лет через 50 качество среды станет ли не главным критерием при оценке стоимости квадратного метра.


За здоровую социальную атмосферу

Использовать городские территории в столице с наибольшей пользой для человека можно путем трансформации, считает Илона ЭЛЬЯШЕВИЧ, архитектор, урбанист, преподаватель кафедры градостроительства (БНТУ). Ее уверенность опирается на послевоенные особенности возведения Минска. Тогда столица отстраивалась по крупному проекту и фактически складывалась из функциональных блоков, распределенных примерно равномерно по всему городу.

— Те решения, несомненно, соответствовали образцам тогдашней жизни. Однако после город видел только ремонт, а не переделывание территории, — констатирует архитектор. — Сейчас мы на таком этапе архитектурной мысли, когда основной целью проектов становится человек с его желаниями, персональными требованиями к комфорту, к месту, где он работает и живет. Запросы становятся все более индивидуальными, поскольку все сферы жизни развиваются очень быстро. Мы гораздо больше отличаемся друг от друга, чем раньше. Люди одного возраста, пола, профессии могут иметь абсолютно уникальные требования.

Благодаря развитию технологий и коммуникаций, люди гораздо больше успевают сделать за день, и город с его системами также должны быть готовы к этим вызовам. Даже мода на архитектурные стили теперь имеет более короткие периоды, и город должен за ними успевать, уверена Илона Эльяшевич:

— Даже структура недвижимости становится сложнее и имеет гораздо больше характеристик, чем простое разделение на частные и общественные помещения. Появилось больше видов проживания, и наши требования к среде меняются тоже быстрее.

По мнению архитектора, использовать внутренний потенциал города можно двумя способами. Осваивать пустые территории или земли, которые очищаются под застройку. Или использовать путем трансформации уже существующие территории. Второй способ наиболее подходит для современного переустройства столицы.

Под трансформацией подразумевается не точечное уплотнение территорий, а повышение качества этих площадей и жизни на них. Любое строительство — это и отходы, и множество новых материалов. Трансформация позволяет сталкиваться с этим по минимуму. Кроме того, она происходит гораздо быстрее, чем строительство с «нуля», и окупается также быстрее, заверила урбанист. Во время трансформации существующей жилой территории можно изучить реальный спрос людей на те или иные качества среды. В результате им, скорее всего, предложат то решение, которое придется по вкусу и приживется.

Во время работы необходимо вводить на эту площадь новых пользователей. Таким образом произойдет социальный микс, «разбавится» однотонность населения, что позволит создать более здоровую социальную атмосферу в определенном месте. Даже если при этом понадобится какое-то новое точечное строительство на территории, все равно меньше шансов, что это место превратится в некую закрытую систему, куда нет доступа другим группам.

— Примеры такой закрытости — рабочие поселки, где живет одна социальная прослойка, а также элитные «гетто» — целые районы, куда даже зайти психологически и физически не всем комфортно. Таким образом, мы увеличиваем проницаемость города и делаем его более эффективным, когда встраиваем объекты в уже существующие социальные структуры.

Жилищная карьера? Это возможно!

Архитекторы обсуждают современность и будущее городов.

Существование такого понятия, как «жилищная карьера», позволяет людям комфортно проводить жизнь в одном районе, не слишком меняя локацию своего проживания, однако при этом менять его условия в зависимости от потребностей. Например, молодому специалисту без семьи хватит «однушки» с маленькой кухней. С появлением семьи ему нужна большая площадь, а когда дети вырастут и разъедутся — подойдет другой тип квартиры. Жилищная карьера позволяет удовлетворять все эти нужды в своей любимой локации, не теряя чувства привязанности к месту.

— Именно встройка новых технологических структур и трансформация существующих территорий может дать возможность для жилищной карьеры разным людям по всему городу. Это также поможет безболезненно приучить к пользованию качественными городскими пространствами людей, у которых отсутствует такой опыт, — полагает Илона Эльяшевич. — В уже застроенном пространстве значительно больше интересных точек для проектирования и трансформации, что позволяет получать более достойный результат. Таким образом, можно разнообразить композицию города и при этом не потерять существующее. Ввод решений проектировщиков при этом поэтапный, и на каждой стадии можно оценить, правильное ли решение было принято, вовремя изменить его, если необходимо. При этом сохраняются потенциально значимые объекты, которые пока не имеют исторической ценности и не охраняются государством. А вот если застраиваются пустые пространства, оценить правильность решения можно только после полной реализации.

