Вы здесь

Об антологии современной белорусской драматургии «Все нормально. Ее-версия»


Женщина говорит — в этом суть антологии современной белорусской драматургии «Все нормально. Ее-версия ». Издание обращает на себя внимание тем, что содержит пьесы, написанные исключительно женщинами, — теперь можно почитать еще семь произведений. Эти тексты выбрали составительницы и редакторы Таня Артимович, Ксения Князева и Елена Мальчевская. Но драматургических произведений, авторами которых являются женщины, в Беларуси значительно больше, и это — явление, достойно отдельного внимания.


...Женщина громко говорит тогда, когда есть что сказать. А театр — то пространство, что позволяет высказываться громко. Его по-прежнему можно назвать царством мужчин. Нет, безусловно, женщины-актрисы в театр пришли давно и закрепились прочно. С женской режиссурой гораздо больше вопросов, хотя в Беларуси есть создательницы ярких спектаклей и даже отдельных театральных явлений. А вот пьесы, написанные женщинами (да еще чтобы их воплотили на сцене) — явление единичное. Но не безнадежное.  

Надежда прежде всего на то, что в произведении затрагиваются вопросы, которые вряд ли озвучит мужчина, при том что женщины составляют половину мира. О «надежности» можно говорить с той точки зрения, что тексты драматургинь могут прийти в театр (а некоторые уже были поставлены). При том, что книгу не отнесешь к популярному чтиву, ее дело — надеются инициаторы издания антологии — не праздное: по их мнению, знаковое само явление выхода в свет печатного сборника драматургии, а он еще имеет особое звучание.   

— На обложке мы сознательно не обозначали, что это женская драматургия. Для нас было важно, что это современная сильная классная драматургия, — отмечает Таня Артимович. — Мы сознательно включили только тексты, написанные женщинами-драматургами, и для этого были основания. Тот, кто ходит в театр, мог заметить, что в последнее время в Беларуси бум на авторство пьес, написанных женщинами, к тому же звучит все больше имен режиссеров-женщин. Зная историю театра, на это обращаешь внимание. Потому что в течение длительного времени и не только в Беларуси театр остается мужским миром. Вход туда женщин — это исключение, подвиг. То, что здесь появилось столько имен, заставило нас обратить внимание на это явление. Мы стремились к тому, чтобы это было не просто книга пьес, а нечто большее.

Сборник открывает текст, посвященный феминистскому театру в Беларуси. Это не значит, что речь о представительницах феминистских движений. Речь о феминности — это речь о женском взгляде на мир: «женщины в этих текстах высказываются о политическом, делятся своими ужасами, мечтами и фантазиями, что провоцирует появление новых для белорусского театрального контекста характеров на сцене». И действительно, возможно, найдется читатель, который откроет для себя эту тему, захочет прислушаться к мыслям, чтобы понять душу, о которой принято говорить «загадочная». Но, может быть, неразгаданность остается именно от неуслышанности? Отсюда — многие жизненные вопросы и проблемы, решить которые можно было бы путем простого понимания.

Поэтому сборник можно назвать «драматургия +». В нем концептуально предусмотрен диалог. Женщинам, которые создают для театра и в театре, дали пространство для высказываний вне пьес. В книге содержатся три монолога представительниц разных поколений, которые решили связать свою судьбу с театром: Елены Поповой, драматургини, которую можно назвать мэтром в отечественном театре, молодого автора Елены Иванюшенко и режиссера Валентины Мороз.

Мы узнаем имена тех женщин, которые существуют в нынешнем временном отрезке. Если оглянуться назад и вспомнить предысторию, то на нашей земле еще с XVII столетия известно имя женщины-создательницы пьес — Урсулы Радзивилл. Ее произведения были написаны в основном для домашних постановок.

Первой женщиной, которая смело заявила о себе именно как о драматурге, стала в ХХ веке Елена Попова. В то время, когда Елена Георгиевна входила в театральный мир, она была единственной женщиной среди мужчин, которые создавали для театра, и сумела достичь успеха. Ее пьесы активно ставились в 80-90-е годы прошлого века не только в Беларуси, но и за рубежом. Об успехе Попова высказалась так: «Исключений больше, чем правил. Правила нужны, чтобы не запутаться, но исключений больше. Мир гораздо более многолик».

Одно из проявлений многообразности в том, что составителям пришлось непросто, выбирая произведения для печати. Всегда есть вопросы выбора лиц, критериев качества.

— Мы читали много произведений, даже по нескольку раз, проводили открытые обсуждения, — уточняет Елена Мальчевская. — Для меня эта книга важна тем, что она расширила границы. Это не просто книга, а проект. Еще до того, как она складывалась, пьесы вошли или попали в поле нашего внимания.

Антологию «Все нормально. Ее-версия» можно рассматривать как часть проекта «Формат +. Чтения современной белорусской драматургии» Платформы перформативных практик «зЕрне». Например, при ее содействии в 2019 году происходили читки современной белорусской драматургии в таких городах Беларуси, как Брест, Гомель, Могилев, Борисов, Лида. Пьесы были прочитаны непрофессиональными театральными коллективами, а также теми, что не принадлежат к сфере любительского театра. Составители антологии отмечают, что практика читок, а также конкурсов и фестивалей современной белорусской драматургии очень существенна для авторов: они получают обратную связь, начинают писать активнее. Жизнь текста может начинаться не только с постановки на сцене, а непосредственно с момента взаимодействия с аудиторией.

— Это издание показывает, насколько широкое поле для деятельности в этой области, — считает Ксения Князева. — Эти тексты высокого уровня и с театральной точки зрения заслуживают, чтобы на них обратили внимание. Я бы хотела, чтобы их еще можно было увидеть в театрах.

Почему? Ответ прост: женщины поднимают в драматургических произведениях темы, отличные от тех, что беспокоят мужчин. Другой взгляд на жизнь — другие болевые точки. И если уж женщина решила высказаться, то иногда готова делать это довольно открыто и бескомпромиссно. В сборнике можно почитать пьесы, созданные в последние десять лет, которые не печатались ранее: Алёны Иванюшенко, Екатерины Чекатовской, Влады Хмель, Марии Белькович, Риммы Ушкевич, Юлии Шевчук, Анастасии Василевич. И это все не только о женщинах.

Лариса ТИМОШИК

Название в газете: (Не)жаночыя пытанні

Выбор редакции

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».