Вы здесь

Воспитание искусством. Как это делается в Борисове


Большое всегда начинается с малого: река — с голубого ручейка, дорога — с первого шага, большой творец — с художественной школы. Впрочем, отсюда берет начало и общество, в котором хороших людей большинство, убежден директор Борисовской детской художественной школы Степан КЛИМЧУК.


«Никто из наших бывших и нынешних учеников во взрослой жизни не свернул на кривую дорожку», — говорит он. И это утверждение готов отстаивать с фактами в руках. Ведь работает здесь почти 30 лет: после окончания Академии искусств (учился у Василия Шаранговича на отделении графики, а после армии еще в творческих мастерских у Михаила Савицкого и Георгия Поплавского) не принял предложение остаться в Минске, а вернулся в Борисов.

— Нам в этом году 40 лет — школа была создана в 1979 году, первый директор Станислав Иванович Бояренко приложил очень много усилий для ее становления и развития. И хотя школа находилась в различных помещениях — то в Старо-, то в Ново-Борисове, но все учителя старались, чтобы школа громко о себе заявила и имела авторитет — и я убежден, что это удалось. У нас такая база, что иногда даже Университет культуры завидует, и одно из лучших помещений детской художественной школы в стране.  

В «лихие 90-е», говорит Степан Яковлевич, многие художники перешли на преподавательскую работу: некоторые считали ее временной, а его вот дело увлекло, втянуло с головой: «Одаренные дети, которые к нам приходят, как и взрослые творцы, — все разные, каждый со своей манерой. И задача учителя в том, чтобы не просто научить всему понемногу, а присмотреться, увидеть сильные и слабые стороны, раскрыть потенциал и подсказать, каким путем идти дальше. Только в прошлом году с республиканских и международных конкурсов мы привезли 51 диплом различных степеней, а наш бывший ученик Владимир Соколовский на «Осеннем салоне с Белгазпромбанком» занял 2-е место и получил годовую стипендию в 12,5 тысячи белорусских рублей».

Проходим по школе — внутри она оказывается гораздо более просторной и светлой, чем кажется с улицы. Кто-то из учеников изучает палитру от теплых до холодных цветов, создавая на листе яркую неповторимую мозаику, кто-то работает над классическим натюрмортом, так и эдак накладывая тени, пока другие «воюют» с карандашами, чтобы ухо, губы или глаза вышли естественно. Недостатка учеников здесь явно нет, хотя в классах и не тесно — скорее, уютно, а в кабинете керамики, несмотря на выключенные печи, дышат теплом глиняные фигурки, колокольчики, вазы, салфетницы и даже целые картины... Говорят, на недавних областных Дожинках изделия студии керамики имели особый успех, как и экспозиция юных борисовских художников «Самая лучшая мама на свете». При поддержке местной уроженки, сопредседателя Белорусского союза женщин Лилии Ананич, она выставлялась в Минске в Доме прессы. Да что там — из ученических работ на темы войны и мира к 200-летию войны 1812 года получился отдельный арт-проект — тематический календарь, а 30 лучших картин попали в фонды исторического дома-усадьбы борисовского коллекционера Ивана Колодеева.  

 — Конкурс в нашу школу уже много лет составляет два человека на место — это даже больше, чем в минском училище имени Ахремчика! — подтверждает директор мои наблюдения. — Почему? На мой взгляд, в этой отрасли выстроена хорошая система, развиваются платные услуги, которые больше мотивируют людей ценить занятия, и кто не уверен, действительно ли ему это нужно, либо еще не подходит по возрасту (на бюджетной основе мы принимаем детей 9–11 лет), может пойти в платные группы — если ребенок талантлив, принимаем даже с 5 лет. Глядя на нас, в Борисове открылось несколько других частных школ, которые, в результате также готовят детей к поступлению в нашу художественную школу.

Все ученики сначала знакомятся с основами изобразительного искусства: рисунок, живопись, композиция, а в четвертой четверти добавляется декоративно-прикладная композиция: соломоплетение, батик, графика. Параллельно работает любительский образцовый коллектив — студия по керамике «Пластика», и на протяжении года на предметах по выбору все желающие могут определить, что им больше по душе. Обучение длится пять лет, а при выпуске дети получают сертификаты государственного образца и могут дальше продолжать художественное образование — в том числе и на базе платных групп Борисовской детской художественной школы готовиться к поступлению в выбранный профильный вуз. «Я знаю такие случаи, когда наши выпускники поступают на дефицитную специальность, скажем, виртуальный дизайн, и проходят первыми по баллам! — с гордостью отмечает директор. — А многие и возвращаются: большинство нынешних учителей — тоже наши выпускники». 

