Вы здесь

Найти фейки… в произведении Гоголя


«Любезный друг, кум и благодетель... Спешу, между прочим, уведомить тебя, что приехал чиновник с предписанием осмотреть всю губернию и особенно наш уезд. Я узнал это от самых достоверных людей, хотя он представляет себя частным лицом. Так как я знаю, что за тобою, как за всяким, водятся грешки, потому что ты человек умный и не любишь пропускать того, что плывет в руки… Поэтому советую тебе быть осторожным, ибо он может приехать в любое время, если только уже не приехал и не живет где-нибудь инкогнито…» Всем известны эти строчки из легендарной комедии Николая Гоголя «Ревизор», которые у старшего поколения сразу вызывают улыбку. Но попробуйте заинтересовать литературной классикой подростков! Или почитать с ними еще одно произведение этого писателя — «Мертвые души». У многих педагогов просто опускаются руки. Но у директора средней школы № 2 города Столина Аллы ЛОЗИЦКОЙ, которая преподает в школе русский язык и литературу, есть свои лайфхаки, которыми они поделилась с коллегами в рамках третьей конференции EdCamp Belarus — 2019. Тема ее мастер-класса была посвящена формированию исследовательских компетенций через средства медиаобразования.


Прогулка с Чацким

Алла Лозицкая: «Изучение создания фейка — любимое занятие у учеников, благодаря которому они проштудируют литературный текст не раз…»

— Я с большим уважением отношусь к Тургеневу, Грибоедову, Пушкину и Толстому, но для современных детей это совсем другая действительность, которая никак не связана с сегодняшним днем. И надо найти какой-то «крючок», чтобы зацепить их внимание, — констатирует учительница. — «Ревизора» семиклассники читать не очень хотят, потому что социальный подтекст этого произведения от них очень далек. Поэтому над «Ревизором» я работала со своими детьми в контексте фактчекинга (англ. fасt сhесkіng — проверка фактов). Городничий собирает своих чиновников и зачитывает им письмо. И вот тут завязывается интрига, в том числе и на нашем уроке. Начинаем разбирать: нейтральный ли это текст, или в нем присутствуют какие-то маркеры (слова), указывающие на обратное? Есть ли в послании оценочные суждения? Берем в руки маркеры и раскрашиваем текст: выделяем разными цветами факты и суждения… Интересно, что письмо одно и то же, но каждый чиновник понял его по-своему. Почему? Далее изучаем технологию создания фейка — это для моих воспитанников самое любимое занятие, благодаря ему они проштудируют литературный текст не раз. Кстати, дети любят именно слово «фейк», а не «слухи» или «сплетни».

«Если я вам скажу, что завтра в нашей столовке будет сухой паек, потому что водопровод требует ремонта, вы мне поверите?» — спросила однажды учительница у своих учеников. «Да», — отвечали они. «А почему? Я же вам говорю неправду». — «Потому что вы директор!» — «А если скажу, что на городской парк упал метеорит и парка больше нет, вы мне поверите?» — «Нет». — «А почему?»

— Так дети постепенно приходят к выводу, что для того, чтобы фейк распространялся, все должны быть готовыми в него поверить, — говорит Алла Лозицкая. — А далее у нас на уроке происходит работа в группах: первая исследует момент рождения фейка, вторая изучает траекторию его распространения (кто озвучил, кому передал, зачем это сделал?). Создается схема, в которую вовлечен весь город. Учащиеся начинают понимать, что есть люди, которые распространяют определенную информацию целенаправленно. И третья группа изучает последствия фейка. 

Произведение Александра Грибоедова «Горе от ума» еще дальше от современных детей. Но можно изучить, как рождаются и живут слухи о сумасшествии Чацкого. Начинаем устанавливать, кто их автор. Называют кого угодно, кроме Софьи. Выясняем, что героиня сказала это от злости, а кто-то услышал и понес дальше. Зачем он это сделал и почему в доме все быстро в это поверили?

 «Мертвые души» Николая Гоголя, «Недоросль» Дениса Фонвизина, «Герой нашего времени» Михаила Лермонтова, «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова, «Война и мир» Льва Толстого… Предлагаю тему для исследования на уроке: «Как создается имидж человека? Пиар и самопиар». Все произведения для этого подходят. Параллельно изучаем медиа- и пиар-технологии. Всегда ли возможно создание позитивного имиджа человека? Почему самовосприятие и восприятие тебя другими людьми не всегда совпадают? Почему стремление произвести впечатление не всегда оказывается успешным? Девятиклассников эти вопросы очень волнуют. Во время изучения «Недоросля» мои ученики нашли учебник по имиджмейкингу, изучили, как работают эти технологии, и перенесли на образ Митрофанушки. Выяснилось, что госпожа Простакова (его маменька) — имиджмейкер, так сказать, от Бога. Но почему все ее попытки не достигли цели? Просто для того, чтобы создать человеку позитивный имидж, все-таки должен быть какой-то фундамент, а на пустом месте это не делается. Мои ученики анализировали, кто из героев врет, а кто говорит правду, и выяснилось, что не врет только Скотинин. Просто потому, что у него нет в этом нужды.

