Вы здесь

Легко ли развивать бизнес в малых населенных пунктах


Герои этого материала на собственном опыте доказывают, что бизнес в малых населенных пунктах имеет будущее. Безусловно, предпринимателям из сельской местности необходимо больше внимания и поддержки. Но значимость их деятельности немаловажная. Они не только развивают самозанятость, но и создают новые рабочие места. Где и каким образом, читайте в репортаже корреспондента «МС».


Окна в будущее

В производственном помещении в деревне Зарудичи кипит работа. Сотрудники предприятия по созданию экологических стеклопакетов конструируют, измеряют, шлифуют деревянную «оправу» для будущих окон. Одна из основателей фирмы Александра Чижевская, встречая журналистов, уточняет, что ее производство особое — высокотехнологичное.

Все началось с семейного бизнеса — обычной столярки, на которой отец Александры производил мебель, двери. Потом пришла идея добавить в ассортимент еще какие-нибудь вещи. «Услышали про школу в Комарово, захотелось поучиться, получить новые знания, связи. Как раз мы имели намерение заняться деревянными окнами, — рассказывает предприниматель. — Это экологический продукт, и в нашем регионе (Сморгонщина. — «МС») был только один их производитель, работающий на экспорт. Мы решили попробовать».  

С течением времени тот единственный производитель из конкурента превратился в партнера. По словам Александры, школа в Комарово стала толчком, который помог понять: два маленьких бизнеса могут работать вместе. «Мы имели что-то одно, они — другое. Работая вместе, сейчас мы дополняем друг друга», — говорит женщина.

Александра показывает красивые деревянные рамы и отмечает, что почти 90 процентов продукции идет на экспорт в основном на российский рынок. «Это дорогие окна. Сырье дорогое. Делаем их из качественного бруса, который сам по себе стоит много. Добавьте обработку, фурнитуру (она исключительно немецкая), качественные покрытия», объясняет предприниматель. 

Дорогие материалы — гарантия отличного качества и уверенности в долговечности продукции.

«Есть люди и у нас, которые заинтересованы в экологическом продукте, которые хотят жить в чистых домах с хорошим микроклиматом, растить своих детей в экологическом окружении», — отмечает Александра.

После поддержки бизнесмены создали пять новых рабочих мест. Всего помимо учредителей на производстве работает семь человек. Время от времени на сезонные заказы приглашают еще несколько работников.

Сколько зарабатывают сотрудники, Александра не ответила. Но уточнила, что средняя зарплата по региону у них есть. Если денежные вопросы — коммерческая тайна, то об опыте и квалификации своих рабочих женщина рассказала более подробно: «Кто-то пришел с нуля, кто-то с подобного производства, кто-то из совсем другой сферы, далекой от промышленности».

Таким «новичком», кстати, является и она. Работала экологом в городе, каждый день ходила в офис. Но однажды решила кардинально изменить и место работы, и дом: «Но я всем довольна. В деревне детей растить проще, а возможности для семьи все те же».

Еще одним поводом вернуться на малую родину была семейная традиция. Совладелец, отец Александры Олег Лис рассказал, что их предки с давних времен работали с деревом. Что еще, как не мастерство деревообработки, могут прекрасно освоить белорусы в крае, богатом лесом?

«Я считаю, что семейное дело должно притягивать. И если у отца есть дело, кто-то из детей обязан его поддержать», — уверена Александра Чижевская.

Работать на своем предприятии приходится не только головой, но и руками. Она научилась шлифовать заготовки, может помочь с выполнением простых операций. Но самое частое место работы — за компьютером. Александра принимает заказы, устанавливает контакты с заказчиками, делает в специальной программе проекты окон.

«Нам, конечно, нужны специалисты — люди, которые хотят учиться и развиваться. Многие хотят прийти и получить 500-700 долларов со старта, ничего не умея, — заключает предприниматель. — Кадров в регионе, которые сразу умеют делать окна, не найдешь: приходится учить». 

Сегодня объем ее производства от 200 до 400 квадратных метров деревянных окон в месяц. «Слишком амбициозных планов не строим. Главное — плавно двигаться вперед, — констатирует Александра. — Я считаю, что есть определенная граница, к которой ты должен стремиться. Нужно вовремя остановиться и на какое-то время задержаться, выдохнуть, работать на одном и том же уровне, посмотреть, чего ты хочешь — расти или оставаться на месте».

Но точки роста для своей сферы предприниматель уже определяет. Одной из них может быть монтажный отдел. Сейчас замерами и монтажом окон занимаются привлеченные специалисты.

И рыбам, и людям

Еще один специалист из Сморгонщины Илья Агарков рассказал, как сделать бизнес из отходов и...червей. Пока картинки не очень привлекательные? И на самом деле производство достаточно специфичное, но этим и интересное. «Экобиоферма» занимается выращиванием опарышей и изготовлением зоопротеина.

