Вы здесь

Как наладить бизнес в небольшом райцентре, где нет железной дороги


Узденский костёл, который построили в конце XVIII века, местные власти не один раз пытались продать через электронный аукцион, но желающих восстановить памятник архитектуры не находилось. Но не так давно судьба храма оказалась в руках местного бизнесмена Романа КОРОЛЕВА. «Больше не смог смотреть на историческое здание, которое никому не нужно», — так объясняет он приобретение довольно нестандартного помещения.


КОСТЕЛ И СВЕЧИ

Роман Михайлович переехал в Узду из Фаниполя восемь лет назад и начал здесь устраивать бизнес по изготовлению свечей. Первым зданием, в которое предприниматель вдохнул жизнь, стала бывшая школа, построенная еще в 1939 году.

— Это здание нам отдали бесплатно под инвестиционный проект, взамен я должен был создать рабочие места, рассказать местным властям об объеме производства, на который мы планируем выйти, — говорит Роман Королев. — Все сложилось, и через два года бывшая школа перешла в нашу собственность, мы разместили здесь производство, а некоторые помещения уже сдаем в аренду.

Бизнесмен считает, что в Беларуси созданы благоприятные условия для бизнеса, когда речь идет о поиске свободных площадей для размещения производства. По его мнению, в нашей стране много пустующих зданий, которые можно как-то использовать.

— Если у предпринимателя есть желание, то можно найти помещение, это нетрудно и недорого. Конкретно в Узденском районе есть как плюсы, так и минусы. В городе можно найти свободные площади, и местная власть больше заботится о развитии предпринимательства, — считает Роман Михайлович. — Если сравнивать с Фаниполем или Дзержинском, то там давно все занято, а местной власти не всегда хватает времени на решение проблем — там бизнеса слишком много. Но определенный минус есть и в Узде — отсутствие железной дороги отталкивает крупных производителей.

Если здание школы предприниматель получил в собственность бесплатно, то костел он приобрел через электронный аукцион. Храм был построен в 1798 году, в советское время не действовал. В течение определенного времени там был расположен районный дворец культуры, но потом костел просто стал пустовать и потихоньку разваливаться. В 2013-м местные предприниматели за свои деньги восстановили ворота, Роман со своими сотрудниками также не смог пройти мимо и восстановил в здании крышу.

— Тогда я еще не собирался приобретать костел, но крыша была не в самом лучшем состоянии, — это губительно для деревянного здания. Уже прошло два месяца, как я его купил, но зачем я это сделал, точно не знаю — возможно, не мог больше смотреть на историческое здание, которое никому не нужно, — делится предприниматель. — Во-первых, я хочу восстановить сам храм, забор, но что там будет конкретно, пока не знаю. Туда точно уедет часть нашего производства, так как мы постоянно расширяемся. На мой взгляд, это будет очень гармонично — изготовление свечей в костеле. Сделать все для этого будет не так трудно — состояние бывшей школы было значительно хуже. Церковь не будет закрыта, даже сейчас мы проводим для школьников экскурсии на наше производство.

В приобретенном здании скоро будут выпускать декоративные свечи.

ПРО БИЗНЕС

Найти помещение для производства — это только половина дела, главное — уметь организовывать бизнес, что в белорусских условиях не всегда просто. До изготовления свечей Роман Королев занимался и торговлей, и ресторанным делом, и даже изготовлением тротуарной плитки. Делал он это и в Минске, и в Дзержинске, и в Узде, но наибольшего успеха ему удалось достичь именно в производстве свечей.

Сейчас на предприятии работает 25 человек, но количество сотрудников постоянно растет в связи с расширением производства. Процесс создания свечей очень прост — их делают из парафина, который используется и в пищевой промышленности. После того как парафин растопят, в него добавляют ароматизатор и красители, а потом заливают в нужную форму. Остальное уже зависит от заказчика — росписью свечей занимается художник, на готовой продукции также печатают изображения, подписи и делают декор. В Беларуси Роман приобретает только парафин, все остальное — в России, Китае, Индонезии и Германии.

— Когда мы решили заниматься производством свечей, в Беларуси производили только хозяйственные, и нам с женой захотелось показать людям что-то новое, чего нет на нашем рынке, — говорит Роман Михайлович. — Организовывать бизнес решили в Узде: нам нравятся город и природа, нет шума от железной дороги, да и условия для развития бизнеса здесь более благоприятные, местные власти быстрее реагируют на различные проблемы.

Показать белорусам что-то новое на рынке не совсем удалось. Оказалось, что продавать декоративные свечи на родине не так просто — наши торговые сети предлагают не самые приемлемые условия для производителей. Поэтому наш герой стал искать рынки, где те условия были бы более равными — как для производителя, так и для продавца. Уже сегодня предприятие 96 % своей продукции отправляет на экспорт в США, Англию, Ирландию, Испанию и Грецию.

— Наши свечи разъезжаются по всему миру, и в этом нет сложности — бизнес говорит на одном языке, мы понимаем друг друга. Уже сейчас рассматриваем рынки Чехии, Финляндии и даже Китая, много зарубежных стран интересуются нашим продуктом, — говорит Роман Королев. — Если ты делаешь его качественно и по благоприятной цене, то весь мир для тебя открыт. Говорят, что тот же Китай своими товарами заполонил весь мир, но, как видите, это не так, можно работать и у них, если есть желание, если предлагать соответствующие условия. И условия там диктует рынок.

На сегодня самый сложный рынок для предпринимателя — отечественный. И сложность заключается в невыгодных условиях для производителей, которые диктует торговля. Именно поэтому многие предприниматели ищут выходы на западные рынки. Например, если белорусская торговая сеть приобретает некую продукцию в той же Европе, то производитель получает предоплату и делает доставку на один склад. С белорусскими производителями местные сети работают иначе — платят им деньги за продукцию только после ее реализации. И тут уже зависит от продавца: кто-то возвращает деньги производителю через два месяца после реализации его продукции, кто-то — через три.

— Получается, что мы спонсируем развитие торговых сетей, но и это не все. Мы должны делать доставку в каждый магазин сети, а не на один склад, как это делают европейцы. Представьте, если в сети около 400 магазинов по стране! Временами доходит до смешного — кражу, который происходит в их магазинах, также могут списать на нас: если мы делаем поставку на 1000 рублей, то 3 % мы должны компенсировать сетям за кражу в их же магазинах. И таких условий в договорах очень много, мы такое не подписываем, для нас это значит работать в убыток и в будущем просто разорить себя, — делится Роман Михайлович. — Взаимоотношения коммерческих структур законодательством не регулируются, это подход самих сетей, но неправильно, если они хотят решить все свои проблемы за счет производителей.

* * *

Обидно, что плод работы этого человека и его предприятия фактически не видят соотечественники. Зато они видят другое — неравнодушное отношение к месту, в котором делается бизнес, к людям, которые живут рядом. А это дорогого стоит.

Валерия КИСЛАЯ, фото автора

Название в газете: Храм з аўкцыёна

Выбор редакции

Регионы

Сок с доставкой и с сосульками: на Брестчине начался сезон заготовки березового сока

Сок с доставкой и с сосульками: на Брестчине начался сезон заготовки березового сока

Как мы березовый сок покупали на торговой площадке лесхоза и в лесничестве,

Гороскоп

Восточный гороскоп на следующую неделю

Восточный гороскоп на следующую неделю

Львам придется повторять пройденное и исправлять ошибки.