Вы здесь

Главный редактор журнала «Маладосць» рассказывает о новой стратегии издания


С началом новой подписной кампании в  «Маладосці» появился новый «промоушен»: теперь это «больше чем журнал». О подробностях сегодняшней стратегии издания рассказывает его главный редактор Светлана Вотинова.


— Что значит «больше чем журнал»?

— В буквальном смысле. И если по сути, то это уже не заявка, не озвучивание цели, а совершенное, констатация факта.

Довольно продолжительное время, более чем год, «Маладосць» напоминает ядро, которое притягивает и вокруг которого происходит непрерывное вращение. Ядро культурное, вращение интеллектуальное. Как-то незаметно для самих себя мы получили такой, продолжая ядерную терминологию, «магнитный момент», что сейчас нам делаются предложения о сотрудничестве чаще, чем делаем их мы. И это не может не свидетельствовать об актуализированной известности издания и симпатии к нему, тем более что в партнерах — структуры авторитетные. Среди наиболее яркого сотрудничества — с резонансом на всю страну и довольно весомым творческим результатом — можно назвать сотрудничество с филологическим факультетом БГУ и Национальным институтом образования в рамках конкурса биографических произведений, посвященных писателям XIX века, «Слаўная кампанія: рэANІMAцыя», и сотрудничество с Первым национальным каналом Белорусского радио в рамках литературного проекта-конкурса «Бацькаўшчына светлая мая», посвященного Году малой родины. Кроме того, мы партнёрствуем в конкурсе, который сопровождает известный уже фестиваль «Город и Книги». В качестве жюри оцениваем работы, которые посылаются на не менее известный Республиканский конкурс литературного творчества студентов учреждений высшего образования «Автограф». Имеем непосредственное отношение к выдвижению произведений на Международный конкурс молодых писателей «Першацвет». В последнее время стали еще и партнерами сетевого конкурса эссе «Мир будущего» портала mocny.by. Благодаря одним только конкурсам можно представить, какое вращение происходит в редакции и вокруг нее и как мы все позитивно заряжены.

— Что касается нового «промоушена» ...

— Что касается его, то в концепцию «Больше чем журнал» входят две масштабные акции, тесно переплетающиеся друг с другом и в то же время независимые. Это цикл редакторских лекций «МаладосTEAM на ўвесь свет», с которым мы заявляемся в университеты и включающий темы, актуальные для будущих лингвистов, филологов, журналистов, издателей и просто творческой молодежи. Это лекции и о литературе, и о журналистике, и о «Маладосці». Второе составляющее концепции — анкетирование,  проводимое во время лекций или на интернет-странице нашего издания. Оно имеет двойную цель: нам его результаты помогут еще отчетливее видеть свою аудиторию, а молодежь получит возможность больше узнать о нашем журнале и перспективах сотрудничества с редакцией. Пометка на анкете — о возможностях, которые издание готово дать тем, «кому есть что сказать миру», — это не просто слоган. Мы предлагаем молодым людям быть сосоздателями журнала. От этого и вопросы специального характера, и неординарные предложения: «Представь, что тебе нужно продать рубрику», «Представь себя главредом» ...

— Вы даже предлагаете выдвигать кандидатов на «нобелевку»...

— Ну, да (с улыбкой). В противовес выражению «Ничего личного» здесь надо сказать: «Только личное». В рубрику «Мой нобелист» каждому потенциальному ее автору предлагается написать о писателе, которого лично он, этот автор, наградил бы собственной Нобелевкой, с обоснованием: за что. Это должна быть личная аргументация в пользу творца, который на определенном этапе жизни автора сильно на него повлиял. Писатель может быть из любой страны и любой эпохи и даже малоизвестный и малопризнанный. Здесь действует принцип «не для всего мира, но для меня лично». Рубрика имеет несколько целей, и пропаганда произведения, усиление интереса к писателю — первая, но не самая важная. А может, и вообще не цель на фоне следующего: важно сообщить молодым читателям, которые в основном одновременно и сами литераторы, во-первых, насколько это ответственно — писать, зная, что тебя прочитают, а во-вторых, насколько индивидуальность сильнее, чем мода, массы, бренды и тренды. Ведь все последнее перечисленное создается первыми.   