Илья Агарков закупает на птицефабрике в Лиде отходы куриного мяса механической обвалки. В эту массу помещает заранее выведенных личинок мясной мухи. Там они растут и питаются. Потом опарыш хранится в холодильных камерах и отправляется покупателю. Перед продажей его охлаждают, так как при транспортировке в теплом окружении личинка за несколько часов может превратиться в куколку. Примерно так выглядит процесс выращивания опарыша.

Сейчас фермер выводит рыболовного опарыша и делает документы на производство личинок для потребления сельскохозяйственными животными (птицами, крупным рогатым скотом, рыбами).

«Идея возникла лет десять назад, когда таких предложений было на рынке мало. Беларусь вообще такого производства не имела. Я сам рыбак и выращивал опарыша для себя. Проанализировал документальное оформление дела и понял, что необходимы средства. Прорабатывал идею несколько лет, а впоследствии получил грант в школе Комарова. Так начал свой бизнес», — поделился Илья Агарков.

Учился вести бизнес предприниматель по видеороликам в интернете, подражал опыту польских, российских фермеров, ездил к минским коллегам. На первом этапе пришлось даже ввязаться в настоящую войну... с жуками, которые атаковали выращенных личинок. Поэтому основное требование к производственному помещению — изоляция от внешнего мира. Особенно это необходимо летом, когда любая «залетная» муха может смешать породу и испортить продукцию.

Сбывает опарыша бизнесмен оптовым предприятиям, которые продают его в магазины. Сегодня объемы полезных личинок в хозяйстве Ильи — 100—150 литров в сутки. В зимний период сбыт небольшой, поэтому пытаются продукцию сушить, готовить на корм. Летом спрос достигает 200—300 литров.

Если предложений на рынке было мало, опарыш стоил примерно 14 долларов за литр. Сейчас спрос обеспечивают свои и российские производители, поэтому цена снизилась до восьми рублей.

Производство на отходах и само безотходное. Удобрение — еще одно направление бизнеса биофермы. «После переработки мяса опарышом остаются продукты его жизнедеятельности, из которых получается полезное удобрение», — сообщает Илья.

Возможный вектор развития — выращивание опарыша для людей. «То есть люди его есть будут?» — спрашивают напуганные журналисты у бизнесмена. «Да. Это же чистый белок. В любом случае к 2050 году по прогнозам около 30—40% белка будут получать из альтернативных источников — это мясо из пробирки, выращивание насекомых и растительный белок», — уточняет он.  

Если сморгонец наладит производство опарышей для питания не только рыбок, а еще и людей, он станет первым в этом деле в СНГ. «Культура европейцев не позволяет есть насекомых, но 25% жителей планеты едят их и не волнуются», — шутит Илья. Он отмечает, что технологии переработки отходов мухами разработаны в 1960-е годы в СССР. На родине, в странах СНГ, эти технологии не очень развиты. Но запрос на муху на рынке есть.

Отечественные фермы по выращиванию рыб закупают импортные корма. По словам Ильи, его объемы им не очень интересны, так как хозяйствам необходимы 200—300 килограммов сушеных опарышей в сутки. «Мы открылись как небольшое предприятие. На данный момент нет ни технологий производства кормов, ни документов, ни нормативной базы, каким должно быть предприятие для кормов из насекомых. Поэтому все приходится разрабатывать и внедрять самим», — жалуется Илья.

Свою ферму он открыл в мае и нанял четырех человек. На специфическом производстве работает и девушка — ухаживает за мухами в инсектариуме. Мужчины сортируют личинок. Основное требование при приеме на работу к Илье — отсутствие брезгливости. Проверяет это он просто: дает ведро опарышей и предлагает расфасовать. И, безусловно, такой тест проходят не все.

«А вообще, можно ли на опарышах заработать деньги?» — интересуемся у Ильи.

«Хороший вопрос. Пока не отвечу, в следующем году могу поделиться мыслями», — отвечает мужчина.

Истории начинающих бизнесменов вдохновляют неравнодушных и доказывают, что бизнес в небольших населенных пунктах можно делать и на традиционных высококачественных материалах, и на отходах. А при искреннем, заинтересованном подходе единомышленники и помощники найдутся всегда.

Напомним, в деревне Комарово на Мядельщине уже несколько лет существует бизнес-инкубатор. Он помог жителям Островецкого, Мядельского, Поставского и Сморгонского районов получить знания и финансовую поддержку для открытия собственного дела. В 20172018 годах для реализации этой задачи работала «Школа сельского бизнеса», обучение в которой прошли более 60 человек. Самые интересные и важные инициативы получили гранты на сумму от 2 до 10 тысяч евро от проекта Европейского союза.

Мария ДАДАЛКО, фото автора

Сморгонский район

Выбор редакции

Общество

К купальному сезону подготовят 459 пляжей

К купальному сезону подготовят 459 пляжей

Существуют строгие требования к местам для купания.

Экология

Какой интерес у Беларуси у Южного полюса?

Какой интерес у Беларуси у Южного полюса?

Антарктика, такая далёкая и близкая.

Общество

Командир ведет за собой

Командир ведет за собой

Пятикурсник Полоцкого государственного университета имени Е. Полоцкой был удостоен почетного звания «Человек года Витебщины — 2023».