Вы здесь

Место встречи изменить нельзя, или Как попасть в кабинет капитана милиции Глеба Жеглова


В Одессу чаще ездят за другими впечатлениями — на море, к ласковому черноморскому солнцу. Наверное, мало кто знает, что совсем недалеко от популярного у одесситов пляжа «Отрада» находится тот самый знаменитый «кабинет Жеглова», а во дворе под горячими солнечными лучами скучает автобус-пенсионер по прозвищу «Фердинанд». Надо только пройти по Французскому бульвару в сторону Аркадии. Видите вон тот дом с корабликом на стороне и надписью «Одесская киностудия»? Не стесняйтесь, заходите внутрь. Вам там понравится.


Высоцкий интересовался, как дела

Это, наверное, одно из самых сильных моих впечатлений прошлого лета. После пляжа просто прогулялась по улице, чтобы посмотреть архитектуру. И, наверное, прошла бы равнодушно мимо здания Одесской киностудии, если бы не «зацепила» композиция с Владимиром Высоцким — металлическая и в то же время такая воздушная. Хрупкая человеческая фигурка словно витает в невесомости. Стало интересно, откуда она здесь. Зашла на киностудию, чтобы спросить, и пропала почти на два часа. Кто же знал, что там такой шикарный музей кино! Но сначала ждал сюрприз. Красивая женщина уважаемого возраста на, как модно сейчас говорить, ресепшене (я никогда бы не поверила, если бы она сама не призналась, что ей 80), оказалось, хорошо знала и самого Высоцкого, и его любимую Марину Влади, и многих из тех, с кем дружила знаменитая пара. Зовут ее Екатерина Логвинова, и она всю жизнь (60 лет!) работала на этой киностудии вместе со своим мужем, а потом и сыном. Ее муж, Валерий Логвинов, был бригадир осветителей, представитель одной из самых уважаемых в кинематографическом мире профессий. Ведь — и это мнение  экспертов — успех фильма на 70% зависит от правильно  подобранного освещения. А Валерий Логвинов был мастер от бога. Кстати, в фильме «Место встречи изменить нельзя» он был мастером по свету, и его имя также есть в титрах. Жена упомянула историю, как он снимал эпизод с Жегловым и Шараповым в партере Большого театра. Съемки в Большом вообще категорически запрещались, но это разрешение чудом было получено. Работать разрешалось не более 20 минут, далее — 15-минутный перерыв, так как глаза артистов и персонала страдали от интенсивного освещения. Но Высоцкий часто был в цейтноте и просил: «Валера, прошу тебя, включай, у меня билеты на самолет, спектакль, не успеваю!»

В фойе киностудии много фотографий звезд экрана советского периода, в том числе с теми, кто оставался за кадром. И Екатерина Логвинова с гордостью показывает среди них мужа и себя. Вон она, совсем еще молоденькая, — в сером с белым воротничком комбинезоне члена сандружины. Кем она здесь только не работала! Была заведующей склада, помощницей в осветительном цеху, но артисты больше знали ее как администратора гостиницы, где они останавливались на время съемок.

— Золотое было время, — вздыхает женщина. Очередная экскурсия по павильонам киностудии только что закончилась, а следующая группа еще не накопилась, и Екатерина Логвинова не прочь пообщаться со мной. Тем более что ей самой, как мне показалось, было приятно вернуться в воспоминаниях в те времена.

— Как здоровье, Екатерина? Как дела? — интересовался Высоцкий, когда проходил в свой гостиничный номер. Бывало, и конфетами угощал, — улыбается собеседница. — Я работала дежурным  администратором в гостинице киностудии — «Кураж». Тогда только-только приехала в Одессу и открыла для себя Высоцкого. Представляете, какая я счастливая? Первые песни Высоцкого услышала не на кассетах, а в живом исполнении. Какой же это было прекрасное время, когда мы собирались во дворе нашей гостиницы и Володя брал в руки гитару. Песни прерывались анекдотами, шутками, смехом. Мы все были чуточку влюблены в Высоцкого и бесконечно счастливы.

Екатерина Логвинова лично была знакома с Высоцким.

Где искать «черную кошку»?

Кто не знает культовый телефильм о тяжелых и смертельно опасных буднях сотрудников уголовного розыска в суровые послевоенные годы? Натуральные съемки телесериала «Место встречи изменить нельзя» проходили в Москве, а вот павильонные — в Одессе. В 5-м павильоне Одесской киностудии до сих пор существует знаменитый кабинет начальника отдела по борьбе с бандитизмом Московского уголовного розыска (в фильме МУР) капитана милиции Глеба Жеглова.

