Вы здесь

РІSА-2018: обратная связь. Какие проблемные точки в образовании обнаружило международное исследование


Насколько белорусская система образования конкурентоспособна и соответствует ли она мировым трендам? Раньше на этот вопрос было проблематично ответить, поскольку ни итоги республиканского мониторинга качества образования, ни централизованное тестирование, ни министерские контрольные работы ценной информации для сравнения не давали.

В международных исследованиях качества образования Беларусь также долгое время не принимала участия. Первый опыт мы получили только полтора года назад, когда наконец присоединились к авторитетному международному исследованию образовательных достижений учащихся РISА (Рrоgrаm fоr Intеrnаtiоnаl Studеnt Аssеssmеnt). Его реализует Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в консорциуме с ведущими международными научными организациями. Результаты исследования дают ответ на ряд вопросов: «Насколько быстро школа реагирует на изменяющийся мир?», «Востребованы ли знания, дающиеся на уроках, в реальной жизни?», «Как расставлять приоритеты в образовании?» и другие. Проверяются не столько академические достижения учащихся, сколько их умение работать с информацией и реальные жизненные компетенции, способность учащихся устанавливать причинно-следственные связи, умение сопоставлять факты, анализировать, быстро принимать решения.


Мониторинговое исследование проводится каждые три года. Первый рейтинг был составлен в 2000 году, результаты последнего озвучены 3 декабря 2019 года. Каждый раз акценты в исследовании смещаются. Основное внимание в ходе последнего мониторинга уделялось читательской грамотности, а в 2021 году упор будет сделан на математическую.

В рамках РISА, кроме непосредственно проведения тестов, собирается также информация об учащихся (социально-экономическое положение семьи, отношение к учебе, удовлетворенность школой, системой оценивания, факты дискриминации в учебном заведении и т. д.), опрашиваются представители школы, анализируется система образования в целом. Это дает возможность не просто оценить успеваемость учащихся в разных странах, а определить, какие факторы способствуют достижению высоких результатов.

Социальное неравенство

В РISА-2018 участвовало 5830 белорусских 15-летних подростков из 236 учреждений образования. А по всему миру к исследованию присоединились 79 стран. Теоретически наша школа должна была получить много информации для размышления, и первой такой попыткой проанализировать эффективность белорусской системы образования стал круглый стол, организованный Обществом белорусской школы вместе со Всемирным банком и ЕdСаmр Bеlаrus.

Но сначала немного суровой правды от директора департамента по образованию и навыкам ОЭСР Андреаса ШЛЯЙХЕРА из его выступления во время презентации последних результатов: «Более 10 миллионов учеников, представленных в РISА, не смогли справиться даже с базовой задачей грамотности, которая требует читательских умений. И только один из десяти учеников в странах ОЭСР смог отличить факт от мнения, воспользовавшись (в тексте. — Авт.) непрямыми подсказками. Да, сделать это нелегко, но это то, из чего состоит цифровой мир. К сожалению, в результатах обучения за последнее десятилетие реальных изменений не произошло», — констатировал главный куратор исследования.

Между прочим, Министерство образования нашей страны осталось удовлетворено первыми результатами участия в РISА. В рейтинге читательской грамотности белорусские подростки оказались на 36-й позиции, в математической — на 38-й, а в естественнонаучном — на 37-й.

Павел ФУНТИКОВ: «PISA позволяет оценить эффективность стратегических решений в области образования». Фото организаторов круглого стола.

— Но мы считаем важным не то, какое место заняла та или иная страна, а как эти результаты будут в дальнейшем использованы и принесут ли они пользу, — подчеркивает представитель Всемирного банка в Республике Беларусь, который занимается проектами в сфере образования и здравоохранения, Павел ФУНТИКОВ. — Рейтинг — это вершина огромной аналитической работы: три тома аналитики уже вышли в декабре на английском языке, еще часть готовится к публикации в этом году. РISА позволяет обнаружить и сравнить изменения, происходящие в системах образования разных стран, и оценить эффективность стратегических решений в области образования.

Как отмечает Павел Фунтиков, белорусские подростки показали результаты, лучшие по сравнению со странами Европы и Центральной Азии с аналогичным или более высоким уровнем доходов. 73 % белорусских учащихся показали базовый и средний результаты по чтению (по странам Европы и Центральной Азии этот показатель составил 63 %). В то же время успеваемость белорусских учащихся несколько отстает от средней по ОЭСР и Европейскому союзу. По количеству учащихся, которые справились с заданиями пятого и шестого уровней, Беларусь также отстает от стран ОЭСР.

