Вы здесь

Актер Анатолий Котенев:​ Хотел бы сыграть «парня в фуфайке»


Известный многим советский, белорусский и российский актер Анатолий Котенев из тех артистов, которых сложно представить в роли отрицательного персонажа. Образы его героев отличаются доблестью, смелостью, мужественностью. Среди многочисленных киноработ — роли в фильмах «Матрос Железняк», «Секретный фарватер», «Вы чье, старичье?», «Стамбульский транзит», «Отряд специального назначения», «Четвертая планета», «Любить по-русски» и многих других.


Фо­то kіnо-tеаtr.ru

Во время творческой встречи на факультете философии и социальных наук БГУ, организованной его деканом, историком, журналистом, политологом и публицистом Вадимом Гигиным, Анатолий Котенев признался: в Минск ему удается приезжать не так часто, как хотелось бы. Во время круглого стола известные литературные критики, писатели, сценаристы и журналисты поговорили с актером о его творчестве, обсудили советскую и современную киноиндустрию.

— Кино — это такая штука, что постоянно приходится «переодеваться», — начал диалог Анатолий Котенев. — Профессия предполагает эксперименты над собой, изменения. Я этим владею свободно и легко. Не люблю просто читать тексты сценариев, очень часто пользуюсь интуицией. Уверен, что нужно оставлять зрителю загадку, чтобы он сам догадался, что переживает мой герой в тот или иной момент.

Кинокритик, журналист Людмила САЕНКОВА:

— Вы соответствуете тому образу, который запал в душу многим еще с раннего возраста, — воплощение достоинства, благородства, справедливости, честности. И роли играете такие же. Не кажется ли вам, что режиссеры и продюсеры очень часто эксплуатируют ваши данные и спекулируют ими? Ведь у вас еще есть и другие черты, которые можно было бы использовать в карьере.

— Когда я поступал в Школу-студию МХАТ, читал монолог Кочкарева из пьесы Гоголя «Женитьба». Педагог Владимир Александрович Пешков обратил на меня внимание и сказал: «Зачем ты читаешь характерное? Тебе это не идет, ты внешне совершенно иной типаж». С тех пор мне часто предлагают играть однотипные роли. Некоторым и вовсе кажется, что я снимаюсь в одном и том же сериале. Но, к сожалению, именно такой кинопродукт востребован, его активно смотрят. Недавно я снимался в художественном фильме Тимура Бекмамбетова «Время первых». Скажу с уверенностью, что такую картину мне было не стыдно представлять в других городах.

Признаться честно, я хотел бы сыграть образ «парня в фуфайке». Да, этому парню уже за 60, он с сединой, но тем не менее хочется пойти в деревню, надеть кирзовые сапоги, ловить рыбу, общаться с бабульками. Но, к сожалению, пока таких предложений не поступает.

— Много лет назад молодым парнем вы входили в творческую среду, приехав из Минска в Москву, — заметила Людмила Саенкова. — Как проходила адаптация к мегаполису?

— Москва далась мне не сразу, хоть я и был настроен решительно. После окончания МХАТа, конечно же, собирался задержаться там. Однако было не так-то просто устроиться. Предложения из театров поступали, но при условии, что я сам должен позаботиться о жилье и прописке. Лишних денег не было, поэтому согласился работать в Минске в Театре-студии киноактера. Ощутил счастье, когда белорусский режиссер Виталий Дудин прислал телеграмму с поздравлением, что меня утвердили на главную роль — матроса Железняка в одноименном фильме. Что может быть лучше, когда тебе 25 лет? Это моя первая, главная роль. Тогда была романтика. Тогда было интересно.

Старший преподаватель кафедры социальной коммуникации факультета философии и социальных наук БГУ Анатолий ШИЧКО:

— Вы один из немногих актеров, на которых военная форма в кадре смотрится органично. Не изменилось ли к вам отношение большой аудитории после известных событий между странами ближнего зарубежья?

— Ни разу не сталкивался с неприязнью. Часто по работе езжу из Москвы в Киев и удивляюсь неточностям, которые преподносят некоторые СМИ. Ощущение, что если ты не занимаешься информационной борьбой, то ты ее проиграл. В Киеве добрые люди, точно такие же, как и мы. Во всяком случае, меня они всегда принимали добродушно. Никто никогда не поправлял, когда говорю по-русски. Мне этот город очень нравится, он один из трех моих самых любимых, вместе с Одессой и Минском.

Доцент кафедры литературно-художественной критики, кандидат филологических наук, доцент по специальности «Литературоведение» Владимир КАПЦЕВ:

— Что бы вы предприняли, если бы вам предложили на год оставить кинокарьеру, чтобы поучаствовать в постановке пьесы «Король Лир» Шекспира?

— Безусловно, встреча с классиками важна, но театр больше для души. Основное преимущество кино — возможность хорошо зарабатывать себе на жизнь. Физически играть в театре тяжелее: долгие перелеты, переезды... Во время же съемок есть время, чтобы подготовиться к сценам, доучить текст, отдохнуть. Знаете, иногда во время гастролей можно столкнуться с весьма интересной реакцией из зала. Приезжают актеры, режиссеры с хорошим репертуаром, и вдруг в полной тишине слышится: «А ничего повеселее нету?» Зато комедийные спектакли с участием знаменитостей почти всегда принимаются «на ура».

— Сейчас очень модно брать за основу фильмы ранних лет и снимать сиквелы, — продолжил тему Владимир Капцев. — Не исключаете, что «Секретный фарватер» или другие фильмы с вашим участием могут разделить эту участь?

— Уже была такая попытка — ничего хорошего не вышло. Но не спорю, что иногда это имеет успех.

— Из каких фильмов черпать вдохновение молодому поколению сейчас? — задал вопрос Вадим Гигин.

— Если герой вызывает желание подражать ему — это многого стоит. Но сейчас у сценаристов почти все герои умирают, или болеют, или делают нехорошие вещи. Такой прием называется «конфликт на конфликте», он очень востребован в кинематографе. Вот в детстве я смотрел фильмы с участием Гойко Митича. Он привлекал меня и характером, и внешней красотой, фактурой. К слову, именно тогда появились первые мысли об актерской профессии. Его персонаж всегда положительный: борец за справедливость, защитник бедных. А где сейчас взять такого героя молодому инфантильному поколению? В свои 16 лет я отправился через казахские степи поступать в театральное самостоятельно. А смогли бы так мои дети? Без помощи родителей?..

Дарья ШЛАПАКОВА

Выбор редакции

Общество

Новый контент для лета. Чем занять детей на 92 дня

Новый контент для лета. Чем занять детей на 92 дня

В период летних каникул для школьников и студентов подготовлены различные интересные мероприятия, в том числе много из них — онлайн.

Общество

Отношение «использовал — выбросил» надо менять на «отсортировал — переработал»

Отношение «использовал — выбросил» надо менять на «отсортировал — переработал»

Захоронение отходов — самый простой и дешевый способ избавиться от них, однако он вредит окружающей среде и здоровью человека.

Общество

Из первых уст: от чего нужно защищать детей? Отвечают сами малыши

Из первых уст: от чего нужно защищать детей? Отвечают сами малыши

Дети «звяздовцев» ответили устно, письменно, печатно и даже в картинках.