Вы здесь

Воспитание искусством. Как это делается в Борисове


Большое всегда начинается с малого: река — с голубого ручейка, дорога — с первого шага, большой творец — с художественной школы. Впрочем, отсюда берет начало и общество, в котором хороших людей большинство, убежден директор Борисовской детской художественной школы Степан КЛИМЧУК.


«Никто из наших бывших и нынешних учеников во взрослой жизни не свернул на кривую дорожку», — говорит он. И это утверждение готов отстаивать с фактами в руках. Ведь работает здесь почти 30 лет: после окончания Академии искусств (учился у Василия Шаранговича на отделении графики, а после армии еще в творческих мастерских у Михаила Савицкого и Георгия Поплавского) не принял предложение остаться в Минске, а вернулся в Борисов.

— Нам в этом году 40 лет — школа была создана в 1979 году, первый директор Станислав Иванович Бояренко приложил очень много усилий для ее становления и развития. И хотя школа находилась в различных помещениях — то в Старо-, то в Ново-Борисове, но все учителя старались, чтобы школа громко о себе заявила и имела авторитет — и я убежден, что это удалось. У нас такая база, что иногда даже Университет культуры завидует, и одно из лучших помещений детской художественной школы в стране.  

В «лихие 90-е», говорит Степан Яковлевич, многие художники перешли на преподавательскую работу: некоторые считали ее временной, а его вот дело увлекло, втянуло с головой: «Одаренные дети, которые к нам приходят, как и взрослые творцы, — все разные, каждый со своей манерой. И задача учителя в том, чтобы не просто научить всему понемногу, а присмотреться, увидеть сильные и слабые стороны, раскрыть потенциал и подсказать, каким путем идти дальше. Только в прошлом году с республиканских и международных конкурсов мы привезли 51 диплом различных степеней, а наш бывший ученик Владимир Соколовский на «Осеннем салоне с Белгазпромбанком» занял 2-е место и получил годовую стипендию в 12,5 тысячи белорусских рублей».

Проходим по школе — внутри она оказывается гораздо более просторной и светлой, чем кажется с улицы. Кто-то из учеников изучает палитру от теплых до холодных цветов, создавая на листе яркую неповторимую мозаику, кто-то работает над классическим натюрмортом, так и эдак накладывая тени, пока другие «воюют» с карандашами, чтобы ухо, губы или глаза вышли естественно. Недостатка учеников здесь явно нет, хотя в классах и не тесно — скорее, уютно, а в кабинете керамики, несмотря на выключенные печи, дышат теплом глиняные фигурки, колокольчики, вазы, салфетницы и даже целые картины... Говорят, на недавних областных Дожинках изделия студии керамики имели особый успех, как и экспозиция юных борисовских художников «Самая лучшая мама на свете». При поддержке местной уроженки, сопредседателя Белорусского союза женщин Лилии Ананич, она выставлялась в Минске в Доме прессы. Да что там — из ученических работ на темы войны и мира к 200-летию войны 1812 года получился отдельный арт-проект — тематический календарь, а 30 лучших картин попали в фонды исторического дома-усадьбы борисовского коллекционера Ивана Колодеева.  

 — Конкурс в нашу школу уже много лет составляет два человека на место — это даже больше, чем в минском училище имени Ахремчика! — подтверждает директор мои наблюдения. — Почему? На мой взгляд, в этой отрасли выстроена хорошая система, развиваются платные услуги, которые больше мотивируют людей ценить занятия, и кто не уверен, действительно ли ему это нужно, либо еще не подходит по возрасту (на бюджетной основе мы принимаем детей 9–11 лет), может пойти в платные группы — если ребенок талантлив, принимаем даже с 5 лет. Глядя на нас, в Борисове открылось несколько других частных школ, которые, в результате также готовят детей к поступлению в нашу художественную школу.

Все ученики сначала знакомятся с основами изобразительного искусства: рисунок, живопись, композиция, а в четвертой четверти добавляется декоративно-прикладная композиция: соломоплетение, батик, графика. Параллельно работает любительский образцовый коллектив — студия по керамике «Пластика», и на протяжении года на предметах по выбору все желающие могут определить, что им больше по душе. Обучение длится пять лет, а при выпуске дети получают сертификаты государственного образца и могут дальше продолжать художественное образование — в том числе и на базе платных групп Борисовской детской художественной школы готовиться к поступлению в выбранный профильный вуз. «Я знаю такие случаи, когда наши выпускники поступают на дефицитную специальность, скажем, виртуальный дизайн, и проходят первыми по баллам! — с гордостью отмечает директор. — А многие и возвращаются: большинство нынешних учителей — тоже наши выпускники». 

— В школе рисование, как и музыку, обязательно изучают только до 4 класса. На ваш взгляд, насколько необходимо эстетическое образование дальше — подросткам, взрослым?

