Вы здесь

Наталья Бибикова: Мои постоянные спутники — театр и телевидение


Неважно, постановки премьерные или давно признанные, сцены большие или камерные, коллективы столичные или региональные — для автора и режиссера программ «Театр в деталях», «100 дней с Купаловским» Натальи Бибиковой верно только одно обстоятельство: «талантливо». Стать участником проектов — повод для гордости. Стать зрителем — удовольствие. На журналистское счастье, и на съемочной площадке бывают паузы: Наталья нашла время для интервью и поделилась мыслями о своих постоянных спутниках — театре и телевидении.


— Еще до запуска авторских программ вы работали над рубрикой «Сцена» в передаче «Доброе утро, Беларусь!». Что особенного было в этой работе?

— Изначально я пришла туда в качестве ассистента режиссера: готовила записи к эфиру, иногда участвовала в съемках — поручения были разные. И вот однажды возникла потребность в сюжете о премьерной постановке Валерия Анисенко «Женщины Бергмана» в Театре белорусской драматургии. Мне захотелось попробовать. К счастью, руководство оценило мою работу, и быстро было принято решение открыть рубрику «Сцена». В эфир я выходила ежедневно — а значит, каждый день должна была найти тему и снять ролик. Концерты, фестивали, гастроли и, безусловно, спектакли — ничто не проходило мимо нас. И такой плотный график — в течение восемнадцати лет... За это время определила для себя правило: не пренебрегать никакой, даже самой мелкой работой.

— Следует сказать, что по образованию вы актриса и основы телепроизводства осваивали самостоятельно...

— Я убеждена, что человек может научиться чему угодно, особенно в наше невероятно богатый ресурсами время. Выступая в качестве ведущей, долго наблюдала, как бушует вся съемочная команда, старалась «поймать» нюансы операторской работы, монтажа. Теперь у меня есть возможность воплощать проекты согласно со своими требованиями и вкусом: тексты для передач пишу сама, режиссирую и монтирую также самостоятельно.

— Знаю, что студентам творческих факультетов вашу программу «Театр в деталях» приводят как пример качественного арт-проекта. А есть ли у вас так называемый must see список передач о культуре?

— В детстве, еще не зная, что в будущем это будет моей профессией, я просто обожавшей передачи об актерах: с восторгом смотрела, как собираются труппы легендарных театров, как артисты ведут себя, о чем беседуют, шутят, задают вопросы ... Олег Ефремов, Марк Захаров, Александр Калягин — герои моего детства. А какие чудесные концертные номера готовили Андрей Миронов, Александр Ширвиндт, Михаил Державин! Думаю, и сегодня можно найти те записи в сети. А сейчас я с удовольствием смотрю проект «Большая опера» и программу-интервью «Главный герой». 

— В августе вы начали работу над проектом «100 дней с Купаловским», который посвящен сотому сезону и наступающему веку Национального академического театра имени Янки Купалы. Какими впечатлениями уже можете поделиться?

— Идея возникла в прошлом году. Изначально планировалось подготовить передачу об истории Купаловского, но в итоге решили сделать программу о сегодняшней деятельности театра, хотя  накануне столетия, которое отметим в следующем сентябре, исторические обзоры также выйдут в свет. А сейчас нам важно как можно подробнее рассказать поклонникам о театральных буднях — обо всем, что обычно скрыто. Нам хочется сократить расстояние между купаловцами и зрителями,  показать новые стороны театральной жизни. Мне отрадно, что удалось снять сбор труппы после отпуска. А сейчас, когда сезон начался, съемочная команда присутствует на собраниях, на празднованиях, на репетициях, на читках. Иногда мы проводим в театре буквально целый день.

— Знаю, что над проектом работает и Александра Бобкова — ваша дочь ...

— Она уже имеет образование телережиссеров. С детства была вместе со мной на съемках и наблюдала за всем процессом создания. Помню, когда дочери исполнилось двенадцать, она получила в подарок свою первую камеру, и с тех пор Саша стала главным видеографом в школе. В одиннадцатом классе поняла, что телевидение — ее судьба, поэтому и поступила в Академию искусств. Знаете, сейчас она уже мой учитель. Всегда прислушиваюсь к ее советам: на какие постановки обратить особое внимание, как лучше снять, на чем сделать акцент. Помимо участия в моих передачах, она занимается режиссурой проектов «Мастерская», «Дом, где живет искусство», а недавно состоялась премьера проекта «На высоте»: программа рассказывает о творческой молодежи Беларуси, и Александра является режиссером-постановщиком.  

— Постановщики, артисты, зрители... Вы наблюдаете за ними всю жизнь. Что в театральной среде вас больше всего огорчает?

Мне очень больно видеть извечную борьбу классики и эксперимента. Почему бы наконец старшему поколению не заинтересоваться молодежными находками, а молодежи не принять классические постановки? Театр он разный, место в нем хватит каждому. А вот что касается зрителей... Я множество раз видела очень некрасивую вещь: идет спектакль и, кажется, все прекрасно. Актеры шикарно играют, «выкладываются» полностью. Зритель реагирует смеется, плачет, улыбается. Артисты выходят на поклон и видят повернутые спины некоторых зрителей, которые бегут занять очередь в гардеробе. Пожалуйста, не торопитесь уходить. Не жалейте благодарности тем, кто целый вечер дарил вам свою энергию.    

И напоследок немного приятностей. Как мама четырехлетнего Максима, на какие постановки для детей в нынешнем театральном сезоне вы советуете обратить внимание?

— Совсем недавно в Белорусском государственном театре кукол состоялась прекрасная премьера спектакля «Тутта Карлссон: первая и единственная», поставленного Екатериной Ложкиной-Белевич. Очень умная и в то же время легкая, захватывающая работа. А еще мне очень нравится независимый детский театр Златы и Владимира Глотовых, который называется «Четки». Удачный литературный материал, красивейшие хэнд-мэйд декорации и, что главное, внимание к маленьким зрителям, понимание их настроения и ожиданий. Обязательно познакомьтесь!

Мария Страх, студентка IV-го курса факультета журналистики БГУ

Выбор редакции

Здароўе

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

Как вакцины спасают жизни и чего может стоить их игнорирование?

Наука

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Рассказал первый заместитель председателя Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Денис Коржицкий.