Недоиспользованные территории себя покажут

Отыскивать в городе недоиспользованные территории и сносить многоэтажную застройку. В таком направлении придется работать проектировщикам в будущем, чтобы находить новые площади под строительство, повышая эффективность города, уверенно Елизавета ЧЕПИКОВА, архитектор, урбанист Минской урбанистической платформы «Проектинжстрой».

Она проанализировала, как можно изменить северо-восточную часть столицы, которая, по словам архитектора, имеет наибольшее количество наслоений по периодам застройки:

— Эта часть Минска застроена практически полностью, она не слишком плотная и имеет большой коммерческий потенциал, поскольку находится в первых трех экономических зонах. Я взяла информацию переписи населения 2012 года и составила свои схемы плотности по различным показателям. Положила эти сведения на карту и увидела, что городская среда здесь разрознена. Много мест, которые не связаны между собой: промышленных территорий, парков, пустырей.

Рассматривая плотность распределения квартир и жителей по району, специалист разделила город на части, которые застраивались в определенный период и создавали определенные структуры.

— Прежде чем переделывать пространство, надо понимать потенциал и проблемы жилой территории, — рассуждает она. — Представлять, как качественно уплотниться, и продумывать, как переиспользовать эту площадь в будущем. Количественные показатели можно преобразовывать в качественные на локальном уровне. Я взяла территорию улиц Волгоградская-Кедышко, где сравнительно низкая застройка. Планировки здесь в большинстве одинаковые, поэтому уровень разнообразия низкий, а качество жилья невысокое.

Специалист предлагает поэтапно переиспользовать эти территории. Она разделила их на три части, чтобы с помощью пространственных методов перестраивать участки, повышая их эффективность в количественном смысле. И выбрала подход пространственной реорганизации, когда среда делится на публичную (общую) зону, полупубличную (дворы) и частную.

— Я предлагала сформировать какую-то центральную зону, не разрушая полностью застройку и оставляя дворовые территории, чтобы дать обществу время привыкнуть к новой системе. Нам в свою очередь можно посмотреть, что получилось, а что нет, какие были ошибки при первом вмешательстве.

Важно сохранить существующую структуру застройки. Не отгородиться заборами, а оставить пространство доступным, но избежать транзитности и дать жителям ощущение конфиденциальности. Проектом продумана схема озеленения и транспорта, предусмотрено изменение структуры функциональной застройки. Жилые дома насыщаются дополнительными активностями, чтобы сформировать мультифункциональность застройки с возможностью переиспользования. После всех манипуляций вдвое должен увеличиться жилой фонд и плотность населения. Специалисты считают, что в будущем можно работать с недоиспользованными территориями подобным способом.

В столице сейчас около 130 кварталов капитальной застройки, где живут минчане, и около 200 микрорайонов.

— Постсоветские города строились с заложенным в проекты большим запасом. Широкие улицы, большие отступы. Если город растет вширь, захватывая новые территории, мы тем самым закладываем в него бомбу замедленного действия, — убежден Михаил СТЕПУРО, руководитель проектов MLA+. — Это обременение для функционирования города на перспективу. Потребуется еще больше экономических ресурсов для поддержки инфраструктуры: дорог, инженерных коммуникаций. С этим столкнулись многие американские города, где не хватает налогов на поддержку инфраструктур улиц. Потенциал сейчас у них такой: или уплотнять город, или ухудшать качество предоставляемых услуг.

Лет через 50, когда самым ценным ресурсом станут чистый воздух и вода, в приоритеты ценностей войдет качество среды, и при оценке стоимости квадратного метра именно это будет определять цену. Требования к застройке будут совсем другими, прогнозирует Вера СЫСОЕВА, архитектор, эксперт проекта по зеленому градостроительству:

— Этот процесс уже начался. В Европе, чтобы продать дом, нужно оформить на него паспорт по энергоэффективности. Если она невысока, ты будешь платить разные налоги на недвижимость. В современном мире энергоэффективными являются уже не только отдельные здания, а даже кварталы. Думаю, со временем появится новая экономика, которая будет стимулировать совсем другие формы расселения.

Ирина СИДОРОК, фото автора

Выбор редакции

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.

Общество

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».

Экономика

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.