— Знаете, в свое время, например, в Японии культивировали изобразительное искусство и обязательно изучали его. На мой взгляд, и у нас необходимо, чтобы дети учились в музыкальной или художественной школе — ведь каждый человек талантлив, нужно только найти и развить его талант. А если речь о неблагополучной семье, то для талантливого ребенка искусство — один из шансов вырваться из этой среды, сформировать для себя другую «дорожную карту». Могу свидетельствовать на собственном примере: я родом из деревни, и родителям за работой не было дела, как я учился, какие оценки приносил. Но тут приехала моя сестра, которая училась на режиссуре в театрально-художественном институте, увидела мои рисунки и подтолкнула: давай, поступай на художника. Я так вдохновился, увидел цель, что за одну четверть исправил оценки на «хорошо» и «отлично»! Так и дети из неблагополучных семей — если в них увидеть дар, поддержать его и начать развивать, все в жизни пойдет по-другому. Почему я говорил, что с нашими учениками не было случаев, чтобы они пошли в жизни не по тому пути — ведь мы   постоянно ищем в работе, что мы не так сделали, что можно сделать лучше, усовершенствовать. Василя Быкова знают как великого писателя — а ведь он учился на скульптора в Витебском художественном училище, и в литературе раскрыл свой талант по той причине, что законы композиции одинаковы для всех видов и жанров искусства, это, по большому счету, законы гармонии, природы. ..

Что рисуют современные дети, если отнять у них гаджеты и дать творческую свободу? По-разному, отвечает Степан Климчук. В младших один из самых любимых — образ мамы, а также профессии родителей, в старших — молодежная среда, разнообразные увлечения. А если дети по-настоящему увлекаются какой-то темой, пусть ее даже подсказал учитель, получаются художественные композиции, которые нигде не подсмотришь и нарочно не придумаешь. Пленэры устраивают иногда просто во дворе школы, куда, например, для проекта к 200-летию войны 1812 года униформисты привозили карету с лошадьми, натурщиков в костюмах гусаров, стилизованные свадебные наряды ... "За последнее время у нас прошел ряд тематических проектов: известные женщины Борисовщины, 30 лет вывода войск из Афганистана — последнюю тему мы сделали буквально за две недели, и я увидел в детях такой всплеск патриотизма, что от души порадовался. И в прошлом году я выпускал прекрасную группу, с которой пошел бы в разведку. Младших, конечно, нужно еще воспитывать, чтобы они поверили в педагога и раскрылись сами».

— Мобильники на уроках мы запрещаем, чтобы дети не тратили внимание и не искали готовых решений в интернете. Но на гаджеты вы не сетуйте, — строго говорит Степан Яковлевич, — от них и польза есть, существует множество интересных образовательных приложений. Скажем, шаблоны-подсказки, как научиться рисовать руку или ногу, или фигуру в целом. Для детей это самое сложное — учесть все пропорции. Кстати, с этим лучше справляются девушки, особенно те, которые увлекались рисованием кукол и одежды для них. Мальчики же больше рисуют танки и технику, поэтому люди даются им труднее.

— Актуальные темы текущего и следующего года — 75-летие освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков и 75 лет Победы в Великой Отечественной войне. Как современные дети рисуют войну?

— У нас есть своеобразный «золотой фонд», подборка работ, посвященная Великой Отечественной войне, которая постоянно пополняется и часто выставляется в разных залах. Естественно, задолго до начала работы нынешним детям нужно рассказать о войне, так как не у всех живы дедушки и бабушки, которые были участниками и свидетелями событий. И мы стараемся вплетать личные истории, чтобы показать, что война была общей большой бедой, что затронуло буквально каждого. У меня самого один дед похоронен под Гданьском — он первый поднялся в атаку на пулеметы, а другой погиб в концлагере в Австрии... Это наша история, которую нельзя не знать, и дети очень серьезно, с уважением и трепетом воспринимают рассказы о ней.

Беседовала Виктория ТЕЛЕШУК

Фото автора и Анны ЗАНКОВИЧ

Выбор редакции

Культура

Хотим ли мы дожить до момента, когда наши дети совсем перестанут читать печатные книги?!

Хотим ли мы дожить до момента, когда наши дети совсем перестанут читать печатные книги?!

За последние годы «Академкнига» превратилась в центр самой разнообразной литературы. С ее директором Ольгой ГЛУХОВСКОЙ — наш разговор о книжной торговле и не только.

Общество

Руководитель брестского военно-исторического клуба «Гарнизон» о работе объединения  и реконструкциях обороны крепости-героя

Руководитель брестского военно-исторического клуба «Гарнизон» о работе объединения и реконструкциях обороны крепости-героя

Утро, Брестская крепость, выстрелы, взрывы, солдаты, вероломное нападение и героическая оборона — спустя десятилетия в печальный рассвет 22 июня 41-го современные реконструкторы обороны переносят зрителей каждый год.

Общество

Почему нужно проводить тепловую модернизацию?

Почему нужно проводить тепловую модернизацию?

В распоряжении, подписанном на прошлой неделе главой государства, есть пункт, касающийся капремонта жилищного фонда.

Общество

Что делать с безнадзорными животными?

Что делать с безнадзорными животными?

После прохождения юридической экспертизы на рассмотрение правительства поступит проект постановления Совета Министров «О вопросах по обращению с животными».