Вы здесь

Как в Татарстане хранят память о Янке Купале


Единственный в России музей классика белорусской литературы Янки Купалы находится в Татарстане — в селе Печищи недалеко от Казани. Немного непривычно слышать здесь, за 1,5 тысячи километров от Беларуси, белорусскую речь, но именно со слов «Сардэчна запрашаем» начинается каждая экскурсия. Музей расположен в доме из красного кирпича 1895 года постройки, некогда принадлежавшем Ивану Оконишникову, владельцу большой паровой мельницы. Именно здесь во время Второй мировой войны очутился белорусский поэт. Как в 1941 году литературного классика узнал в очереди на переправе через Волгу военный комендант, а затем поселил у себя директор комбината хлебопродуктов, чем занимался здесь в последние месяцы своей жизни Янка Купала и почему это время его вдова назовет счастливым, а также по какой причине в последние годы интерес к музею только растет, мы узнали, побывав в Печищах.


Не хлебом единым?

...Несмотря на наступивший 2020-й, попавших на проходную Печищинского комбината хлебопродуктов сопровождает надпись: «С наступающим 2019 годом!» Все неслучайно — именно 1 января минувшего года здесь замерла жизнь, не останавливавшаяся до этого более 120 лет. Уроженец острова Свияжска Иван Оконишников основал в Печищах мукомольное производство еще в 1891 году. В 1895-м была получена первая мука. Торговый дом «Иван Оконишников и сыновья» быстро рос и развивался, мукомольное дело здесь действительно было поставлено по последнему слову науки и техники. А мука не только славилась своим высоким качеством в России, но и имела награды с международных выставок, например с парижской научно-промышленной 1900 года. Эти медали украшают обратную сторону сохранившегося прейскуранта торгового дома. После революции частное производство перешло государству, но не останавливалось даже в годы Великой Отечественной: хлеб был необходим и на фронте, и в тылу. Мука и крупы оставались востребованной продукцией до недавнего времени. И только в минувшем году производство было, как дипломатично говорят здесь, «временно приостановлено».

Из Минска в Казань в 1941-м

Сейчас на территории комбината работает только филиал национального музея Татарстана — музей Янки Купалы. Оказался народный поэт здесь в первый год войны совершенно случайно. Когда академикам белорусской Академии наук предложили эвакуироваться спецэшелоном в Казань, Янка Купала отказался. Он поехал туда с супругой Владиславой Луцевич позже на своем «Шевроле». В дороге сделал несколько остановок, в том числе во Владимире, затем в Чебоксарах, где пришлось чинить сломанный автомобиль. 11 ноября 1941 года поэт был уже в нескольких километрах от Казани, которую от села Печищи отделяла грузовая переправа через Волгу. К ней выстроилась многочасовая очередь из автомобилей — Казань в годы войны была одним из центров эвакуации, куда перемещали предприятия, учреждения и учебные заведения.

На автомобиль белорусского классика обратил внимание военный комендант, который проверял документы у переправлявшихся. Увидев депутатский мандат Ивана Доминиковича Луцевича, он тем не менее узнал в нем поэта Янку Купалу. И предложил переправиться без очереди. Однако тот не согласился, решив дожидаться вместе со всеми. Комендант доложил директору комбината хлебопродуктов Ивану Ноякшину о необычном госте. Иван Яковлевич, который и сам жил на территории предприятия, пригласил белорусского поэта с супругой на чай и местные пирожки с сушеными яблоками. А узнав, что семья прибыла в эвакуацию, предложил им жить в свободной квартире, которая пустовала, после того как главный инженер предприятия ушел на фронт.

Поэт вышел на высокий берег реки (совсем рядом и стоит комбинат хлебопродуктов). На Волге он оказался впервые. И, несмотря на дождливый ноябрьский день, устоять перед окружавшей его красотой не мог. С крутого берега открывается отличный вид не только на реку, но и на Казань на противоположном берегу. Именно эти места и будут вдохновлять нашего поэта в последние месяцы его жизни. Семья остановилась в предложенной крошечной двухкомнатной квартирке, однако и это было в те времена почти роскошью, поскольку в самой Казани найти жилье было невозможно. В перенаселенном городе на человека приходилось в годы войны всего 3,3 м2.