Из негативных тенденций Павел Фунтиков обратил внимание на существенный разрыв в результатах школьников исходя из их социально-экономического положения (это выяснялось с помощью дополнительного анкетирования. — Авт.). Лучшие результаты показывают дети из состоятельных семей, а дети из семей с невысоким доходом отстают от них на 111 (!!!) пунктов, что эквивалентно трем годам обучения в школе. «Несомненно, это серьезно отразится на их дальнейших возможностях в жизни, — подчеркивает эксперт. — Также 46 % учащихся из семей с самым низким доходом и 40 % сельских учащихся показывают результат ниже базового уровня — это значит, что они являются функционально неграмотными».

Поскольку социально-экономический статус семьи и место жительства очень сильно сказываются на успеваемости белорусских учащихся, Всемирный банк советует властям обратить на это внимание. Еще одна из рекомендаций касается расширения доступа к дошкольному образованию, которое, как выясняется, тоже сильно влияет на дальнейшую успеваемость учащихся. Чем раньше дети социализируются, тем лучше. Самые высокие результаты демонстрируют дети, которые пошли в детский садик в два-три года.

Неудобные вопросы

— РISА — это очень объемное международное исследование, цель которого — определить общие риски и направления для дальнейшего развития, и мы должны честно ответить себе на вопрос, а принимаем ли мы вообще методологию и ценности РISА (равенство доступа качественного образования для всех, связь знаний с практикой, актуальность глобальных компетенций, гендерное равенство, толерантность к другим, кооперацию), или белорусское образование выбрало какой-то другой, особенный путь, — рассуждает кандидат педагогических наук, аналитик Екатерина КУКСО. — Между прочим, РISА ставит перед нами ряд неудобных вопросов. Например, задания второго уровня сложности по математике не выполнили 29 % наших учащихся, по естественным наукам — 24 %, по чтению — 23 %. Это значит, что почти четверть белорусских 15-летних подростков функционально неграмотны. Количество учеников, которые не могут решать задания даже второго уровня, кажется мне угрожающим. Поэтому будем ли мы думать, как выстраивать с ними системную работу?

Вместе с тем у нас почти нет образовательной элиты. Если мы оставляем за скобками гимназии и частные школы, что можем предложить талантливой молодежи? Элитой в Беларуси традиционно считаются победители международных олимпиад по учебным предметам, но их количество совсем незначительное. В исследовании РISА детям предлагаются задания шести уровней: пятый и шестой — самые высокие. Так вот, только совсем незначительный процент белорусских школьников с ними справляется.

Задания пятого и шестого уровней по математике выполнили 7 % учащихся, по естественным наукам — 3 %, и только 4 % справились с заданиями на понимание текстов. Надо пояснить, что на этих уровнях ученики могут усваивать большие тексты, оперировать абстрактными понятиями, находить нарушения в логике, различать факты от мнений, идентифицировать источники информации.

Где ориентиры?

Аналитик Дмитрий ИВАНОВИЧ предложил вообще не объединять статистику по пятым и шестым уровням и объяснил, почему не стоит это делать, — чтобы видеть реальную картину с той самой элитой. Ведь только 0,3 % белорусских детей достигли шестого уровня в читательской образованности. А, например, в Эстонии, которая стала европейским лидером в РISА, таких детей больше в девять раз (2,8 %). Пятого уровня у нас достигло 3 % учащихся, а в Эстонии — 11,1 %.

— Можно, конечно, сравнивать себя с более слабыми, но зачем это делать? — рассуждает Дмитрий Иванович. — Также меня заинтересовало, как мы выглядим на фоне стран, куда уезжают учиться после школы наши дети, — Польши и России, — и, как выяснилось, Россия опережает нас по всем показателям. В Польше позиции в РISА еще выше...

— А я просто уверена, что нужно сравнивать себя с сильнейшими, если мы хотим оказаться среди них, — подчеркивает директор частной школы «Стембридж» Наталья ИСКОРЦЕВА. — Что мы наблюдаем у нас сегодня? Социальное неравенство и очень большой разрыв в знаниях. Не о заслугах ли репетиторов и дополнительных занятиях здесь речь?

