Вы здесь

Когда в сельской местности решатся проблемы с питьевой водой?


К 2025 году в сельской местности планируется построить 1400 станций обезжелезивания воды. В них нуждаются небольшие населенные пункты, где проживает от 200 до 500 человек. Это позволит обеспечить все население страны качественной питьевой водой.


Строить по 250 станций в год

Еще в прошлом году облисполкомы совместно с Министерством жилищно-коммунального хозяйства оценили системы водоснабжения по всей стране.

— Определено 1400 населенных пунктов, где будут строиться станции обезжелезивания. Еще 300 планируется обеспечить водозаборными скважинами, а 180 — переподключить к населенным пунктам с качественной питьевой водой, — отмечает консультант отдела водопроводно-канализационного хозяйства и благоустройства управления коммунального хозяйства и энергетики Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ирина Саливончик.

В 2019 году велось строительство 250 станций обезжелезивания. На это выделены средства республиканского и областных бюджетов.

— Основной критерий для выбора населенных пунктов, где будут строиться станции обезжелезивания, — превышение содержания железа в воде, а также количество жителей, — проинформировала специалист. — На сегодня более 92 % населения обеспечено качественной водой. К 2025 году эта цифра составит 100 %.

По ее словам, более половины из 250 запланированных в этом году к строительству станций уже введено в строй. Приблизительно для сотни объектов завершается подготовка документации.

— Почти все запланированные станции будут введены в строй. Те, что не успеем, введем в начале 2020 года. К 2025 году ежегодно в каждой области будет строиться не менее 40 станций обезжелезивания. Также ведется работа по переподключению населенных пунктов и подвозу воды туда, где строительство станций обезжелезивания является неэффективным, — сообщила Ирина Саливончик.

Отечественная разработка

Причем произвести необходимое для страны количество станций, которые не будут уступать импортным аналогам, можно в Беларуси. Например, Национальная академия наук разработала продукт, который будет изготавливаться на базе оршанского «Завода ПАК». Проект реализуется в рамках программы развития Оршанского района до 2023 года.

— Разработана конструкторская документация, создан опытный образец, который работает на протяжении девяти месяцев. Холдинг «БелАЗ» на базе «Завода ПАК» осуществляет подготовку производства и в скором времени выпустит первую партию. В дальнейшем эти станции по очистке питьевой подземной воды появятся в населенных пунктах. Наша станция не дороже импортной, и это позволяет ей побеждать в конкурсах на поставку, — рассказывает заместитель генерального директора по экономике и производству Национальной академии наук Беларуси Александр Козлов.

Подробнее об этом рассказал руководитель проекта «Водоочистка и водоотведение», начальник опытного производства НПЦ НАН Беларуси по материаловедению Алексей Шелковский.

— Наша станция предназначена для небольших населенных пунктов, где живет до двух тысяч человек. Кроме железа, в воде могут присутствовать и другие примеси. Например, на 5 % объектов содержится марганец. Зная набор примесей, мы создали универсальную станцию для использования на объектах с пропускной способностью до 240 м3 питьевой воды в сутки. Из методов очистки воды от железа, существующих в нашей стране, мы используем окисление кислородом воздуха — аэрацию. Опытный образец станции работает в Заславле, в Центральном районе. И отзывы положительные — железо в пробах воды не обнаруживается, она соответствует нормам СанПиН. Мы поставили еще три похожие станции: в Ляховичах такая запущена и функционирует, в Ганцевичах и Оршанском районе готовятся к запуску. Мы работаем совместно с «Заводом ПАК», обучаем его специалистов сборке и дальнейшей эксплуатации.

Алексей Шелковский отметил, что Национальная академия наук разрабатывает оборудование и реагенты для очистки сточных вод.

— Питьевую воду, добываемую из земли, мы очищаем без проблем. А вот очистить то, что уходит в землю — стоки, — большая проблема. Особенно с реагентной базой, которая используется для очистки воды. Ежегодно на оборудование и импортные реагенты приходится выделять около 300 миллионов долларов. В мире постоянно изменяются технологии, потому что меняется и состав примесей в стоках. В Академии наук существует своя школа с опытом такой работы, и мы готовы работать в этом направлении.

