Вы здесь

Старший тренер национальной команды по пятиборью Василий Гулевич: Ученики — мое лицо


О секретах воспитания успешных спортсменов рассказывает старший тренер национальной команды по пятиборью Василий Гулевич, удостоенный премии «Белорусский спортивный Олимп»

Василий Адамович в любимой профессии уже более 30 лет, в прошлом он успешный спортсмен, а ныне тренер, к которому мечтают попасть молодые звездочки белорусского спорта. Он соглашается на интервью, но при встрече признается, что не привык к вниманию журналистов и всегда пытается избежать публичности. Все-таки слава чаще достается спортсменам, а тренеры отвечают за ошибки своих подопечных. Но здесь — повод! Получить благодарность за работу от Президента страны в виде главной спортивной премии выпадает не каждый день и даже год. Благодарить Василия Гулевича несомненно есть за что. Свой первый набор детей он взял, когда самому было только 23 года, и в первой же группе отыскал чемпионку, а точнее, воспитал, вырастил и довел до пьедестала. Его воспитанница Жанна Шубенок в 1996 году стала чемпионкой мира, а позже и четырехкратной чемпионкой Европы, участницей Олимпийских игр. После этого Василий Адамович снова вернулся к детям и снова отыскал и взрастил звезду: в 2019 году его ученица Ольга Силкина произвела настоящий фурор на чемпионате мира в Венгрии и кроме «золота» завоевала путевку на Олимпийские игры в Токио. О том, как найти общий язык с непростыми спортсменами, не застояться в профессии и, несмотря на небольшую зарплату, выбрать любимое дело, Василий Гулевич рассказал в интервью «Звязде».


Василий Гулевич (справа) с другими лауреатами премии «Белорусский спортивный Олимп» Владиславом Гончаровым и Павлом Булацким.

— Василий Адамович, как вы узнали о том, что стали лауреатом премии «Белорусский спортивный Олимп»?

— Сначала мне позвонили от руководства Республиканского центра олимпийской подготовки, потом из Министерства спорта и туризма и официально сообщили эту новость за два дня до награждения. В тот момент я не почувствовал особых эмоций, потому что каждый год мы получаем какие-то премии, дипломы, грамоты. Но когда рассказали, как будет проходить вручение наград, понял, что мероприятие ожидается масштабное, нужно соответствовать, поэтому побежал покупать костюм. Конечно, приятно, что Президент оценил мою работу, обратил внимание не только на меня, но и на наш вид спорта. Эта награда не только моя, потому что за ней стоят усилия многих, ее бы не было без остальных тренеров, с которыми я работаю в Гомеле, и, конечно же, без спортсменов, которые отдаются своему делу и показывают высокие результаты.

— Как прошла ваша встреча с Президентом?

— Волнительно. Он поздравил меня, пожелал много всего хорошего и поблагодарил за работу.

— Ваша тренерская карьера началась необычно рано...

— Да, я был еще очень молод. Мои бывшие тренеры Юрий Сергеевич Муромцев и Виталий Александрович Грудцин каким-то образом почувствовали, что из меня может получиться неплохой учитель, и в 23 года уже начали готовить к тренерской работе. Я был категорически против, считал, что еще могу показать что-то в спорте, но они все-таки меня вынудили, а теперь я им за это очень благодарен. Начал работать в Гомеле, и первый же мой набор получился очень удачным, с него выросла чемпионка мира Жанна Шубенок. Сейчас нас в Гомеле осталось не так много, четыре основных тренера и несколько помощников, но коллектив очень дружный, на работу просто тянет. То, что я делаю, даже сложно назвать работой, а это очень важно в жизни.

— Есть мнение, что успешными тренерами становятся именно не до конца самореализованные спортсмены.

— Как правило, так и бывает. Если спортсмен стремился к чему-то, но у него не получилось, в будущем он хочет реализовать это в своих учениках. И обычно у таких людей гораздо больше получается. А у знаменитых спортсменов лучше получается работать сразу со взрослыми, передавать им свой свежий опыт. Я же начинаю тренерскую работу с самых маленьких детей и воспитываю их до взрослых спортсменов.

— В ребенке можно разглядеть способность добиться успехов?

— По маленьким детям это сказать трудно, но некоторые моменты видны, особенно в плавании. В нашем виде спорта результата достигают не талантливые, а трудолюбивые и упорные. Не надо родиться в Африке, чтобы быстро бегать, или Фелпсом, чтобы хорошо плавать, у нас главное — трудолюбие, а в детстве этого особо не понять. Я в каждом трудолюбивом спортсмене вижу талантливого, в пятиборье когда один какой-то вид не такой сильный, то можно «догнать» его другим.  

— Теперь вам больше нравится работать с детьми или со взрослыми?

— И та, и та работа очень интересная. Маленькие смотрят на тебя, разинув рот, слушают, стараются, это очень подбадривает. Со взрослыми другое дело.

— Талантливые люди, в том числе спортсмены, часто имеют непростой характер, как с ними справляться?

— Только беседой. Действительно, они выделяются среди других, у большинства особый характер. Подстраиваться должны и тренер под ученика, и ученик под тренера, необходимо идти на уступки с обеих сторон. У меня никогда не было особых конфликтов с воспитанниками, хотя в рабочей атмосфере и случаются споры. Если спортсмен находится под большой нагрузкой, он больше раздражен, я делаю на это корректировку, поэтому иногда словно не замечаю некоторых моментов. Еще у меня есть принцип: если я чем-то не устраиваю, — до свидания! В нашей работе должно быть только хорошее настроение и добрые отношения.

— В спорте часто говорят о чемпионском характере. Такое понятие действительно существует?

— Да, хотя трудно объяснить словами, в чем он проявляется. Это видно на соревнованиях, в жизни эти черты трудно заметить. Это и упорство, и желание доказать, стать на первое место, это видно по глазам.