— В школе рисование, как и музыку, обязательно изучают только до 4 класса. На ваш взгляд, насколько необходимо эстетическое образование дальше — подросткам, взрослым?

— Знаете, в свое время, например, в Японии культивировали изобразительное искусство и обязательно изучали его. На мой взгляд, и у нас необходимо, чтобы дети учились в музыкальной или художественной школе — ведь каждый человек талантлив, нужно только найти и развить его талант. А если речь о неблагополучной семье, то для талантливого ребенка искусство — один из шансов вырваться из этой среды, сформировать для себя другую «дорожную карту». Могу свидетельствовать на собственном примере: я родом из деревни, и родителям за работой не было дела, как я учился, какие оценки приносил. Но тут приехала моя сестра, которая училась на режиссуре в театрально-художественном институте, увидела мои рисунки и подтолкнула: давай, поступай на художника. Я так вдохновился, увидел цель, что за одну четверть исправил оценки на «хорошо» и «отлично»! Так и дети из неблагополучных семей — если в них увидеть дар, поддержать его и начать развивать, все в жизни пойдет по-другому. Почему я говорил, что с нашими учениками не было случаев, чтобы они пошли в жизни не по тому пути — ведь мы   постоянно ищем в работе, что мы не так сделали, что можно сделать лучше, усовершенствовать. Василя Быкова знают как великого писателя — а ведь он учился на скульптора в Витебском художественном училище, и в литературе раскрыл свой талант по той причине, что законы композиции одинаковы для всех видов и жанров искусства, это, по большому счету, законы гармонии, природы. ..

Что рисуют современные дети, если отнять у них гаджеты и дать творческую свободу? По-разному, отвечает Степан Климчук. В младших один из самых любимых — образ мамы, а также профессии родителей, в старших — молодежная среда, разнообразные увлечения. А если дети по-настоящему увлекаются какой-то темой, пусть ее даже подсказал учитель, получаются художественные композиции, которые нигде не подсмотришь и нарочно не придумаешь. Пленэры устраивают иногда просто во дворе школы, куда, например, для проекта к 200-летию войны 1812 года униформисты привозили карету с лошадьми, натурщиков в костюмах гусаров, стилизованные свадебные наряды ... "За последнее время у нас прошел ряд тематических проектов: известные женщины Борисовщины, 30 лет вывода войск из Афганистана — последнюю тему мы сделали буквально за две недели, и я увидел в детях такой всплеск патриотизма, что от души порадовался. И в прошлом году я выпускал прекрасную группу, с которой пошел бы в разведку. Младших, конечно, нужно еще воспитывать, чтобы они поверили в педагога и раскрылись сами».

— Мобильники на уроках мы запрещаем, чтобы дети не тратили внимание и не искали готовых решений в интернете. Но на гаджеты вы не сетуйте, — строго говорит Степан Яковлевич, — от них и польза есть, существует множество интересных образовательных приложений. Скажем, шаблоны-подсказки, как научиться рисовать руку или ногу, или фигуру в целом. Для детей это самое сложное — учесть все пропорции. Кстати, с этим лучше справляются девушки, особенно те, которые увлекались рисованием кукол и одежды для них. Мальчики же больше рисуют танки и технику, поэтому люди даются им труднее.

— Актуальные темы текущего и следующего года — 75-летие освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков и 75 лет Победы в Великой Отечественной войне. Как современные дети рисуют войну?

— У нас есть своеобразный «золотой фонд», подборка работ, посвященная Великой Отечественной войне, которая постоянно пополняется и часто выставляется в разных залах. Естественно, задолго до начала работы нынешним детям нужно рассказать о войне, так как не у всех живы дедушки и бабушки, которые были участниками и свидетелями событий. И мы стараемся вплетать личные истории, чтобы показать, что война была общей большой бедой, что затронуло буквально каждого. У меня самого один дед похоронен под Гданьском — он первый поднялся в атаку на пулеметы, а другой погиб в концлагере в Австрии... Это наша история, которую нельзя не знать, и дети очень серьезно, с уважением и трепетом воспринимают рассказы о ней.

Беседовала Виктория ТЕЛЕШУК

Фото автора и Анны ЗАНКОВИЧ

Выбор редакции

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».