Опасные колодцы

Что касается качества воды, которую получают белорусы, то оно довольно высоко. В соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения, вода считается безопасной, если количество нестандартных проб не превышает 5 %.

— Уже на протяжении многих лет в Беларуси доля нестандартных проб по химико-биологическим показателям не превышает 1 %, что свидетельствует о высокой эпидемиологической надежности воды, которую получает население, — говорит заведующий отделением коммунальной гигиены Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Александр Спургяш.

Основными источниками водоснабжения в Беларуси, кроме Минска, являются подземные воды. В столице некоторые районы (в частности, Московский и Фрунзенский) используют воду из поверхностных источников. Перевести все районы Минска на подземные источники водоснабжения планируется к 2025 году. Проектная документация уже разработана, сейчас осуществляется выбор генподрядчика.

— Основная проблема нашей воды — повышенное содержание железа. Оно не оказывает токсического действия на организм, однако способствует увеличению мутности, окрашенности и появлению специфического запаха, что ограничивает использование этой воды в санитарно-бытовых целях. По результатам лабораторного контроля, если брать статистику за последние 15 лет, количество нестандартных проб по санитарно-гигиеническим показателям (а они в основном связаны с высоким содержанием железа) снизилось с 22,5 % до 15 %, — рассказывает Александр Спургяш.

В малых населенных пунктах используются нецентрализованные источники водоснабжения — это шахтные и трубчатые колодцы. По словам специалиста, они недостаточно безопасны, поскольку в них попадает вода из ближайшего к поверхности земли водоносного слоя, который не защищен водонепроницаемыми породами. В основном нестандартные пробы по санитарно-гигиеническим показателям в таких колодцах связаны с повышенным содержанием нитратов.

— В последние годы количество нецентрализованных источников, не соответствующих установленным требованиям, снизилось с 15 % (в 2008 году) до 4%. Насколько безопасна вода в таких колодцах, владельцы могут узнать, сдав ее на исследование. Как это сделать, можно уточнить в территориальных центрах гигиены и эпидемиологии, — проинформировал Александр Спургяш.

Как сэкономить 15 тысяч евро?

Помогают получить доступ к качественной питьевой воде и некоторые проекты, которые реализуются в нашей стране, в том числе в партнерстве ПРООН с Министерством природы. Благодаря одному из них — «Зеленая экономика» — девять тысяч сельских жителей Мостовского района Гродненской области, в том числе 735 человек с ограниченными возможностями, получили бесперебойный доступ к питьевой воде. Насосное оборудование водозаборов было заменено на более энергоэффективное, в том числе насосы, счетчики воды и электричества для дистанционного снятия показаний. На 18 наиболее отдаленных сельских водозаборах было установлено оборудование для дистанционного управления артезианскими скважинами. Информация из водозаборов сейчас поступает на специально оборудованный центральный диспетчерский пункт в Мостах. Автоматизация позволила обеспечить 31 сельский населенный пункт бесперебойным круглогодичным питьевым водоснабжением, а это 60 % сельского населения Мостовского района.

Созданная в районе система имеет экономический и экологический эффект, сообщила сотрудник по коммуникациям ПРООН Екатерина Якубенко. Она позволяет сокращать энергозатраты на добычу и доставку на 15 тысяч евро ежегодно. При этом уменьшение потерь воды составляет 5 % за счет оперативного обнаружения аварий в трубопроводах.

По данным ООН, более двух миллиардов людей на планете живут без доступа к безопасной воде в домашних условиях. При этом 80 % людей мира, которым приходится использовать воду из опасных или незащищенных источников, живет в сельской местности. Более 40 % населения планеты страдает от недостатка воды, и эта цифра будет расти. Доля пресной воды на планете, по разным подсчетам, составляет всего 2,5–3 % от всей воды. К 2025 году почти половина жителей планеты рискует жить в условиях хронической или периодической нехватки пресной воды.

Елена КРАВЕЦ

Фото Татьяны ТКАЧЕВОЙ

Выбор редакции