— Волнение тренера и спортсмена отличается?

— Да, за своих учеников я переживаю значительно больше, чем переживал за себя, когда был спортсменом. Я не всегда присутствую с ними на соревнованиях, потому что понимаю: то, чего не сделал на тренировках, уже не исправишь на турнире. Но если нужно ехать, помогать в чем-то, конечно, езжу. Это больше психологическая помощь — зная их неточности в технике и в тактике, понимаю, что нужно сказать в нужный момент, какие внести коррективы. Ученики меня слушают, поэтому мне с ними просто.

— Для тренера сложно заслужить уважение и авторитет?

— С самого раннего возраста, перед тем, как что-то делать, я им объясняю, для чего это и зачем, почему именно в этот период, а не просто тупо даю упражнения. Работа поставлена так, что я не тренирую, а предлагаю, спортсмены сами выбирают, делать что-то или нет, — если что-то не устраивает, могут не делать, но чаще всего они, конечно, доверяют и соглашаются. 

— Что вы чувствуете, когда ученики добиваются успехов?

— Обычно я как-то странно радуюсь — снаружи, наверное, это даже сложно заметить, больше радуюсь в душе. И не за себя, конечно, а за них, потому что спорт — это дело молодых, это их будущее. А что за себя радоваться? Это же моя работа.

— На ваш взгляд, насколько важную роль играет тренер в становлении спортсмена?

— Думаю, процентов на 70, а может, даже и больше, так как многое зависит как в школе от первого учителя, так и у нас от первого тренера. Это основа, которая включает в себя как технические моменты, так и психологические, и воспитательные. Поэтому я говорю, что ученики — это мое лицо.

— Ученики обращаются к вам за советами, которые не касаются спорта?

— Да, и делятся со мной многим. Это очень приятно, значит, доверяют. Я нахожусь с ними по восемь часов в день, это значительно больше, чем со своими родными детьми, поэтому это нормально.

— Кстати, ваши сыновья не пошли по стопам отца и не выбрали спортивную карьеру?

— Старший занимался пятиборьем и даже дорос до мастера спорта, хотел пойти и дальше, но я был против. Спорт — это эгоистичная работа для семьи. Он поступил в Академию МВД на эксперта-криминалиста, теперь уже майор. Младший окончил университет транспорта. Вообще, они меня очень радуют, спасибо жене за то, что сыновья выросли хорошими людьми.

— Вы воспитали уже несколько чемпионов мира. Если добиться таких успехов, интерес к работе не исчезает?

— У меня еще есть цели и мечты, наград хватает, но еще нет, например, олимпийской медали, и я, конечно, мечтаю о ней. Было много обидных поражений, когда все якобы шло неплохо, а потом из-за пистолета или плохого коня мои спортсмены занимали самые обидные места — кстати, у нас много четвертых мест. Поражения удручают, начинаю думать, где допустил ошибку, вспоминаю все, для этого веду свои записи. Однако больше помнятся все-таки успехи, поэтому и спортсменов своих я прошу думать только о хорошем.  

— На ваш взгляд, тренерство — это профессия, которой можно научиться, или призвание?

— Думаю, профессия, тренером может стать каждый. Нужно просто любить свою работу и понимать, что сразу ничего не бывает, опыт приходит со временем. Надо общаться, смотреть, что делают другие, интересоваться, все время что-то искать. Если перестаешь искать — это конец. Потому что спорт с каждым годом меняется. Те методы, которые я использовал, когда начинал работать, сегодня уже не подходят.  

— В наше время молодых тренеров сложно мотивировать из-за небольших зарплат. В каких условиях начинали работать вы?

— У нас тоже были небольшие зарплаты, мы мало что могли себе позволить, но на это есть родные, близкие, родители, они поддерживали. Родителям не очень нравилось то, чем я занимаюсь, отец хотел, чтобы я пошел по его стопам, и видел во мне хорошего модельщика (из дерева по сложным чертежам нужно делать эскизы модели, по ним на литейном заводе отливали оборудование для станков). Но мне нравилась моя работа, хотя было, конечно, всякое, в том числе время, когда я жалел, что ее выбрал. Человек устает даже от любимого дела, но у меня есть хорошее хобби: люблю выехать в лес за грибами или на речку на рыбалку или просто побыть на природе, меня это хорошо восстанавливает.

— Какой совет вы бы дали сегодня молодому тренеру, который еще только начинает свой путь в этой профессии?

— Я пожелал бы терпения. Если есть терпение, есть дети, пойдут результаты и пойдут финансовые надбавки.

— Ваши воспитанницы недавно завоевали олимпийские лицензии. Как оцениваете шансы белорусок на медали в Токио-2020?

— У нас очень сильная команда, все могут бороться за любую награду, все белоруски на любых турнирах добираются до финалов, а те 36 человек, которые туда попадают, могут завоевать медаль, там нет слабых. У ребят положение тяжелое, потому что у них конкуренция сильнее, хотя и у девушек она в этом году значительно выросла.

Дарья ЛОБАЖЕВИЧ

Выбор редакции

Общество

Веселые истории читателей

Веселые истории читателей

Об отношениях, армии и подарках.

Общество

Война оставила ему жизнь, но забрала близких. Посетили кличевского ветерана войны Михаила Фельдмана

Война оставила ему жизнь, но забрала близких. Посетили кличевского ветерана войны Михаила Фельдмана

Несмотря на свои 96, Михаил Фельдман выглядит на зависть бодрым и моложавым.

Культура

Группа Іrdorath: Наш посыл — быть настоящими и свободными

Группа Іrdorath: Наш посыл — быть настоящими и свободными

Пример истории, когда талант сам пробивает себе место под солнцем.