— Ваша рубрика «100slow» —такая якобы серия самопрезентации молодых авторов...

— Так и задумывалось, но больше не для самих этих авторов, а для тех, кто еще только решается к ним присоединиться. Это буквально 100 слов, которые предлагается написать нашим творцам о том, как они дошли до издания. Но обратите внимание на slow — «медленный». Идея в том, что «Маладосць» продолжает оставаться журналом, попасть в который со своим написанным – что-то да значит. Его роль для молодых заключается среди прочего и в том, чтобы дать понять, что литература — это не просто сочетание мыслей, идей и вдохновения, что это не только творческий полет, но и муки —  сомнения, старание, поиск, что талант нужно не только проявлять, но и воспитывать. «Маладосць» — не сборник произведений, безоглядно принятых к печати, скорее это сборник набело переписанных черновичков, над которыми автор работал упорно и порой долго, под присмотром редакторов. И у тех слезы счастья наворачиваются на глаза, когда в «100slow» присылается, скажем ... А вот я вам некоторые прочту:  

«Не отмели, не посмеялись. Тексты взяли, вдумчиво прочитали, объяснили, где ошибки. Словари посоветовали, ресурсы и справочники. Похвалили, поддержали, в печать отправили. И выросла девочка трех лет в успешного, востребованного автора. Вот что такое для меня «Маладосць».

«Первое эссе для «Маладосці» я написала где-то около своего 18-летия – времени самокопания, – поиска, – бичевания, – анализа). Хотелось понять, кто я, но получалось так-сяк-накосяк, лишь бы не по-людски. С каждым новым текстом, выплескивая страхи, надежды, мечты, свойственные юности, я взрослела в «Маладосці», и, очень надеюсь, кто-нибудь из сверстников вместе со мной. С журналом я делилась путешествиями, встречами, жизнью в общежитии, мыслями о судьбе».

«Только представьте: ваши произведения читают. Подправляют. Печатают (ага, даже на бумаге!). А в почтовый ящик летят обратные «маладосцеўскія» письма с предложением посетить мероприятие, написать в рубрику. Прислать что-то новенькое. Три года прошло, а я все удивляюсь. Удивляюсь но посылаю. Попробуйте и вы».

«Быков штукатурил здания, обучаясь в ФЗО, Довлатов строил метро в Ленинграде, Стейнбек батрачил, а Буковский, кажется, вообще всем занимался. Да-да, я явно льстил себе, когда перебирал все эти имена, одной рукой листая сообщение от редакции, что текст принят, а другой – штукатуря стенку. Очередная, тридцать восьмая, попытка завязать что-то писать откладывается. Правда, брали меня психи еще раз восемь к тем тридцати восьми, но ничего, нормально. Будем, значит, работать и развиваться вместе, если уже доверили!»

Вот такие отзывы авторов на работу с ними, а главное – на их работу над собой и своими произведениями. И это тоже к теме «Больше чем журнал», потому что гореть идеями – этого очень мало, и зажигать других, – есть только половина дела. Надо как-то так постараться, чтобы огонь, зажженный в других, не угасал. Вот к этому мы стремимся. А как будет – покажет время...

Беседовал АЛЕКСЕЙ ЗБАРСКИЙ

Выбор редакции

Спорт

Замена Олимпиаде. Белорусская легкоатлетическая

Замена Олимпиаде. Белорусская легкоатлетическая

Белорусская федерация легкой атлетики устроила свои игры.

Общество

Без очереди и за считанные минуты. Как сдают экспресс-тест на коронавирус

Без очереди и за считанные минуты. Как сдают экспресс-тест на коронавирус

Экспресс-тестирование доступно во многих поликлиниках страны.

Культура

Режиссер Влада Сенькова: Белорусское кино может легко войти в моду

Режиссер Влада Сенькова: Белорусское кино может легко войти в моду

Премьера картины ІІ, которая состоялась на прошлом кинофестивале  «Лістапад», стала настоящим событием со всеми причитающимися атрибутами — громким контекстом, толпой в кинотеатре и длинными рефлексиями, которые подтвердили, что фильм попал в яблочко.