Вы здесь

Как белорусским сладостям завоевать рынок «пятерки»


Больше полезного, натурального, оригинального — таков современный тренд в работе мировых кондитеров, которые, ориентируясь на предпочтения людей и веяния здорового образа жизни, стараются создавать продукты с новыми вкусами и рецептурами, сохраняя баланс цена-качество. Отечественные мастера сладостей также делают акцент на изделия с пониженным содержанием сахара, натуральными начинками и даже витаминизируют сладости. Тем не менее отсутствие обязательных техрегламентов на качество сладкого товара создает даже самому идеальному продукту препятствия на пути к справедливому ценообразованию на евразийском рынке.


Начинка и вкус без сахара и с пребиотиками

Шоколад с концентратом натуральных соков, с начинкой из нуги, кофе, карамели, капучино, тирамису, орехов, бисквитных шариков, воздушного риса. Конфеты с кокосом, сложными начинками, мягким грильяжем, батончики мюсли. Новые оригинальные вкусы: фисташки, пломбир, арбуз, панакотта, ирландский крем.

Все это появилось в Беларуси в последние несколько лет благодаря импортозамещающим проектам концерна «Белгоспищепром», в результате которых страна стала богаче на более чем 100 наименований шоколада, включая аналоги известных торговых марок, а также более 170 названий конфет. Появились также новые форматы шоколадной плитки, упаковки шоу-боксы, флоу-пак, налажено производство конфет в вертикальной упаковке — эти позиции раньше только импортировались.

— В июле на «Коммунарке» появился шоколад с молочной начинкой и клубникой и йогуртом, аналогичный киндеру, — рассказала Оксана БЛИЗНЮК, начальник отдела кондитерской и масложировой отрасли коцерна «Белгоспищепром». Здесь используют комбинацию какао-масла и масла ши без добавления пальмового масла. «Красный пищевик» создал для молодежи мармелад в форме бутылочек с алкогольными вкусами, мармелад с овощными вкусами. «Слодыч» предложил растворимое печенье для детей от полугода. Важное направление в работе кондитеров — производство сладостей для людей, которым необходимы специализированные продукты: безлактозные, безглютеновые и низкобелковые. Создание товаров с пониженным содержанием сахара или без него, а также с натуральными компонентами — основная ниша роста продаж кондитерских изделий.

Для поддержания конкурентоспособности отечественной кондитерки недостаточно просто делать хороший продукт. Требуются масштабные вложения в модернизацию производства, продвижение товара, снижение себестоимости.

— В мире кондитерского изобилия и высочайшей конкуренции белорусским производителям очень трудно в одиночку удержаться на плаву. Ждать существенного роста потребления также не стоит — конкуренция будет лишь усиливаться, — утверждает Оксана Близнюк.

Концерн работает над созданием отечественного кондитерского холдинга, и в этом ему помогает Национальная академия наук.

Продукты питания сейчас должны не только удовлетворять физиологические потребности в энергии, но и быть полезными для здоровья, уверена Алла ШЕВЧУК, руководитель группы по кондитерской отрасли Научно-практического центра НАН Беларуси по продовольствию.

— На белорусском рынке появились шоколад, мармелад, батончики мюсли, халва, печенье, зефир без сахара. Аналогов последнему продукту, кстати, нет в СНГ. Он на 30 % менее калорийный, чем обычный, и содержит не более 3 % сахара. Не менее интересны кондитерские изделия, обогащенные растворимыми пищевыми волокнами — пребиотиками (инулином и олигофруктозой), — поделилась представительница НАН. — Разработан мармелад, обогащенный витаминами D, В1, В2, В6, кальцием, Е. Создан овощной мармелад с добавлением морковного, тыквенного и томатного пюре.

Когда в регламенте согласья нет...

Больше всего отечественной продукции экспортируется в Россию. Однако из-за отсутствия обязательных требований к качеству шоколада возникает ряд разногласий, преодолеть которые не всегда получается.

— За последние десять лет с нашей помощью разработано более 40 стандартов, из них почти десять — межгосударственные, — обозначила Алла Шевчук. — Мы занимаемся разработкой изменения в 21-й регламент в части установления единых обязательных требований на уровне техрегламентов Таможенного союза к шоколаду и шоколадным изделиям. Многое урегулировано, но ряд разногласий остался, особенно с российской стороной.

Два принципиальных проблемных вопроса, в которых белорусы не идут на уступки: недопустимость использования жиров в школадной глазури и замены сывороткой молока. Работа по внесению изменений в техрегламент началась еще в конце 2014 года, мнения стран за это время менялись вплоть до противоположного, и все сроки внесения изменений уже давно прошли.

— Сейчас проект находится на рассмотрении Евразийской комиссии. Мы призываем своих партнеров поддерживать высокое качество шоколадных изделий, соответствующее международным стандартам (директивам Европейского союза). Однако пока интересы бизнес-сообщества ставятся выше потребительских. Как результат, на белорусском рынке присутствуют дешевые кондитерские изделия под названием «школадные», «в шоколаде», которые не имеют ничего общего с шоколадом, — пояснила Алла Шевчук.

В Евразийской экономической комиссии «СЕ» прокомментировали, что проект изменения в технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011) в части установления идентификацион-ных признаков шоколада и шоколадных изделий активно обсуждается.

— Действительно, некоторые производители вместо цельного молока используют продукт его переработки — сыворотку, однако данная возможность установлена ГОСТом 31721-2012 «Шоколад. Общие технические условия», — отметила Оксана ПЛАШКОВА, заместитель директора Департамента технического регулирования и аккредитации Евразийской экономической комиссии. — Комиссия как единая переговорная площадка ведет работу по консолидации мнений кондитерской промышленности пяти стран. Это действительно очень важный вопрос, поскольку затрагивает качественные показатели молочного шоколада.

Пока нет обязательных требований на уровне техрегламента, отечественные специалисты призывают людей обращать внимание на маркировку. Если в составе указаны кондитерские жиры, заменители масла какао, то это — не шоколад. В итоге отечественные изготовители оказываются в неравноправных условиях по цене, хотя их качество выше, утверждают кондитеры Беларуси.

Отечественный кондитерский продукт хорошо известен на мировом рынке. Он экспортируется в 35 стран, среди которых Казахстан, Азербайджан, Туркменистан, Израиль, США, Канада, Прибалтика... И, несмотря на невыгодную ситуацию в цене, белорусский шоколад конкурентоспособен и востребован на рынке ЕАЭС, утверждают кондитеры. «Спартак» экспортирует 17 % объема своей продукции, «Коммунарка» — 30 %. Обе фабрики вместе производят 51 тысячу тон сладостей в год.

Ирина СИДОРОК

Фото автора

Название в газете: Не все то конфета, что в шоколаде

Выбор редакции

Общество

Веселые истории читателей

Веселые истории читателей

Об отношениях, армии и подарках.

Общество

Война оставила ему жизнь, но забрала близких. Посетили кличевского ветерана войны Михаила Фельдмана

Война оставила ему жизнь, но забрала близких. Посетили кличевского ветерана войны Михаила Фельдмана

Несмотря на свои 96, Михаил Фельдман выглядит на зависть бодрым и моложавым.

Культура

Группа Іrdorath: Наш посыл — быть настоящими и свободными

Группа Іrdorath: Наш посыл — быть настоящими и свободными

Пример истории, когда талант сам пробивает себе место под солнцем.