Вы здесь

Кодекс для педагога: беспристрастность, корректность и уважение


Примерные этические правила педагогических работников опубликованы на сайте Министерства образования. Обсуждать проект документа специалисты и педагоги будут до 1 марта.


Появление своеобразного «Этического кодекса» учителей анонсировал на прошлой неделе министр образования Игорь Карпенко. Предполагается, что подобный свод правил поможет в предотвращении конфликтных ситуаций, которые участились в учреждениях образования в последнее время.

Основу кодекса составят принципы педагогической этики: ненасилия, автономии, толерантности, ответственности, справедливости, уважения прав и достоинства другого человека, компетентности, порядочности.

От педагогического работника при осуществлении профессиональной деятельности требуется создавать и поддерживать уважительные и доверительные отношения в педагогическом коллективе и коллективе учащихся, не допускать оценок и высказываний, унижающих честь и достоинство коллег, учащихся и их законных представителей.

Требуется также избегать ситуаций, способных нанести ущерб деловой репутации педагогического работника или учреждения образования. Проблемы педагогической сферы должны обсуждаться в уважительной форме, а решения — приниматься в открытых педагогических дискуссиях. Педагог должен спокойно воспринимать критику, уметь признавать свои ошибки, избегать конфликтов во взаимоотношениях, стремиться к корректному решению спорных вопросов как в частной, так и в общественной жизни.

Не допускаются обсуждение рабочих моментов, публичное предвзятое обсуждение учреждения образования, в том числе в интернете.

Запрещается злоупотреблять служебным положением, требовать от учащихся (законных их представителей) каких-либо услуг, награды за свою работу (дополнительную в том числе).

От учителей требуется проявлять уважение к семейным, культурным и конфессиональным традициям учащихся. Необходимо соблюдать этические нормы в медиапространстве, не допускать размещения в сети информации, которая может нанести вред здоровью или развитию ребенка. Педагог не может сообщать другим лицам информацию, доверенную ему лично учеником. Нельзя допускать случаи применения методов физического, морального и психического насилия в отношении учащихся.

При оценке учебных достижений учителю надо быть объективным и справедливым, не допускать тенденциозного занижения или завышения оценочных баллов, не ставить под публичную критику личность учащегося и его законных представителей.

Педагоги обязаны добросовестно и качественно выполнять свои профессиональные обязанности, заботиться о престиже профессии, уважать честь и достоинство коллег, не допускать действий, которые наносят ущерб авторитету педагогических работников.

Внешним видом, характером и поведением, культурой общения педагог должен соответствовать традициям и нормам профессионального сообщества, поддерживать профессиональную честь педагогического работника, его миссию, защищать свой авторитет, авторитет своих коллег, не обсуждать с учащимися и их законными представителями недостатки коллег. Не переносить свои личные симпатии и антипатии на служебные отношения.

Отдельный пункт запрещает «нетактичное вмешательство» в личную жизнь, проявления зависти, недоброжелательности, умаления заслуг других педагогических работников.

В проекте прописано, что педагог должен придерживаться такого образа жизни, который не наносит вред престижу профессии и отношениям с учащимися и не мешает качественному выполнению профессиональных обязанностей. Также в проекте правил закреплены деловой стиль одежды для педагогов.

Надежда НИКОЛАЕВА

Фото Анны ЗАНКОВИЧ

Выбор редакции

Общество

«Спасибо участковому — он нас хорошо бережет». Как милиция проводит профилактический рейд во время ситуации с коронавирусом

«Спасибо участковому — он нас хорошо бережет». Как милиция проводит профилактический рейд во время ситуации с коронавирусом

«Без милиции мы никак», — резюмировал Президент Беларуси Александр Лукашенко во время встречи с министром внутренних дел Юрием Караевым, имея в виду ситуацию с коронавирусом.

Общество

Национальная академия наук инициирует создание народной летописи Великой Отечественной войны

Национальная академия наук инициирует создание народной летописи Великой Отечественной войны

Ученые обращаются к руководству областных и районных исполнительных комитетов, учреждений образования и культуры, общественных организаций, всех заинтересованным гражданам с просьбой развернуть работу по сбору воспоминаний и фотографий участников событий Великой Отечественной войны.

Культура

Виктор Копытько: В наших придворных театрах ставились оперы, написанные здесь, а не где-нибудь в Италии

Виктор Копытько: В наших придворных театрах ставились оперы, написанные здесь, а не где-нибудь в Италии

Виктор является автором опер, симфоний и кантат, его музыка звучит в разных уголках мира, а в Беларуси с ним работают лучшие исполнители.

Общество

Кто поставит точку в споре вокруг покупки за одну базовую?

Кто поставит точку в споре вокруг покупки за одну базовую?

 Прежний собственник теперь обратился в суд и требует вернуть здание.