«Не распускай сопли, Шарапов! Здесь МУР, а не институт благородных девиц», — кажется, даже слышишь язвительный голос Жеглова, когда попадаешь в этот кабинет. Здесь, кстати, за более чем 40 лет после съемок почти ничего не изменилось. Напротив двери легендарный стол, тот самый, за которым (помните?) девушка легкого поведения Мария Колыванова, а по-простому Манька-облигация, писала, при каких обстоятельствах вор-рецидивист «товарищ Копчёный» подарил ей браслет «серебряный, со змейкой и с одним изумрудным глазком». Говорят, что вопрос Маньки насчет правописания первой буквы «о» или «а» в слове «облигация» — чистой воды импровизация. Мол, Лариса Удовиченко действительно не знала, как пишется название ценной бумаги.  

На столе те же самые вещи, что были и во время съемок, — дисковый телефон, черная настольная лампа, набор для письменных принадлежностей и даже раскрытая папка с уголовным делом, что противоречит железному правилу мастера уголовного розыска: ничего важного не оставлять на виду без присмотра. Жеглов даже ругался за это на Шарапова. Вот что значит нет дисциплины! Посетителям здесь вообще разрешается многое: сидеть за столом, лазить по его ящикам, щупать все, что попадет под руку. Хотя, возможно, я ошибаюсь. Просто как настоящая поклонница Высоцкого вместе с такими же фанатами застряла в этом кабинете чуть больше, чем другие. И пока экскурсовод показывала в соседнем помещении всем остальным натуру для «Весны на Заречной улице» и «Трех мушкетеров» (эти фильмы также снимались здесь), мы позировали перед мобильниками за столом, с трубкой телефона, даже с чайником. И все время грела мысль, что перед тобой именно тот стол, за которым (и на каком) сидел Жеглов-Высоцкий; телефон, трубку которого он держал; ящик, где, возможно, лежал его портсигар с «Казбеком» или дорогими сигаретами «Мальборо», которые он последние годы курил.

Экскурсовод сообщила, что во дворе киностудии среди раритетных машин стоит и тот самый легендарный «Фердинанд», из окна которого Глеб Жеглов стрелял по «Студбекеру» с уходящим от погони Фоксом. В мою память хорошо врезался тот напряженный эпизод, когда Высоцкий разбивает стекло рукой, наполовину выдвигается в окно и велит сотруднику держать его. «Как держать?» — переспрашивает озадаченный милиционер. «Нежно», — иронично бросает начальник. Сцена, кстати, была снята с первого дубля. Дома, разглядывая Одесские снимки, невольно поймала себя на мысли, что «Фердинанд» почему-то не темно-зеленого цвета, как в фильме, а голубой с белым. Возможно, перекрасили?

В кабинете Жеглова каждый предмет можно пощупать руками.

А песни остались...

На Одесской киностудии о Высоцком напоминает все. В сувенирной лавке продаются книги о нем, на стенах висят многочисленные фотографии с ним, в музее, кроме кабинета Жеглова, есть еще несколько связанных с именем актера помещений. «Вертикаль», «Опасные гастроли», «Короткие встречи», «Белый взрыв» — все эти фильмы снимались именно здесь. Для опального артиста Одесская киностудия была, считай, вторым домом. На съемках «Место встречи ...» Владимиру Высоцкому удалось воплотить в жизнь еще одну свою заветную мечту — стать режиссером. Станислав Говорухин, уезжая в командировки, оставлял его за главного. На этой же киностудии артист мечтал снять и первый свой фильм — «Зеленый фургон», где он бы соединил обязанности режиссера с ролью Красавчика. Не удалось. Смерть сильнее планов. Фильм был снят другим режиссером через три года после того, как Высоцкого не стало. А роль Красавчика исполнил талантливый актер Александр Соловьев, который трагически погиб в 2000-м. 

На экскурсии вам обязательно покажут помещение, где Высоцкий в роли харизматичного Жоржа Бенгальского из фильма «Опасные гастроли» поет посвященные Одессе куплеты — «Дамы, господа! Других не вижу здесь. / Блеск, изыск и общество — прелестны! / Сотвори, Господь, хоть пятьдесят Одесс, — / Всё равно в Одессе будет тесно». Фильм вообще на 70% состоит из песен Высоцкого. Говорят, режиссер полгода «выпрашивал» артиста на эту роль — он в то время был «неснимаемый». Но настойчивость победила. Высоцкого неохотно, но утвердили. Когда будете  фотографироваться на фоне декораций к фильму, обратите внимание: рояль тот самый, за которым сидел артист. А вот гитара на стене, говорят, не его.

Еще одно помещение напомнит о фильме «Вертикаль», который в 1966 году снял тогда еще совсем молодой режиссер Станислав Говорухин. На роль радиста Володи он пригласил уже популярного, но еще малоизвестного широкой общественности Владимира Высоцкого. В 1968 году, после выхода фильма на экраны, группа альпинистов на юго-западном Памире покорила безымянную вершину высотой 6200 метров и назвала ее «Пик Владимира Высоцкого». К сожалению, официально это название советские власти не утвердили. Но песни Высоцкого, прозвучавшие с экрана, сразу же стали хитами.

Нелли ЗИГУЛЯ

Фото автора

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.