По результатам анкетирования более 90 % детей отмечают высокую удовлетворенность жизнью, но почему-то эта информация не совпадает с тем, что я слышу от учеников, их родителей и моих коллег. И вообще, как ее расценить: у нас на самом деле все так хорошо или это свидетельствует о низком уровне требовательности? Буллинга в наших школах меньше, но кооперации также меньше. Между прочим, когда дети видят, что в школе обижают слабых, или наблюдают другие проявления несправедливости, то они скорее останутся в стороне, чем заступятся. Это тоже наша действительность...

По итогам РISА существенного разрыва в знаниях белорусских парней и девушек не наблюдается, вместе с тем гендерные стереотипы в отношении профессий все еще срабатывают. Среди учащихся с высокими результатами по математике и естественным наукам каждый седьмой парень видит себя в будущем инженером или ученым. Среди девушек об этом мечтает лишь одна из девяти. О работе в сфере IT задумываются 13 % парней и только 2 % девушек.

Участникам анкетирования была предложена следующая мысль: «Твой интеллект — это то, что ты не можешь существенно изменить». С ней можно было не согласиться. Так вот, 45 % белорусских учащихся не верят, что они могут повлиять на свой интеллект, картину мира или образ мышления. И это — 15-летние подростки! Что же они тогда могут изменить? И кто, если не они?

Старая парадигма

Начальник Центра профессионального развития и инновационного образования Академии последипломного образования Елена РАДЕВИЧ уверена, что образовательную философию и подходы к преподаванию надо менять.

— Давайте разбираться, что мы ставим на первое место: знания, которые легко можно приобрести, или понимание? — предлагает представитель системы повышения квалификации педагогов. — Собираемся ли мы делать ставку на развитие критического мышления? В таком случае нужно начинать с педагогов, ведь если учитель не обладает критическим мышлением, то чего ожидать от его воспитанников? Педагогам нужно дать большую свободу, так как сегодня все им спускают сверху: календарно-тематическое планирование уроков, цели урока и так далее. Конечно, для многих это удобно, потому что возможность выбора автоматически означает ответственность...

Вопрос, как учить, какие методы и технологии использовать, актуален как никогда.

Николай ЗАПРУДСКИЙ: «Большой минус в том, что новая информация на занятиях передается учащимся в готовом виде...» Фото организаторов круглого стола.

Фото организаторов круглого стола.

— В инструктивно-методическом письме Министерства образования записано, что для домашнего задания может предлагаться только материал, который изучался на уроке. Это вчерашний день. Большой минус в том, что новая информация на занятиях передается учащимся в готовом виде: не нужно прилагать усилий для ее извлечения, напрягаться, чтобы овладеть чем-то новым, — рассуждает профессор кафедры педагогики и менеджмента образования Академии последипломного образования Николай ЗАПРУДСКИЙ. — Весь мир переходит на перевернутое обучение, которое еще называют смешанным. Это метод, при котором вся теоретическая и лекционная программа изучается дома, а в классе с учителем подробно разбираются задания и упражнения по теме: лекции — дома, а «домашка» — в классе. При традиционном обучении учитель передает готовые знания, а ученики выступают отчасти пассивными слушателями, при перевернутом — лидерская позиция на уроке принадлежит не педагогу, а детям. У учащихся есть широкие возможности для поиска истины, выражения своих мнений и идей. Предметные результаты — не единственная цель: важно сформировать у детей желание, потребность, привычку и умение учиться, а также социальные компетенции. Ученикам делегируется ответственность за образовательные результаты, создаются условия для их самореализации. Урок превращается из места, где дают знания, в место, где знания используются для их закрепления и углубления, где у учащихся вырабатываются актуальные социальные и познавательные компетенции. И суть домашней работы учеников не сводится к повторению и применению изученного... Для того чтобы проникнуться идеей перевернутого обучения, нужно как минимум чувствовать себя вне зоны комфорта, понимать, что то, как ты учил ранее, с современными детьми уже не работает.

Один из выводов, который делают организаторы РИSА, — «качество» школы не может быть выше «качества» или профессионализма ее учителей и руководителей. Наилучшие системы образования отбирают, обучают и поддерживают лучших учителей. Школы с большей автономией, имеющие независимые учебные программы и системы оценивания, как правило, работают лучше, чем школы с меньшей свободой. Для получения хороших результатов важно, как распределяются ресурсы, а не только их количество. А благоприятная образовательная атмосфера и хорошие взаимоотношения между учителями и учениками эффективнее, чем рыночные механизмы...

Надежда НИКОЛАЕВА

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.