Техники манипуляции в поведениях персонажей (еще одно понятие из медиаобразования) можно изучать на примере следующих произведений: «Алые паруса» Александра Грина, «Мертвые души» и «Ревизор» Гоголя, «Отцы и дети» Тургенева. Например, мои воспитанники пришли к выводу, что Базаров, который манипулирует всеми людьми вокруг себя, сам глубоко несчастный человек. Я не совсем с ними согласна, но чужое мнение надо уважать. Все герои этого романа оказывают психологическое давление друг на друга. И большое значение в нем имеют диалоги персонажей.

При знакомстве с «Мертвыми душами» Николая Гоголя (это произведение всегда воспринимается школьниками чрезвычайно сложно) мы реализовывали учебно-исследовательский проект «Информационное пространство города NN, или город как медиатекст». Прогулялись по нему вместе с Чичиковым: изучили вывески на разных объектах центральной улицы, театральную афишу, местную газету, надпись на заборе «продам душу». Посмотрели отрывок из экранизации романа 1984 года. Потом было задание сделать цитатную характеристику Чичикова, поделить источники утверждений — чья это позиция и видение (автора, самого Чичикова или так о герое говорят другие). Не является ли мнение о человеке, которого все видят в первый раз, интерпретацией? На каких основаниях оно создается? А дальше знакомство с романом пошло веселее.

Алла Лозицкая подчеркивает: «Для меня всегда было важно убедить детей в том, что классики, с произведениями которых они знакомятся на уроках литературы, не какие-то канонизированные личности. Их творчество остается актуальным по сей день, их произведения — о нас, именно поэтому их и считают классиками».

Будь в курсе!

Фейк — сленговый термин. Под фейком понимают новость, которая не имеет ничего общего с правдой, так сказать, подделку новости. Фейки могут задевать за живое тех, кто их читает. В этом случае у человека отключается логика, включаются эмоции, и он верит даже в самую невероятную информацию. Фейковыми могут быть также и действия. 

Настоящий патриотизм

Наталья Катченко: «Давайте представим себе, что к нам едут гости из другой страны…»

Воспитательная работа — головная боль для классного руководителя. Надо каждую неделю проводить информационные и классные часы, составлять на них планы. А есть еще и такие обязательные даты в календаре, которые невозможно пропустить, — например, 2 апреля — День единения народов Беларуси и России. На ярмарке педагогических идей EdCamp Belarus — 2019 предложение учительницы английского языка из Несвижской гимназии Натальи КАТЧЕНКО поделиться опытом проведения нескучного и нестандартного патриотического классного часа коллеги восприняли на «ура».

— Я являюсь классным руководителем в 10 классе. Мои ученики — люди со сформированным кругозором, взглядами на жизнь и человеческими ценностями. Это все я учитываю при планировании воспитательной работы, — констатирует педагог. — В начале каждой четверти предлагаю им список потенциальных тем для классных и информационных часов, а они должны аргументировать свой выбор. Например, стоит ли посвящать классный час Международному дню переводчиков? Однажды мне срочно пришлось корректировать свои планы. 2 апреля — дата больше официозная, и надо было ее как-то «очеловечить». Патриотизм не должен быть искусственным. Я сказала ученикам: а давайте представим себе, что к нам едут гости из России. Страна, конечно, может быть любой: от Австралии до Бразилии. Главное — это умение сопоставлять. В тот день к нам «ехали» гости из России. Но, прежде всего, спросила: что нас объединяет? Класс делится на шесть групп: каждая создает свое туристическое агентство. Задача — придумать ему название, чтобы в нем были только белорусские слова. 

Участники EdCamp Belarus — 2019 «заняли» места учеников и примерили их роли на себя. «Трыпутнік», «Альтанка», «Хмарачосы», «Калі ласка», «Аксамітны шлях», «Бульбашы» — названия, которые они предложили. Далее надо было придумать слоган (в стихотворной форме или прозе) — один, максимум два предложения, но чтобы в них были слова, которые понимают только белорусы. «Хмарачосы не водзяць за носы і змяняюць лёсы», «Завітайце да нас у «Альтанку»: чакаем ад ранку да ранку», «Валацуга, збірай валізу, а мы зробім табе візу» — импровизировали на ходу педагоги.