— Зимой, когда река замерзла, Янка Купала на лыжах переходил Волгу и таким образом добирался в Казань, где работал и встречался с коллегами: участвовал в заседаниях Академии наук, радиомитингах. А вечером вновь возвращался в Печищи, — рассказывает заведующая музеем Янки Купалы Римма Абызова. Хотя современному человеку представить себе, как в морозы добирался на лыжах до Казани поэт, довольно сложно — наша дорога из города в Печищи на автобусе заняла почти час.

Последняя поездка в Москву

Сегодня в комнатах музея восстановлена обстановка того времени: кровать, шкаф, этажерка, письменный стол, абажур, репродуктор... С мебелью, к слову, поэту помог директор местного универмага Каримов, с которым Купале доводилось встречаться до этого в Москве. А репродуктор в Печищах был в годы войны только на здании сельсовета и в комнате народного поэта. Рано утром он выставлял радиоприемник на подоконник и с мешочком махорки спускался вниз, где уже собирались рабочие, чтобы послушать сводки с фронтов.

Вечером, возвратившись с работы, поэт брался за перо. Здесь осталось много рукописей, среди них стихотворения «Послание к Гитлеру», «К Беларуси», «К сестрам». Его супруга, Владислава Францевна, также не сидела без дела. Она работала в местной школе, где часто заменяла приболевших учителей.

Тот самый стол.

В июне 1942 года поэт получил приглашение в Москву — на подготовку к празднованию юбилея Якуба Коласа. Была приглашена и жена, но Владислава Францевна не поехала. Янка Купала поселился в 414-м номере гостиницы «Москва». А 28 июня 1942 года в 22.30 его обнаружили мертвым в лестничном проеме гостиницы. По официальной версии, произошел несчастный случай.

— В свидетельстве о смерти причиной был указан сердечный невроз, — говорит Римма Абызова. — Только через день в Печищи пришла телеграмма, которая принесла трагическую весть. Организацию похорон взял на себя Союз писателей СССР.

«Были по-своему счастливы»

Вдова поэта после 1945 года каждые 5 лет приезжала в Печищи — вплоть до 1969 года, когда не стало и ее. «Несмотря на то, что вдали от родины, здесь мы были по-своему счастливы, здесь наше последнее место жительства», — говорила Владислава Францевна.

Именно ей и принадлежала идея создать в Печищах если не музей, то хотя бы мемориальную комнату народного поэта. В 1975-м это было реализовано. А сегодня у сотрудников есть задумка занять под экспозицию все три этажа дома, посвятив целый этаж белорусской культуре. Ведь интерес к ней с годами растет. Если раньше музей посещало около 3,5 тысячи человек в год, то в последние два года — не меньше 5 тысяч.

— К примеру, после того, как ансамбль «Песняры» побывал у нас, а после рассказал о музее на концерте в Казани, к нам пришло множество посетителей, которые раньше о нас не знали. Мы тесно сотрудничаем с белорусскими общинами в Казани и Чебоксарах. Передвижные выставки нам предоставляет Государственный литературный музей Янки Купалы в Минске, — говорит Римма Абызова.

Несмотря на то что сегодня российские школьники не изучают творчество белорусского классика, во всех школах Верхнеуслонского района есть факультативный урок литературы, который посвящен поэту и проводится в музее. А значит, у музея есть будущее. И надежда, что жизнь в этом живописном месте на берегу Волги все же никогда не замрет даже на время.

Елена КРАВЕЦ

Республика Татарстан

Фото Национального пресс-центра Республики Беларусь

Название в газете: «Зимой поэт добирался до Казани на лыжах через Волгу»

Выбор редакции

Общество

Веселые истории читателей

Веселые истории читателей

Об отношениях, армии и подарках.

Общество

Война оставила ему жизнь, но забрала близких. Посетили кличевского ветерана войны Михаила Фельдмана

Война оставила ему жизнь, но забрала близких. Посетили кличевского ветерана войны Михаила Фельдмана

Несмотря на свои 96, Михаил Фельдман выглядит на зависть бодрым и моложавым.

Культура

Группа Іrdorath: Наш посыл — быть настоящими и свободными

Группа Іrdorath: Наш посыл — быть настоящими и свободными

Пример истории, когда талант сам пробивает себе место под солнцем.