Вы здесь

Почему в Европе нарастает антисемитизм?


На специальном форуме в центре имени Рау поговорили о Холокосте и толерантности.


Фото БЕЛТА

«Пережить Минское гетто удалось немногим людям, — выступил его бывший узник Яков Кравчинский. — Оно было частью бесчеловечного желания уничтожить целый народ, где погибло более восьмидесяти тысяч человек. Мы всегда говорим: погром. В Минском гетто погрома не было: сколько фашистское руководство ни старалось сделать так, чтобы жители города ворвались в гетто и совершили резню, у него это не получилось. Но имели место хорошо организованные акции с участием немецкой армии, полиции и расстрельных команд. Но кроме этих акций, люди умирали каждый божий день: не снял шапку в пятнадцати шагах от немца — пуля; подошел к проволоке, что-то обменять или просто так, — пуля;  показалось, что у тебя грязная или плохо пришитая заплата, — тоже пуля. Это продолжалось каждый день. Кроме того, людей до последнего эксплуатировали: заставляли работать на предприятиях, чистить улицы — находили различные способы, чтобы люди умирали от побоев и непосильного труда. Мое единственное пожелание — чтобы такое больше не повторилось, это очень трудно вспоминать».

То, что Международный день памяти жертв Холокоста на этот раз был отмечен, в том числе, Министерством иностранных дел Беларуси, — по словам раввина Мордехая Райхинштейна, впервые на столь высоком уровне, — свидетельствует, что с каждым годом на историческое событие обращается все больше внимания. На наш вопрос, есть ли в дискуссии о Холокосте стороны, к которым белорусское общество пока не готово, господин Райхинштейн, напротив, отметил нашу «суперталерантность»: «О Холокосте выходит все больше и больше информации, и, я думаю, Беларусь лучше всех готова ее воспринимать. Это удивительная страна, ведь, наверное, единственная, на территории которой при большой еврейской общине не было сколько-нибудь массового предательства и для задач уничтожения не хватало «своих» сотрудников, поэтому их завозили из других территорий. К тому же, на мой взгляд, антисемитизм в целом на постсоветском пространстве уменьшается».

Хотя лейтмотивом таких дней — и этот не стал исключением — традиционно становятся слова о важности сохранения памяти о погибших, чтобы не повторить прошлое в будущем, выступающие форума отметили тревожные свидетельства того, что в современном обществе нетерпимость по национальному признаку все еще себя проявляет. Раввин Григорий Абрамович вспомнил облитый черной краской памятник жертвам Холокоста в Могилеве, разбитое стекло синагоги в Бобруйске, граффити в виде свастики на стенах Израильского культурного центра в Минске.

Возрождение проблемы нетерпимости подтвердил и посол Германии в Беларуси Манфред Хутерер: «Мы — немцы — чувствуем большой стыд за варварские преступления, которые выходят за пределы понимания, совершенные немцами на этой территории. Помнить об этих преступлениях, назвать виновных и сохранить достойную память о жертвах — неотделимая от нашей страны ответственность, которая не подлежит обсуждению. Осознание этой ответственности является частью нашей национальной идентичности, нашего понимания себя как образованного общества и правового государства. К сожалению, мы живем в эпоху опасности того, что демоны прошлого, считавшиеся умершими, проснуться. Мало кто из нас мог представить, что в Германии снова начнут травить евреев, оскорблять на улице людей с кипой на голове, дразнить еврейских детей в школах. Но это происходит в моей стране, хотя я не мог даже подумать, что такое еще возможно. Недавней кульминацией тенденции стало страшное нападение на еврейскую общину в Галле».

Господин Хутерер считает, что нарастающий антисемитизм в Германии, а также в других частях Европы, несет опасность демократии и плюралистическому обществу и важно учитывать, что антисемитизм направлен не только против евреев, но также выявляет глубоко антидемократическое мировоззрение.

Среди выступающих в Центре имени Рау были представитель Союза белорусских еврейских общественных объединений и общин Борис Герстен, постоянный координатор ООН в Беларуси Иоанна Казана-Вишневецкий, и представитель Главного управления многосторонней дипломатии Министерства иностранных дел Александр Опимах. Участники форума успели обсудить роль образования в снижении антисемитских настроений, пути борьбы с ксенофобией через сферу культуры и СМИ, предотвращение преступлений на почве ненависти, а вопрос Холокоста обсудить как с исторического ракурса, так и с философского.

«Люди любят спрашивать, где был Бог во время катастрофы и как он такое допустил, но нужно также задать вопрос, а где в это время был человек и общечеловеческие ценности? — говорит Мордехай Райхинштейн. — Нам и сегодня нужно думать о природе человека, ведь от того, что мы стали более цивилизованные, что развилась техника, что в каждом доме есть душ, природа человека не изменилась. На мой взгляд, это глобальная вещь, и если мы хотим искоренить какие-то недостатки современности, нужно в первую очередь думать об отношениях человека к другим».

Мероприятия и выступления, посвященные Международному дню памяти жертв Холокоста, 27 января проходили по всему миру. Главное из них — торжественная церемония в честь освобождения Аушвица — произошла на месте самой группы концентрационных лагерей, куда приехало около двухсот бывших узников и более пятидесяти представителей стран мира.

Ольга МИЦКЕВИЧ

Выбор редакции

Экономика

Всемирная прачечная: евразийские барьеры на пути отмывания грязных денег

Всемирная прачечная: евразийские барьеры на пути отмывания грязных денег

Расширение сотрудничества ЕЭК и Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ) 10 июля обсудили министр по экономике и финансовой политике ЕЭК Тимур Жаксылыков и директор Росфинмониторинга, председатель ЕАГ Юрий Чиханчин.

Экономика

Как защищаться от риелторов, которые не хотят работать по закону

Как защищаться от риелторов, которые не хотят работать по закону

Лицензия агентства «Готовые решения» упразднена, «Империи недвижимости» — приостановлена, а «Твоей столице» выписано предписание.

Общество

«Я искал вас всю жизнь». История любви фронтовой медсестры

«Я искал вас всю жизнь». История любви фронтовой медсестры

В свои восемьдесят она была вполне элегантной женщиной.