Дальше надо было составить туристический маршрут для гостей: предложить пять мест на карте и объяснить, почему именно они могут заинтересовать россиян. Приглашали их в белорусский Париж, Коссово, Монголию, Палестину и Бали, за сгущенным молоком в Рогачев и на БелАЗ в Жодино. Следующая задача — накормить дорогих гостей и предложить им блюда национальной кухни. «Вот это явный пробел в знаниях наших детей, — констатирует Наталья Катченко. — А теперь подумайте, что им показать из культурных событий — надо пригласить в два места. У моих учеников самым популярным был Купаловский театр, куда они ходили накануне… потом каждая группа определяла агентство, идеи которого им больше всего понравились».

Лист моего успеха

Ольга ЖИТКАЯ: «А почему бы не попробовать внедрить активную оценку в воспитательную деятельность?»

Учительница биологии Ушачской средней школы Ольга ЖИТКАЯ тоже классный руководитель в седьмом классе. Она преподает на дистанционном курсе «Стратегии активной оценки» (АО) и сама активно внедряет новую образовательную философию на своих уроках. Причем, как выяснилось, не только в рамках учебных занятий.

— Подумала, а почему бы не попробовать внедрить активную оценку в воспитательную деятельность? Я делаю ставку на следующие элементы АО: целеполагание, самооценку и обратную связь, причем не только с учениками, но и с родителями.

В начале учебного года учащиеся заполняют карту самооценки учебных достижений, куда внесены все предметы, которые они изучают. Разными цветами дети отмечают, какой у них настрой на их усвоение: красный — цвет тревоги, желтый — есть проблемы и зеленый — все хорошо. Например, математику многие выделяют красным цветом. Неудивительно, что этот предмет вызывает у учеников тревогу, потому что у нас за год сменилось два учителя математики, и у детей на самом деле есть проблемы с его усвоением. Одна девочка красным цветом отметила белорусский язык, другая — английский. Я иду к коллеге и выясняю, в чем проблема. Это может быть, например, отсутствие психологического контакта с педагогом или какая-то другая скрытая причина. Отучились первую четверть и снова раскрашивают карту — я смотрю, есть ли динамика.  Кто-то от красного цвета приходит к зеленому, но бывает и наоборот. Собираемся вместе и разговариваем: я, родители ученика и учитель-предметник. Так мы делаем каждую четверть. Сегодня мне есть о чем поговорить и на родительских собраниях, и на индивидуальных собраниях с родителями.

В карте самооценки учебных достижений разными цветами дети отмечают, какой у них настрой на их усвоение: красный — цвет тревоги, желтый — есть проблемы и зеленый — все хорошо. Фото автора.

Также дети каждую четверть заполняют «Лист моего успеха». Там есть графа «Моя цель»… В конце четверти я «буду знать…», «буду уметь…», «у меня будет…», «хочу в себе воспитать», «хочу развить в себе»… Дети сами ставят перед собой цель. Причем она необязательно должна быть связана с учебой. Например, есть в моем классе скромная девочка, которая стесняется поднять руку и ответить, потому что боится, что одноклассники будут смеяться, если она допустит ошибку. Я предлагаю ей: «Давай поставим цель: «к концу четверти я не буду бояться поднять руку». Перед каникулами учащиеся делают самооценку: что у них получилось хорошо, а что не получилось совсем, и в каком направлении надо двигаться дальше. А после все ждут от меня обратную связь.

Справка:

Обратная связь является фундаментом активной оценки. Хороший комментарий должен содержать четыре основных элемента: подчеркивание положительных сторон работы ученика, указание на то, что должно быть исправлено, над чем надо поработать дополнительно, подсказки и советы, как это можно сделать. Обратная связь должна стимулировать к дальнейшей работе.

Надежда НИКОЛАЕВА

Фото организаторов ЕdСаmр Bеlаrus — 2019

Выбор редакции

Общество

Жизненный путь Якова Крейзера. Первый комдив, получивший Звезду Героя, заслужил ее, защищая Борисов

Жизненный путь Якова Крейзера. Первый комдив, получивший Звезду Героя, заслужил ее, защищая Борисов

В начальный период Великой Отечественной войны упорные бои развернулись при обороне Борисова — старинного белорусского города на Березине.

Экономика

Цифровая экосистема платформенной экономики

Цифровая экосистема платформенной экономики

 Именно в платформенной среде будут формироваться цепочки создания стоимости.